Объекты, предмет, метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть бухгалтерский учет и проанализировать его объекты, предмет и методы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия бухгалтерский учет;
Рассмотреть объекты, предмет и метод бухгалтерского учета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………................................ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ЕГО ОБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД
1.1 Понятие бухгалтерского учета……………………………………… 6
1.2 Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета…………………. 13
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ………… 20
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета на предприятии……………………………………………………………… 24
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
3.1 Проблемы развития бухгалтерского учета в РФ…………………..
3.2 Основные пути совершенствования бухгалтерского учета………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).docx

— 71.23 Кб (Скачать)

С распадом СССР и выделением России как нового государства в  ее экономической политике произошли  значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к принятой во всем мире системе Международных стандартов.

Изменения в экономической  системе Российской Федерации привели  к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному  изменению. В настоящее время  он далеко ушел от бухгалтерского учета  в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты  международного учета.

Тем не менее, сегодняшняя  система бухгалтерского учета в  России имеет свою специфику, которая  связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из “пережитков” старой системы  действительно являются пережитками, российская и советская школа  теории бухгалтерского учета разработала  некоторые понятия и методы, которые  не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в  практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят  номинальный характер, сводятся к  различию терминов и понятий.

Но некоторые особенности  современной российской системы  бухгалтерского учета объективно снижают  её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному  развитию экономики. Роль и концепции  бухгалтерского учета потерпели  кардинальные преобразования с переходом  российской экономики к рынку. Был  декларирован переход к современной  системе учета. И действительно, преобразованная система учета  много лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие  все же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство  в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также  самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму. Отсутствие реальной потребности в данных учета, которое наблюдалось до последнего времени, и достаточно низкая квалификация большинства бухгалтеров и потребителей бухгалтерской информации привели к тому, что подлинное развитие (т.е. движение и столкновение с различными проблемами) бухгалтерского учета для рыночной экономики в России только начинается.

Основой системы учета  в РФ являются законодательные акты, такие как “Положение о бухгалтерском  учете и отчетности” и другие, а также подзаконные нормативные  акты, издаваемые Правительством РФ, указы  Президента, письма Государственной  Налоговой Службы, а в некоторых  случаях письма Центрального Банка  РФ и распоряжения внебюджетных фондов, особенно Пенсионного.

В Федеральном законе "О  бухгалтерском учете" сформулированы следующие задачи:

- формирование полной  и достоверной информации о  деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией,  необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности  и выявление внутрихозяйственных  резервов, обеспечение ее финансовой  устойчивости.

Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в  Законе сформулированы и основные требования к его ведению:

- оценка имущества в  рублях;

- раздельный учет собственного  имущества и имущества других  организаций; непрерывность учета  во времени;

- ведение учета двойной  записью в системе счетов; соблюдение  тождества данных синтетического  и аналитического учета;

- отражение хозяйственных  операций на счетах без всякого  изъятия;

- раздельное отражение  затрат на производство и капитальные  вложения.

На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной  деятельности, принимаются различные  управленческие решения. Бухгалтерский  учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие  решения. Информация, получаемая в системе  бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

3.2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих  субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация: об аффинированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Начали с разработки и внедрения методики бухгалтерского учета для совместных предприятий, во множестве появившихся в конце восьмидесятых годов.

Был предложен и начал применяться новый план счетов бухгалтерского учета. В связи с этим была предложена трехзначная система счетов.

Было утверждено Положение  о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Ввели новый порядок учета накоплений, финансирования капитальных вложений и формирования капитала организаций и предприятий, создали возможности для учета операций по капитализации арендного имущества, резервов по сомнительным долгам, расчетов с акционерами, вексельного обращения и некоторых других явлений рыночной экономики.

Работа над проектом Закона о бухгалтерском учете показала, что жесткое регламентирование  методологии и организации бухгалтерского учета неприемлемо. Нужно переходить к новым регламентирующим документам - стандартам бухгалтерского учета. Первым был утвержден стандарт об учетной политике предприятия, содержащий общие правила бухгалтерского учета, повсеместно применяемые в мировой практике финансового учета и отчетности.

Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском  учете и отчетности имеются серьезные  проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой  инфраструктуры применения МСФО;

б) в формальном подходе  регулирующих органов и хозяйствующих  субъектов ко многим категориям, принципам  и требованиям бухгалтерского учета  и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в неоправданно высоких  затратах хозяйствующих субъектов  на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации  бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов  по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с  бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в недостаточности участия  профессиональных общественных объединений  и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской  отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также  в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров  и аудиторов, а также недостаточности  навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней  информации, а также существенно  ограничивает возможности полезного  использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего  развития бухгалтерского учета и  отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные  правовые акты, охватывающие большинство  объектов бухгалтерского учета и  отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и  опыт ведения бухгалтерского учета  и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание  необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

В начале этого года был принят стандарт “Бухгалтерская отчетность организации”, который максимально приблизил ее структуру и содержание к международным правилам, принятым в Объединенной Европе и в др. странах. В этом стандарте определено, что достоверной считается бухгалтерская отчетность, основанная на системном бухгалтерском учете, информация которого формируется исходя из принципов и правил, изложенных в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Этот стандарт даст толчок для развития совместных предприятий.  

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную  перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок  последовательного и успешного  выполнения системой бухгалтерского учета  и отчетности присущих ей функций  в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих  субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.  

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества  информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества  бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение  квалификации специалистов, занятых  организацией и ведением бухгалтерского  учета и отчетности, аудитом бухгалтерской  отчетности, а также пользователей  бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в  Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический  учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный  учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения  их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает  обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет  выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный  и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить  в тесной связи с изменениями  экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо  неоправданное затягивание процессов  преобразования бухгалтерского учета  и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете  и отчетности вне связи с изменениями  в хозяйственном механизме и  реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени  для практической отработки новых  методов и процедур сбора и обработки информации.

Информация о работе Объекты, предмет, метод бухгалтерского учета