Объекты, предмет, метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть бухгалтерский учет и проанализировать его объекты, предмет и методы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия бухгалтерский учет;
Рассмотреть объекты, предмет и метод бухгалтерского учета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………................................ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ЕГО ОБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД
1.1 Понятие бухгалтерского учета……………………………………… 6
1.2 Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета…………………. 13
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ………… 20
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета на предприятии……………………………………………………………… 24
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
3.1 Проблемы развития бухгалтерского учета в РФ…………………..
3.2 Основные пути совершенствования бухгалтерского учета………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).docx

— 71.23 Кб (Скачать)

Инвентаризация как элемент методов бухгалтерского учета позволяет путем проверки в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

Счета и двойная  запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия частей баланса и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению, пассивные – для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая - кредит. Для большинства счетов характерно наличие остатка (сальдо) на начало и на конец месяца и оборотов за месяц по дебету и кредиту. Необходимо помнить, что при одинаковом строении счетов назначение сторон (дебета и кредита) в активных и пассивных счетах различно.

Баланс в бухгалтерском учете рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации и их источников на определенную дату. Он делится на разделы и статьи и представляется в установленные адреса и сроки. По своему строению - это таблица, состоящая из двух частей: одна из которых - актив, отражающий состав и размещение хозяйственных средств, а другая - пассив - отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В переводе с латинского слово «баланс» означает «двухчашечный», или «весы», поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов: сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса. Его данные необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, для анализа финансового состояния и платежеспособности организации, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. В ней более детально в специальных формах рассматриваются имущественное и финансовое положение организаций, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчетах и балансах, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета вызваны необходимостью оценки в денежном выражении находящегося в распоряжении организации имущества и каждой совершенной хозяйственной операции, вызывающей изменения в составе хозяйственных средств и их источников. Так, например, установлено, что основные средства организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. в сумме затрат на их изготовление, приобретение, сооружение, а все виды оборотных средств - по фактической себестоимости. Под калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг) понимается расчет затрат, связанных с ее производством и реализацией, как по организации в целом, так и по видам продукции и на ее единицу. По данным бухгалтерского учета рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной и реализованной продукции. Состав и содержание калькуляционных статей могут определяться типовыми методическими рекомендациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1 НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ

В Российской Федерации создана  четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

 Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.

В Федеральном Законе «О бухгалтерском  учете» определяется роль и место  бухгалтерского учета в системе  законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие  методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность  организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности.

К нормативным документам второго уровня регулирования относятся  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений  — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском  учете». Положения представляют собой  общие предписания по ведению  бухгалтерского учета хозяйственных  операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила  составления, представления и публикации финансовой  отчетности.

Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровня.

Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных. Нормативные документы четвертого уровня не являются обязательными для всеобщего применения. Их назначение иное – определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов. Документы этого уровня, которые формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации, предусмотрены статьей 6 Закона «О бухгалтерском учете».

Изложенная структура  нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой продуманную  систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском  учете — обеспечить единообразный  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций организаций, а также составление  и представление сопоставимой и  достоверной отчетности об имущественном  положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.

По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции  Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации. Оно  разрабатывает и утверждает обязательные для всех субъектов предпринимательской  и иной деятельности нормативные  документы по методике и организации  бухгалтерского учета  и финансовой отчетности.

Закон «О бухгалтерском учете» определяет на самом высоком государственном  уровне нормы, которыми  обязаны  руководствоваться во всех вопросах бухгалтерского учета и отчетности руководители организаций, бухгалтеры и иные должностные лица.

Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому, трудовому и хозяйственному праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является  надежной правовой базой для совершенствования бухгалтерского учета в России в соответствии с потребностями развития рыночных отношений, международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

К основным задачам бухгалтерского учета Закон относит, во-первых, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном  положении для внутренних и внешних  пользователей — руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п.

Во-вторых, бухгалтерский  учет и отчетность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами.

Третья задача предполагает предотвращение отрицательных результатов  хозяйственной деятельности и выявление  внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость организации.

Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства  иностранных организаций, если это  не противоречит договорам России с  другими государствами. Все юридические  лица, зарегистрированные по российскому  законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.

Федеральные органы  утверждают обязательные для всех организаций  на территории России:

- Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

- Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы учета хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности;

- Методические указания и рекомендации по вопросам бухгалтерского учета.

Закон «О бухгалтерском учете» определяет также перечень отдельных  нормативных документов, которые  утверждаются руководителями, ответственными за организацию бухгалтерского учета.

Так же, для нормативного регулирования бухгалтерского учета существуют разного рода положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Согласно данному положению руководство организаций, в том числе и Фонда социального страхования РФ, самостоятельно определяет форму и методы бухгалтерского учета, отчетности и внутреннего контроля, выделяет на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения, исполнительные органы  и другие обособленные подразделения, входящие в состав организации (Фонда).

Положением предусматривается  ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с утвержденными Минфином России Планами счетов бухгалтерского учета  для коммерческих организаций, бюджетных  и других учреждений. Необходимо обеспечивать последовательное применение избранной учетной политики от одного отчетного года к другому; полностью отражать в учете все хозяйственные операции, осуществленные в данном отчетном периоде, включая результаты проведения инвентаризаций; правильно относить доходы и расходы к отчетным периодам, разграничивать в учете текущие издержки на эксплуатационную деятельность и затраты на капитальные вложения и иные инвестиции.

Данные, регистрируемые на счетах бухгалтерского учета, должны быть обоснованы первичными учетными документами, составленными  в момент совершения хозяйственной  операции, а если это невозможно — сразу после ее окончания.

Оценка имущества, обязательств и  хозяйственных операций, как предписывает Положение, проводится по первоначальной стоимости путем суммирования фактических  расходов в денежном выражении. Применение других видов оценок допускается  только в случаях, предусмотренных  законодательством.

Принципы оценки, принятые в Положении, полностью  соответствуют  международной практике. Так, финансовые вложения, материальные ресурсы и  нематериальные активы принимаются  на учет в сумме фактических затрат, связанных с их приобретением. Фактическая  стоимость материальных ресурсов, списываемых  в расходы, может быть определена: по средней фактической себестоимости  закупок, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости  последних по времени закупок (ЛИФО).

Незавершенное производство, переходящее  на следующий отчетный период, оценивается  по нормативной либо по плановой производственной себестоимости или только по себестоимости, включающей прямые статьи расходов, либо по стоимости сырья, материалов и  полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается по фактическим производственным затратам.

Готовая продукция оценивается  по фактической, нормативной или  плановой производственной себестоимости  либо по себестоимости, включающей прямые статьи расходов.

Покупные товары отражаются в учете  по фактической стоимости покупки  либо по продажным ценам. В балансе  их остатки всегда показываются по стоимости их приобретения. Отгруженные  товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в балансе по полной фактической, нормативной либо плановой себестоимости (как принято учетной политикой).

Положение исходит из принципа осмотрительности при оценке любых материальных оборотных  активов. Если цена на них в течение отчетного периода снизилась, либо некоторые из них морально устарели или частично утратили свое первоначальное качество, эти материальные ценности должны отражаться в отчетном бухгалтерском балансе по ценам возможной реализации, если они, ниже их первоначальной стоимости.

В соответствии с принципом  осмотрительности организация может  создавать резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями. Кроме того, создаются оценочные  резервы в случае обесценения  свободно котирующихся на фондовых биржах ценных бумаг, приобретенных организацией (если их стоимость оказалась, ниже стоимости приобретения). Задолженность по займам и кредитам отражается с учетом причитающихся к оплате процентов на отчетную дату. Сумма начисленных процентов относится к прочим расходом и учитывается на счетах финансовых результатов.

Информация о работе Объекты, предмет, метод бухгалтерского учета