Нормативное регулирование и реформирование бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

задачи:
- определение сущности международных стандартов финансовой отчетности, предпосылок их возникновения, а также основных принципов системы МСФО;
- рассмотрение российских и международных стандартов финансовой отчетности, их сравнительный анализ;
- рассмотрение мер, предпринимаемых в России для реформирования системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..……3
1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России……………………………………………………………………………………...5
1.1 Закон о бухгалтерском учете………………………………………………………...6
1.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации…………………………………………………………..…7
1.3 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)………………………………...……..8
1.4 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (с изменениями на 11 марта 2009 года)……………...………………………………………………………….10
1.5 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 4/99
"Бухгалтерская отчетность организаций"…………………………………………….12
1.6 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………...….14
2 Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации…………..…….16
2.1 Причины реформирования бухгалтерского учета………………………….……..17
3Журнал хозяйственных операции…………………………………………………….23
3.1Износ основных средств…………………………………………………………….25
3.2Определение процента отклонения по материальным ценностям……………….25
3.3Оборотная ведомость………………………………………………………………..26
3.4Корреспонденция счетов…………………………………………………………….27
3.5 Журналы – ордера……………………………………………………………….….29
4 Приложение А Бухгалтерский баланс……………………………………………….31
5 Приложение Б Отчет о прибылях и убытках…………………………………….….33
6 Список использованной литературы………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

ЧОу ВПО южно.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

В случаях, предусмотренных законодательством, организации публикуют

бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения (не

позднее 1 июня года, следующего за отчетным).

В разд. XI "Промежуточная бухгалтерская отчетность" указывается, что данная

отчетность составляется за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Она состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации. При составлении указанных форм отчетности исходят из общих требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, и правил оценки статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

Промежуточная бухгалтерская отчетность должна быть сформирована не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами организации.

              

1.6 План счетов бухгалтерского учета.              

 

В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности

бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и

группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем

приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка)

и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает

единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной

деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая

характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты

их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов

хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных

фактов.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации

утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный

перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета

специфических операций организации могут по согласованию с Министерством

финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные

синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности.

Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить

дополнительные субсчета, исключать или объединять. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно

выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются

экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены

экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных

операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале

отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного

процесса (разд. I "Внеоборотные активы", разд. II "Производственные запасы").

Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и

товаров, денежных средств и расчетов (разд. III - VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому. Обязательства организации отражены в разд. VI. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разд. VII, VIII). Основная часть организаций осуществила переход на новый План счетов с 1 января 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.

 

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой

экономики, была обусловлена общественным характером собственности и

потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем

информации, формировавшейся в системе бухгалтерского учета, выступало

государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также

планирующих, статистических и финансовых органов.

Изменение системы общественных отношений и правовой среды

определяет необходимость адекватного реформирования бухгалтерского учета. Национальную

систему бухгалтерского учета следует привести в соответствие с требованиями

рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО),

Начало реформированию бухгалтерского учета было положено в 1992 г.,

когда Верховный Совет РФ утвердил Государственную программу перехода Российской

Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в

соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В 1998 г.

Правительством РФ принята Программа реформирования бухгалтерского учета в

соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Согласно Программе среди основных направлений реформы можно назвать

следующие:

- совершенствование нормативного правового регулирования;

- формирование стандартов;

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания,

комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование уровня бухгалтерской

профессии, адекватного требованиям рыночной экономики);

- международное сотрудничество с соответствующими специализированными организациями (Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров и др.).

Подчеркивается, что при реформировании необходимо обеспечить

стабильность развития системы бухгалтерского учета, принимая во внимание

исторические и культурные традиции. Вместе с тем поставлена задача добиться

непротиворечивости российской системы бухгалтерского учета общепризнанным

подходам к его ведению. Следует сформировать оптимальную модель сосуществования

и взаимодействия систем налогообложения и бухгалтерского учета, создать

механизмы обеспечения открытости бухгалтерской отчетности.

Предполагается внести изменение в Федеральный закон «О

бухгалтерском учете», предусмотрев, что в организациях, подлежащих

обязательному аудиту, главный бухгалтер должен иметь квалификационный аттестат профессионального бухгалтера.

Программа реформирования бухгалтерского учета предусматривает

разработку положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, пересмотр регистров,

первичной учетной документации, плана счетов. Таким образом, национальная

система бухгалтерского учета находится в стадии формирования. Попробуем

охарактеризовать ее современное состояние.

 

2.1 Причины реформирования бухгалтерского учета.

 

В последние годы происходят количественные и качественные изменения в составе специалистов, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и бухгалтерской от четности, появилась значительная группа людей, видом деятельности которых является оказание услуг в области бухгалтерского учета. казанные изменения разнородны, и каждое из них по-своему влияет на процесс реформирования бухгалтерского учета в стране.

По нашим оценкам, в стране на начало 2007 г. в учетном процессе заняты около 7 млн. чел., к ним относятся главные бухгалтеры и бухгалтеры, аудиторы и иные специалисты, не считая работников сопутствующей инфраструктур (компьютерные технологии, оценочная деятельность и др.). Число главных бухгалтеров и их заместителей возросло в результате резкого увеличения количества хозяйствующих субъектов. Это не могло не отразиться на качественном уровне состава бухгалтерских кадров и их отношении к процессам, происходящим в бухгалтерском учете и предпринимательской деятельности на этапе развития рыночной экономики России.

Применение понятия "люди бухгалтерской профессии" или "бухгалтерская профессия" стало естественным проявлением этих изменений. На вопрос: что по своей сути представляет собой это понятие? – каждый специалист ответит по-своему. Большинство отметят, что представители этой профессии в основном заняты исчислением налогов, другие скажут, что они составляют бухгалтерскую отчетность, а третьи – что они рассчитывают их оплату труда и организуют учет материалов и иного имущества. И каждый будет прав.

 

В Толковом словаре С. И. Ожегова под словом "профессия" понимается род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования.

Осуществляемое реформирование бухгалтерского учета в стране затрагивает непосредственных его исполнителей. Отход от жесткого регламентирования ведения бухгалтерского учета со стороны государства (в первую очередь уполномоченного им органа – Министерства финансов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти в части регулирования отраслевых особенностей ведения учета по подведомственным сферам деятельности) ведет к повышению личностного фактора в организации учетного процесса непосредственно в экономическом субъекте. Возрастает значение принятия и разработки учетной политики каждым юридическим лицом. Поэтому повышаются требования к уровню квалификации и образования специалистов, разрабатывающих эту политику. Тем более, что учетная политика значительно расширяет свои границы, помимо традиционного бухгалтерского учета в ней должны быть предусмотрены требования к ведению управленческого учета, формированию налоговой отчетности, сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, а для отдельных организаций финансовой отчетности, формируемой по требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) или американскому ГААП.

На происходящие изменения также повлияло создание института независимого аудита. Как известно, необходимость проведения аудиторских проверок вызвана потребностями бизнес-сообщества и государства в подтверждении достоверности представляемой участниками предпринимательской деятельности бухгалтерской отчетности. От уверенности в ее качестве зависит обоснованность принимаемых решений пользователями бухгалтерской информации, в которой заинтересованы многие участники деловых отношений, особенно когда собственник оторван от оперативного управления своим имуществом. В этих условиях на аудитора возложены определенные обязанности и требования к осуществлению аудиторской проверки и оказанию других сопутствующих услуг.

Бухгалтеров и аудиторов объединяет одна сфера деятельности бухгалтерский учет и его производный продукт – бухгалтерская отчетность. От тех и от других требуется постоянное внимание по развитию и совершенствованию бухгалтерского учета. На это нацеливает и принятая в 2004 г. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Общим для них является наличие законодательных норм, обусловливающих их деятельность, для бухгалтеров – Федеральный закон "О бухгалтерском учете", для аудиторов – Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". В настоящее время ведется работа над внесением изменений в указанные законодательные акты.

О роли главного бухгалтера и возглавляемой им службы

Среди рассматриваемых вопросов в ходе законодательной работы затрагиваются проблемы, связанные с развитием бухгалтерской профессии. Это касается и вопросов регулирования деятельности своей профессии через деятельность профессиональных объединений, или саморегулируемых организаций (СРО).

Определенным толчком к рассмотрению многих вопросов, связанных с бухгалтерской профессией, послужила подготовка и обсуждение проекта федерального акта о бухгалтерском учете.

Общение с бухгалтерами, научными и преподавательскими кадрами, другими специалистами выявило, что много замечаний и возражений вызвало отсутствие в законопроекте положений, связанных с организационными вопросами ведения бухгалтерского учета и правовым статусом и функциями главного бухгалтера. На протяжении многих лет они регулировались государством (в эпоху централизованно планируемой экономики действовали положения и о бухгалтерских отчетах и балансах, и о главных бухгалтерах). Что касается статьи 7 действующего закона, то с юридической точки зрения и с точки зрения сложившейся практики ее применения наличие статьи в законе неправомерно. Вопросы о главном бухгалтере и его функциях должны решаться руководителем организации, а ответственность устанавливаться соответствующим законодательством (например, об уголовной или административной ответственности).

Вряд ли должностные обязанности только одного должностного лица из многих имеющихся в организации (например, упомянутого финансового директора или главного инженера) должны регламентироваться законодательным актом. В действующем законе предусмотрено дублирование ответственности за одно и то же действие разных должностных лиц в части соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций и наличии в корпоративном законодательстве нормы о единоначалии в ведении дел акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или унитарного предприятия. По нашему мнению, такое дублирование недопустимо, хотя многие возводят это в достоинство действующего закона – ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, а главный бухгалтер ответственен за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

На практике некоторые главные бухгалтеры назначались на должность не руководителем организации, а, например, общим собранием акционерного общества. В большинстве юридических лиц не соблюдается требование закона о подчинении главного бухгалтера непосредственно руководителю организации, во многих случаях главный бухгалтер подчинен одному из заместителей руководителя (в том числе самому себе).

Информация о работе Нормативное регулирование и реформирование бухгалтерского учета