Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает. Сейчас, для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1. ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
1.2. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.4. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПБУ 1/2008 "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ"
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.........................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

      Каждая  организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму  ее подачи: в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т.п. (п.1 и 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07. 2003 № 67н).

 

2. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"

 

      ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. № 106н. Положение включает четыре раздела:

      І. Общие положения;

      II. Формирование учетной политики;

      III. Изменение учетной политики;

      IV. Раскрытие учетной политики.

      В разд. I "Общие положения" дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

      Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

      Раздел II "Формирование учетной политики". Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/2008 допущений и требований.

      Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства  организации существуют обособленно  от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических  лиц, находящегося у данной организации.

      Допущение непрерывности деятельности организации  означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем  и у нее отсутствует намерение  ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.

      Допущение последовательности применения учетной  политики означает, что выбранная  организацией учетная политика применяется  последовательно от одного отчетного  года к другому. Изменение учетной политики возможно в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности.

      Допущение временной определенности фактов хозяйственной  деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени  поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

      Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером организации или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

      При этом утверждаются:

      ♦ рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

      ♦ формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

      ♦ порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

      ♦ способы оценки активов и обязательств;

      ♦ правила документооборота и технология обработки учетной информации;

      ♦ порядок контроля за хозяйственными операциями;

      ♦ другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

      Принятая  организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

      Раздел III "Изменение учетной политики". Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

      ♦ изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

      ♦ разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное  представление фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

      ♦ существенного изменения условий хозяйствования, связанных с реорганизацией, изменением видов хозяйствования, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

      Не  считается изменением учетной политики утверждение способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

      Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном для учетной политики. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

      Последствия изменения учетной политики, оказавшие  или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или), движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

      Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

      При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

      Раздел  IV "Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

      К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной  политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся следующие способы:

      ♦    амортизация основных средств, нематериальных и иных активов;

      ♦ оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

      ♦ признание выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

      В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую  информацию:

      - причину изменения учетной политики;

      - содержание изменения учетной  политики;

      - порядок отражения последствий  изменения учетной политики в  бухгалтерской отчетности;

      - суммы корректировок, связанных  с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской  отчетности за каждый из представленных  отчетных периодов, а если организация  обязана раскрывать информацию  о прибыли, приходящейся на  одну акцию, - также по данным  о базовой и разводненной прибыли  (убытку) на акцию;

      - сумму соответствующей корректировки,  относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным  в бухгалтерской отчетности, - до  той степени, до которой это  практически возможно.

      Если  изменение учетной политики обусловлено  применением нормативного правового  акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также  подлежит факт отражения последствий  изменения учетной политики в  соответствии с порядком, предусмотренным  этим актом.

      Изменения учетной политики на год, следующий  за отчетным, объявляются в пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности организации.

 

      

Заключение

 

      Обобщая все выше сказанное, можно сделать  следующий вывод.

      К нормативной базе бухгалтерского учета  относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги.

      В России продолжается работа по совершенствованию  нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Цель преобразований системы отечественного бухгалтерского учета - привести ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, а информацию, содержащейся в бухгалтерской отчетности, - с требованиями, установленными международными стандартами финансовой отчетности.

      Важной  составляющей нормативного обеспечения  является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Для этого необходимо обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки активов и обязательств, создать механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

      Совершенствование нормативного правового регулирования  включает не только создание нормативной  базы бухгалтерского учета, но и обоснование  законодательных актов в области  гражданского (включая законы об организациях различных организационно-правовых форм), финансового и налогового права и др.

      Одним из итогов выполнения работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами явилось создание системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета, где ключевым элементом стала  разработка новых и уточнение  ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом осуществляется переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерством финансов Российской Федерации, с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность с акцентом на регулирование финансового учета.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в Российской Федерации