Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:17, курсовая работа
Нематериальные активы – это хозяйственные средства, не имеющие материально-вещественной структуры, используемые в хозяйственный деятельности более 12 месяцев, приносящие доход организации в будущем; определённая группа активов предприятия, обладающих способностью приносить чистый доход (или создающих условия для получения чистого дохода), способностью отчуждения, используемых в течение длительного (более года) срока, но не имеющих физического содержания.
Объекты нематериальных активов должны соответствовать следующим условиям:
1) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
2) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
3) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
В России такой период составляет 20 лет беспрерывной эксплуатации. В Китае срок полезного использования в аналогичных случаях составляет 10 лет. В США в подобных ситуациях принято ориентироваться на так называемый разумный период, не превышающий 40 лет.
По нематериальным активам, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований, и нематериальным активам бюджетных организаций амортизация не начисляется.
Имеется возможность не начислять
амортизационные отчисления по некоторым
видам нематериальных активов, перечень
которых предприятие
Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета. Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учёта.
1.6 Показатели эффективности использования НА
К нематериальным активам
относятся патенты, лицензии, торговые
марки и товарные знаки, права
на пользование природными и иными
ресурсами, программные продукты для
ЭВМ, новые технологии и технические
решения, приносящие выгоду в процессе
хозяйственной деятельности. Инвестиции
в нематериальные активы окупаются
в течение определенного
Объектами анализа являются:
-объём и динамика нематериальных активов;
-структура и состояние нематериальных активов по видам, срокам полезного использования, источникам образования, правовой защищённости;
-доходность и оборачиваемость нематериальных активов;
-ликвидность нематериальных активов и степень риска вложений капитала в данный вид активов.
Анализ динамики и структуры нематериальных активов (таблица 1) можно провести по данным баланса предприятия и приложения к нему.
Из таблицы следует, что основную долю в структуре НА занимают интеллектуальные продукты (патенты, авторские права, программы для ЭВМ и др.), хотя за отчётный период абсолютная их величина и относительная доля в общей сумме несколько уменьшилась. Это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия, так как в отчётном году не было инвестиций в данный вид активов.
В ходе последующего анализа целесообразно изучить состав НА по источникам их поступлений: государственные субсидии, внесённые учредителями, приобретённые за плату или в обмен на другое имущество, полученные безвозмездно от юридических и физических лиц. На анализируемом предприятии все НА сформированы за счёт собственных средств предприятия.
По степени правовой защищённости различают следующие группы НА: защищённые авторскими правами, патентами на изобретение; свидетельствами на полезную модель; зарегистрированными лицензиями; патентами на промышленные образцы; свидетельствами на товарный знак;
свидетельствами на право
пользования наименованием мест
происхождения товара; свидетельствами
об официальной регистрации
По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что за отчётный период несколько изменилась структура НА по степени их защищённости: увеличилась доля активов, защищённая лицензиями, патентами и авторскими правами и уменьшилась доля незащищённых НА, что следует оценить положительно.
Согласно данным таблицы 3, средний срок полезного использования результатов промышленного новшества составляет 5-6 лет, что вполне нормально для современных условий. Доля нематериальных активов со сроком полезного использования более 10 лет на анализируемом предприятии составляет 9,3 %. Это в основном права на пользование землёй и другими природными ресурсами.
Таблица 3
По степени ликвидности и риска инвестиции в НА могут быть разбиты
на три группы: высоколиквидные,
среднеликвидные и
значительно труднее, чем
основные средства и оборотные активы.
Необоснованный рост нематериальных активов
приводит к уменьшению собственного
оборотного капитала, снижению показателя
текущей ликвидности и
Вложение средств в нематериальные активы преследует цель - получение дополнительной прибыли от их использования. Поэтому эффективность их использования оценивается по уровню дополнительного дохода на рубль вложенного капитала в нематериальные активы (ДВК):
Величина этого показателя
зависит от рентабельности данного
вида активов (отношение полученной
прибыли к сумме амортизации
нематериальных активов) и коэффициента
их оборачиваемости (отношение суммы
годовой амортизации по нематериальным
активам к среднегодовой
П - прибыль, полученная от использования нематериальных активов; НА — среднегодовая стоимость нематериальных активов;
Ам - сумма годовой амортизации по нематериальным активам.
Из таблицы 4 следует, что за отчётный год отдача нематериальных активов снизилась на 0,02 руб. Этому способствовало уменьшение рентабельности и снижение коэффициента оборачиваемости данного вида активов.
Если для расчёта эффективности использования нематериальных активов по предложенной методике отсутствует информация о сумме прибыли, полученной от применения интеллектуального продукта, то доходность нематериальных активов рассчитывается по общепринятой формуле доходности всего капитала:
В - выручка от реализации продукции и услуг; П/В - рентабельность продаж; В/НА - отдача материальных активов. Эффективность НА будет повышаться, если темпы роста прибыли и выручки будут опережать темпы роста нематериальных активов.
1.7 Пути повышения эффективности использования НА
Очень распространённой ошибкой в решении задачи повышения эффективности работы компании является игнорирование нематериальных активов. А эти ресурсы могут дать значительные преимущества.
Нематериальные ресурсы ценны тем, что они приносят результаты, не требуя финансовых вложений.
Основные виды нематериальных ресурсов:
Принято считать, что формирование бренда – очень дорогое занятие. Но ведь не обязательно тратить огромные деньги на прокачку рекламы, не малых результатов можно добиться и от работы с клиентами. «Сарафанное радио» никто не отменял, и для небольших компаний это самый эффективный способ сделать себе имя.
Сейчас набирает популярность
уже успешное на западе
Имидж силён, надо только научиться им пользоваться.
Первая - работа с профессионалами.
Держать хорошего сотрудника
дорого, но гораздо дешевле, чем
двух «посредственных». Такой подход
целесообразен для небольших
и развивающихся компаний, для
специфической работы, также для
руководящих должностей. Критерий -
работа, требующая принятия решений,
знаний специфики или
Вторая - работа с "посредственными"
сотрудниками. Эта стратегия работает
тогда, когда в компании
Идеальный вариант - держать
дорогих профессионалов для выполнения
специфической и сложной
Попробуйте оценить своих сотрудников:
«Золотой резерв» – это именно те, кто несет золотые яйца в вашу корзину. Как правило, к ним относятся узкие или высокопрофессиональные специалисты; результативные менеджеры, несущие на себе ответственность и зачастую делающие даже больше, чем нужно.
Как правило, таких сотрудников около 20% и они приносят 80% результатов. Ваша задача - не терять их ни в коем случае. Предоставлять комфортные условия работы, «особые» привилегии, личное отношение. Но важно – контролировать их работу, не отдавать все карты, растить учеников, создавать конкуренцию, иметь рычаги давления.
«Основной персонал» - чистые исполнители. Работают по команде, не любят брать на себя лишнее, но должностные инструкции выполняют исправно. Их в компании большинство – около 60%. Это ваш фундамент - трудяги, которые выполняют текущую необходимую работу, и тянут на себя львиную долю затрат.
Ваши задачи: 1) обеспечить условия работы - четкие инструкции, среднерыночная заработная плата, прозрачная оплата труда; 2) «выжимать» эффективность - система премирования по результатам, показатели работы.
«Текучка» - низко квалифицированные или начинающие работники. Выполняют «механическую» работу, не требующую особых знаний – делают то, что другие не хотят. Хоть зарплата и небольшая, но зачастую затрат на них больше, чем пользы. Такие работники часто меняются.
Ваша задача – избавляться. Их работу лучше автоматизировать или распределить по остальным сотрудникам. Но совсем избавиться от такого груза трудно и каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Основным фактором, способным снизить материальные издержки на персонал, выступает нематериальная мотивация: комфортная психологическая обстановка, прозрачные процедуры работы, объективная оценка труда.
Сейчас многие люди больше ценят комфорт на работе, чем оплату на 10% больше, но с ежедневной нервотрёпкой. Да и вы, пожалуй, предпочтёте заплатить больше в супермаркете, чем сэкономить на рынке.
Формирование такой культуры очень сложная задача, и прежде всего, это задача руководителя компании. Но и сила этого ресурса также велика. Именно корпоративный настрой – тот ресурс, с помощью которого идея превращается в компанию. Это не пустой звук, на первоначальных этапах развития у компании нет практически никаких финансов, и именно настрой основателя и команды становятся тем единственным ресурсом, который может вывести компанию на орбиту успеха.