Нематериальные активы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Нематериальные активы – это хозяйственные средства, не имеющие материально-вещественной структуры, используемые в хозяйственный деятельности более 12 месяцев, приносящие доход организации в будущем; определённая группа активов предприятия, обладающих способностью приносить чистый доход (или создающих условия для получения чистого дохода), способностью отчуждения, используемых в течение длительного (более года) срока, но не имеющих физического содержания.
Объекты нематериальных активов должны соответствовать следующим условиям:
1) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
2) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
3) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;

Работа содержит 1 файл

4. Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам.docx

— 247.86 Кб (Скачать)

В России такой период составляет 20 лет беспрерывной эксплуатации. В  Китае срок полезного использования  в аналогичных  случаях  составляет 10 лет. В США в подобных ситуациях  принято ориентироваться на так  называемый разумный период, не превышающий 40 лет.

         По нематериальным активам, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований, и нематериальным активам бюджетных организаций амортизация не начисляется.

Имеется возможность не начислять  амортизационные отчисления по некоторым  видам нематериальных активов, перечень которых предприятие устанавливает  самостоятельно. Обычно к ним относятся  активы, стоимость которых не уменьшается  с годами (например, товарные знаки).

Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта  к бухгалтерскому учету, и начисляются  до полного погашения стоимости  этого объекта либо выбытия этого  объекта с бухгалтерского учета. Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с первого  числа месяца, следующего за месяцем  полного погашения стоимости  этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учёта.

1.6 Показатели  эффективности использования НА

К нематериальным активам  относятся патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, права  на пользование природными и иными  ресурсами, программные продукты для  ЭВМ, новые технологии и технические  решения, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности. Инвестиции в нематериальные активы окупаются  в течение определенного периода  за счет дополнительной прибыли, получаемой предприятием в результате их применения, и за счёт амортизационных отчислений. С развитием рыночных отношений увеличиваются размер и доля нематериальных активов в общей сумме капитала предприятия. Увеличивается и экономический интерес в повышении доходности предприятия за счёт использования исключительного права предприятия на результаты интеллектуальной деятельности. Отсюда анализ эффективности использования нематериальных активов имеет важное значение. Наиболее полно методика описана А.Д. Шереметом.

         Объектами анализа являются:

-объём и динамика нематериальных активов;

-структура и состояние нематериальных активов по видам, срокам полезного использования, источникам образования, правовой защищённости;

-доходность и оборачиваемость нематериальных активов;

-ликвидность нематериальных активов и степень риска вложений капитала в данный вид активов.

Анализ динамики и структуры  нематериальных активов (таблица 1) можно провести по данным баланса предприятия и приложения к нему.

                                                                                                          Таблица 1

Из таблицы следует, что  основную долю в структуре НА занимают интеллектуальные продукты (патенты, авторские права, программы для ЭВМ и др.), хотя за отчётный период абсолютная их величина и относительная доля в общей сумме несколько уменьшилась. Это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия, так как в отчётном году не было инвестиций в данный вид активов.

         В ходе последующего анализа целесообразно изучить состав НА по источникам их поступлений: государственные субсидии, внесённые учредителями, приобретённые за плату или в обмен на другое имущество, полученные безвозмездно от юридических и физических лиц. На анализируемом предприятии все НА сформированы за счёт собственных средств предприятия.

         По степени правовой защищённости различают следующие группы НА: защищённые авторскими правами, патентами на изобретение; свидетельствами на полезную модель; зарегистрированными лицензиями; патентами на промышленные образцы; свидетельствами на товарный знак;

свидетельствами на право  пользования наименованием мест происхождения товара; свидетельствами  об официальной регистрации программных  продуктов, баз данных и т.д.

                                                                                                               Таблица 2

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что за отчётный период несколько изменилась структура НА по степени их защищённости: увеличилась доля активов, защищённая лицензиями, патентами и авторскими правами и уменьшилась доля незащищённых НА, что следует оценить положительно.

Согласно данным таблицы 3, средний срок полезного использования результатов промышленного новшества составляет 5-6 лет, что вполне нормально для современных условий. Доля нематериальных активов со сроком полезного использования более 10 лет на анализируемом предприятии составляет 9,3 %. Это в основном права на пользование землёй и другими природными ресурсами.

Таблица 3

По степени ликвидности  и риска инвестиции в НА могут быть разбиты

на три группы: высоколиквидные, среднеликвидные и трудноликвидные. Вообще нематериальные активы при оценке ликвидности имущества предприятия  принято относить к низколиквидным, так как реализовать их

значительно труднее, чем  основные средства и оборотные активы. Необоснованный рост нематериальных активов  приводит к уменьшению собственного оборотного капитала, снижению показателя текущей ликвидности и замедлению оборачиваемости совокупного капитала.

Вложение средств в  нематериальные активы преследует цель - получение дополнительной прибыли  от их использования. Поэтому эффективность  их использования оценивается по уровню дополнительного дохода на рубль  вложенного капитала в нематериальные активы (ДВК):

                                                                                                             (1.9)

Величина этого показателя зависит от рентабельности данного  вида активов (отношение полученной прибыли к сумме амортизации  нематериальных активов) и коэффициента их оборачиваемости (отношение суммы  годовой амортизации по нематериальным активам к среднегодовой первоначальной их стоимости). Взаимосвязь данных показателей  можно представить следующим  образом:

                                                                                                                 (1.10)

, где:

П - прибыль, полученная от использования  нематериальных активов;       НА — среднегодовая стоимость нематериальных активов;

Ам - сумма годовой амортизации  по нематериальным активам.

Из таблицы 4 следует, что  за отчётный год отдача нематериальных активов снизилась на 0,02 руб. Этому способствовало уменьшение рентабельности и снижение коэффициента оборачиваемости данного вида активов.

                                                                                                     Таблица 4

Если для расчёта эффективности использования нематериальных активов по предложенной методике отсутствует информация о сумме прибыли, полученной от применения интеллектуального продукта, то доходность нематериальных активов рассчитывается по общепринятой формуле доходности всего капитала:

                                                                                                           (1.11)

, где:

В - выручка от реализации продукции и услуг; П/В - рентабельность продаж; В/НА - отдача материальных активов. Эффективность НА будет повышаться, если темпы роста прибыли и выручки будут опережать темпы роста нематериальных активов.

1.7 Пути повышения  эффективности использования НА

Очень распространённой ошибкой в решении задачи повышения эффективности работы компании является игнорирование нематериальных активов. А эти ресурсы могут дать значительные преимущества.

Нематериальные ресурсы  ценны тем, что они приносят результаты, не требуя финансовых вложений.

Основные виды нематериальных ресурсов:

  1. Имидж, бренд, или проще – восприятие компании потребителем. Что даёт – клиентов.

Принято считать, что формирование бренда – очень дорогое занятие. Но ведь не обязательно тратить огромные деньги на прокачку рекламы, не малых  результатов можно добиться и  от работы с клиентами. «Сарафанное  радио» никто не отменял, и для  небольших компаний это самый  эффективный способ сделать себе имя.

 Сейчас набирает популярность  уже успешное на западе направление  партизанского или директивного  маркетинга. Это философия эффективного  и малозатратного продвижения  компании, в основе которой лежит  принцип нестандартности и внимания  клиенту - "продавай другу" - а не массированная реклама  за бешеные деньги.

Имидж силён, надо только научиться им пользоваться.

  1. Сотрудники. Что даёт – скорость и качество выполнения работ, результат. Можно выделить две основные стратегии работы с персоналом.

 Первая - работа с профессионалами.  Держать хорошего сотрудника  дорого, но гораздо дешевле, чем  двух «посредственных». Такой подход  целесообразен для небольших  и развивающихся компаний, для  специфической работы, также для  руководящих должностей. Критерий - работа, требующая принятия решений,  знаний специфики или управление  людьми.

 Вторая - работа с "посредственными"  сотрудниками. Эта стратегия работает  тогда, когда в компании действуют  прозрачные процедуры работы, документоборота,  оценки производительности и  оплаты труда. На отработанные процессы можно принимать менее профессиональных и соответственно дешевых работников.

Идеальный вариант - держать  дорогих профессионалов для выполнения специфической и сложной работы, а на работу, не требующую большого ума, нанимать дешевый персонал, но с условием подготовленной для них  почвы (процессов).

Попробуйте оценить своих  сотрудников:

«Золотой резерв» –  это именно те, кто несет золотые  яйца в вашу корзину. Как правило, к ним относятся узкие или  высокопрофессиональные специалисты; результативные менеджеры, несущие  на себе ответственность и зачастую делающие даже больше, чем нужно.

Как правило, таких сотрудников  около 20% и они приносят 80% результатов. Ваша задача - не терять их ни в коем случае. Предоставлять комфортные условия  работы, «особые» привилегии, личное отношение. Но важно – контролировать их работу, не отдавать все карты, растить учеников, создавать конкуренцию, иметь рычаги давления.

«Основной персонал» - чистые исполнители. Работают по команде, не любят  брать на себя лишнее, но должностные  инструкции выполняют исправно. Их в компании большинство – около 60%. Это ваш фундамент - трудяги, которые  выполняют текущую необходимую  работу, и тянут на себя львиную  долю затрат.

Ваши задачи: 1) обеспечить условия работы - четкие инструкции, среднерыночная заработная плата, прозрачная оплата труда; 2) «выжимать» эффективность - система премирования по результатам, показатели работы.

«Текучка» - низко квалифицированные  или начинающие работники. Выполняют  «механическую» работу, не требующую  особых знаний – делают то, что другие не хотят. Хоть зарплата и небольшая,  но зачастую затрат на них больше, чем  пользы.  Такие работники  часто  меняются.

Ваша задача – избавляться. Их работу лучше автоматизировать или  распределить по остальным сотрудникам. Но совсем избавиться от такого груза  трудно и каждый случай нужно рассматривать  отдельно.

 Основным фактором, способным  снизить материальные издержки  на персонал, выступает нематериальная  мотивация:  комфортная психологическая  обстановка, прозрачные процедуры  работы, объективная оценка труда. 

Сейчас многие люди больше ценят комфорт на работе, чем оплату на 10% больше, но с ежедневной нервотрёпкой. Да и вы, пожалуй, предпочтёте заплатить больше в супермаркете, чем сэкономить на рынке.

  1. Корпоративный дух. Именно корпоративный дух, сплочённость, настрой сотрудников помогает выводить компанию в трудные времена, решать сложные задачи, делать невозможное возможным.

Формирование такой культуры очень сложная задача, и прежде всего, это задача руководителя компании. Но и сила этого ресурса также  велика. Именно корпоративный настрой  – тот ресурс, с помощью которого идея превращается в компанию. Это  не пустой звук, на первоначальных этапах развития у компании нет практически  никаких финансов, и именно настрой  основателя и команды становятся тем единственным ресурсом, который  может вывести компанию на орбиту успеха.

Информация о работе Нематериальные активы предприятия