Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, лекция

Описание работы

Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.

Содержание

1. Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций.
2. Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
5. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

Лекция № 3.doc

— 208.50 Кб (Скачать)
 

   Общие вопросы раскрытия  информации.

   Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной политики и бухгалтерской отчетности, а также раскрытие соответствующей информации.

   Активы  и обязательства  организации.

   Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств.

   Финансовые  результаты организации.

   Стандарты этой группы устанавливают особенности  бухгалтерского учета и отражения  в бухгалтерской отчетности отдельных видов операций, доходов и расходов.

   Вместо  трех положений:

   1. «Сводная  бухгалтерская отчетность».

   2. «Прибыль  на акцию».

   3. «Доверительное  управление имуществом»,

   были  выпущены Методические указания. Это  связано с неготовностью Минфина  РФ по ряду причин на данном этапе сформулировать по этим вопросам ПБУ.

   Разработанные Положения по бухгалтерскому учету  в значительной степени соответствуют  аналогичным международным стандартам. При этом значимость российских подходов к постановке стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. 

5. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета.

   Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету  при Министерстве финансов РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г.) определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.

   Правительством  РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями  рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

   1. Совершенствование  нормативного правового регулирования.

   2. Формирование  нормативной базы (стандарты).

   3. Методическое  обеспечение (инструкции, методические  указания, комментарии).

   4. Кадровое  обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета).

   5. Международное  сотрудничество (вступление и активная  работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности.)

   В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета, учетная политика предприятия трактуется как выбранная  им совокупность от дельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержании метода бухгалтерского учета.

   В пункте 8 Международного стандарта бухгалтерского учета № 1 «Раскрытие учетной политики» установлено, что учетная политика охватывает принцип, основы, обычаи, правила и процедуры, принятые руководством для подготовки и представления финансовой отчетности, т. е. данный стандарт в первую очередь ориентирован на внешних пользователей учетной информации.

   Формирует учетную политику предприятия ее руководитель. При этом он исходит  из обязательного соблюдения допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.

   Методологический  аспект раскрывает природу отдельных  объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтому признак существенности рассматривается как совокупность этих способов, игнорирование которых создает определенные сложности для пользователей бухгалтерской отчетности, последствием которых может явиться неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности предприятия и как результат этого — невозможность дать объективную оценку его финансовой устойчивости в соответствующем сегменте рынка. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:

   — при осуществлении организационных  процедур (слияния, разделения, присоединения);

   — смены собственников;

   — изменения действующего законодательства РФ;

   — изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  в РФ;

   — разработки новых способов бухгалтерского учета.

   Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:

   — рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана  счетов;

   — формы первичных учетных документов в тех случаях, когда для оформления некоторых хозяйственных операций не предусмотрены их типовые формы;

   — формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

   — формы бухгалтерского учета;

   — порядка проведения инвентаризации;

   — методов оценки отдельных видов  имущества и обязательств;

   — правил документооборота и технологии обработки учетной ин формации;

   —  продолжительности первого отчетного  года, если предприятие приобрело  права юридического лица после 1 октября.

   Рабочий план счетов формируется из перечня  счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Минфином РФ.

   Технический аспект учетной политики предусматривает  также раз работку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.

   Организационным аспектом учетной политики является форма бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложены на руководителя организации. Согласно ст. 6 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», руководитель организации, в зависимости от объема учетной работы, может учредить бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

    

Информация о работе Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России