Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, лекция
Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.
1. Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций.
2. Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
5. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета.
Общие вопросы раскрытия информации.
Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной политики и бухгалтерской отчетности, а также раскрытие соответствующей информации.
Активы и обязательства организации.
Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств.
Финансовые результаты организации.
Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов операций, доходов и расходов.
Вместо трех положений:
1. «Сводная бухгалтерская отчетность».
2. «Прибыль на акцию».
3. «Доверительное управление имуществом»,
были
выпущены Методические указания. Это
связано с неготовностью
Разработанные
Положения по бухгалтерскому учету
в значительной степени соответствуют
аналогичным международным
5. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г.) определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.
Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование
нормативного правового
2. Формирование нормативной базы (стандарты).
3. Методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии).
4. Кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета).
5. Международное
сотрудничество (вступление и активная
работа в международных
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность от дельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержании метода бухгалтерского учета.
В пункте 8 Международного стандарта бухгалтерского учета № 1 «Раскрытие учетной политики» установлено, что учетная политика охватывает принцип, основы, обычаи, правила и процедуры, принятые руководством для подготовки и представления финансовой отчетности, т. е. данный стандарт в первую очередь ориентирован на внешних пользователей учетной информации.
Формирует учетную политику предприятия ее руководитель. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.
Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтому признак существенности рассматривается как совокупность этих способов, игнорирование которых создает определенные сложности для пользователей бухгалтерской отчетности, последствием которых может явиться неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности предприятия и как результат этого — невозможность дать объективную оценку его финансовой устойчивости в соответствующем сегменте рынка. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:
—
при осуществлении
— смены собственников;
— изменения действующего законодательства РФ;
—
изменения в системе
— разработки новых способов бухгалтерского учета.
Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:
— рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана счетов;
—
формы первичных учетных
— формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— формы бухгалтерского учета;
— порядка проведения инвентаризации;
— методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;
— правил документооборота и технологии обработки учетной ин формации;
—
продолжительности первого
Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Минфином РФ.
Технический аспект учетной политики предусматривает также раз работку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.
Организационным аспектом учетной политики является форма бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложены на руководителя организации. Согласно ст. 6 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», руководитель организации, в зависимости от объема учетной работы, может учредить бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.