Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, лекция

Описание работы

Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.

Содержание

1. Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций.
2. Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
5. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

Лекция № 3.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

   Внешняя бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основании данных бухгалтерского учета и состоит из:

   1. Бухгалтерского баланса (ф. №1).

   2. Отчета о прибылях и убытках  (ф. №2).

   3. Отчета об изменениях капитала (ф. № 3).

   4. Отчета о движении денежных  средств (ф. №4).

   5. Приложения к бухгалтерскому  балансу (ф. №5).

   6. Пояснительной записки.

   7. Аудиторского заключения, подтверждающего  достоверность бухгалтерской отчетности  организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае, если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

   Представляемая  бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой отчетности. Общие принципы составления бухгалтерской отчетности установлены одноименным ПБУ 4/99. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания по порядку их заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.

   Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую  отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или другим собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом (ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

   Внутренняя  отчетность представляет собой специализированные отчеты, которые содержат полную информацию только по одному актуальному для пользователя направлению – сведения о выручке по одному виду продукции за отчетный период, информацию о налоговых платежах за месяц, о дивидендных выплатах за ряд лет и т. д. Содержание такой отчетности может представлять коммерческую тайну организации (согласно п.4 ст.10 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

   По  степени охвата деятельности хозяйствующего субъекта отчетность можно разделить на сегментарную и сводную (консолидированную). Смежная отчетность. Наряду с бухгалтерской организация формирует налоговую и статистическую отчетности.

   Формой  налоговой отчетности является налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

   Основными требованиями при представлении  статистических данных являются полнота, достоверность, своевременность. Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отсчитывающихся субъектов. Ответственным за представление статистической информации является руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

   При реорганизации или ликвидации юридического лица, его филиалов или представительств, прекращении деятельности индивидуального  предпринимателя в территориальные  органы и находящиеся в ведении Госкомстата России организации представляется статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения:

   1. годовым – за период деятельности  в отчетном году до момента  ликвидации;

   2. текущим (месячным, квартальным,  полугодовым) – за период деятельности в отчетном периоде до момента ликвидации. 

   2. Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.

   В соответствии со ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском  учете» законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из:

   1. Федеральный закон о бухгалтерском учете.

   2. Другие федеральные законы.

   3. Указы Президента РФ.

   4. Постановления Правительства РФ.

   Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:

   1. Обеспечение единообразного ведения  учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций, осуществляемых организациями.

   2. Составление и представление  сопоставимой и достоверной информации  об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой  пользователям бухгалтерской отчетности.

   Федеральный закон о бухгалтерском учете устанавливает 3 уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. Из ведения Минфина бухгалтерский учет перешел в ведение Правительства РФ, а это означает, что планы счетов, положения и другие нормативные акты, кем бы они не разрабатывались, даже Минфином РФ, должны быть согласованы и одобрены аппаратом Правительства РФ.

   В соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции  РФ Правительство «обеспечивает  проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики».

   Пункт 1 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете», возложив на Правительство РФ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, установил, таким образом, приоритет государственного регулирования бухгалтерского учета в стране. Пункт 2 ст. 5 Закона косвенно указывает на то, что к органам, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в первую очередь относится Минфин РФ. Специально устанавливается, что «нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ».

   В число основных задач МФ России входит «обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях». Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России.  

     Регулирование бухгалтерского  учета в РФ.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Помимо Минфина РФ, право регулирования бухгалтерского учета предоставлено следующим органам:

   1. ЦБ РФ (ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») - по банкам и иным кредитным учреждениям.

   2. Федеральной комиссии по рынку  ценных бумаг (ст. 42 Федерального  закона «О рынке ценных бумаг») - по профессиональным участникам рынка ценных бумаг и эмитентам.

   3. Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью (ст. 28 Закона РФ «О страховании») - по страховым организациям. Функции последней переданы Минфину России и др.

   В системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни:

   Первый  уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют законы и иные законодательные акты: ГК РФ, Федеральный закон от 21Л1.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34н. Кроме того, к документам этого уровня относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях.

   Второй  уровень — указы Президента РФ. Они могут регулировать практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента РФ могут устанавливать общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций.

   Третий уровень — постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти документы разрабатываются, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента РФ. В постановлениях и распоряжениях Правительства РФ детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента РФ.

   Четвертый уровень — положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ. Данные положения относятся к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В этих документах устанавливаются общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм.

   Пятый уровень — методические рекомендации, инструкции и т. п. нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами управления (министерствами и ведомствами). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению всеми организациями, ведущими бухгалтерский учет.

   Шестой  уровень — методические рекомендации, инструкции и т. п. нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые федеральными отраслевыми органами управления (министерствами и ведомствами). Требования документов данного уровня обязательны к применению организациями, осуществляющими деятельность, регулируемую соответствующими министерствами или ведомствами.

   Седьмой уровень — указания, разъяснения, письма и т. п. документы, разъясняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня, которые носят рекомендательный характер.

   Восьмой уровеньвнутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями организации и утверждаемые распорядительным документом — как правило, приказом руководителя организации.

   Документом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ. Однако ни одно из положений Конституции прямо не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому данный документ не может быть отнесен к системе законодательно го регулирования бухгалтерского учета и отчетности. 

   3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

   В 1996 г. принят и вступил в силу Федеральный  закон «О бухгалтерском учете». Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

   Закон полностью посвящен обеспечению бухгалтерской информацией коммерческого оборота, движения капитала и управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.

   Основная  цель законодательства РФ о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России