Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, лекция
Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.
1. Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций.
2. Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
5. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета.
Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ.
Вопросы лекции
1. Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций.
2. Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
5.
Концептуальные основы
реформирования бухгалтерского
учета.
1. Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций.
Основные принципы и допущения бухгалтерского учета:
1. Целостность.
2. Имущественная обособленность.
3. Непрерывность.
4. Сплошная регистрация (требование полноты).
5. Документирование.
6. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления).
7. Количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности.
8. Верифицируемость – контроль информации.
9. Непротиворечивость – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
10. Разделение текущих и капитальных затрат
11. Интерпретируемость – учетная информация должна быть ясной и подвергаться истолкованию и анализу.
12. Осмотрительность – большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, недопущение создания скрытых резервов.
13. Приоритетность содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
14. Рациональность – рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.
Документы бухгалтерского учета можно разделить на три уровня:
Документы подразделяют на: входящие, исходящие и внутренние. Так же выделяют:
1.Распорядительные – содержат распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций.
2. Исполнительные – удостоверяют факт совершения хозяйственных операций.
3. Комбинированные – одновременно являются и распорядительными, и исполнительными.
4. Документы бухгалтерского оформления – составляются тогда, когда для записей хозяйственных операций нет других документов, или при обобщении и обработке исполнительных и распорядительных документов.
Применяемые в бухгалтерском учете документы делятся на разовые – первичные документы, оформляющие каждую хозяйственную операцию, и накопительные – составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода подсчитываются итоги по соответствующим показателям.
Учетные документы делятся на первичные – составляются на каждую операцию в момент ее совершения, и сводные – обобщают показатели путем соответствующей их группировки, систематизации из первичных документов (расчетно-платежная ведомость). От накопительных сводные документы отличаются тем, что они составляются на основании первичных документов и являются их сводкой, а накопительный документ – это первичный документ, составляемый постепенно. К сводным документам относятся все учетные регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность.
Госкомстат РФ утверждает обязательные к применению организациями всех форм собственности унифицированные формы первичных документов. Ведомственные формы первичной учетной документации обязательны к применению только в организациях, состоящих в подчинении этим ведомствам, однако, если форма документа отвечает потребностям прочих организаций, они могут взять его на вооружение. Во всех остальных случаях организации обязаны самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов в количестве и в том виде, в котором они необходимы для отражения хозяйственной деятельности организации.
Основные требования к форме первичного документа:
1. Позволяет достоверно описать единичный факт хозяйственной жизни организации.
2.
Структура документа остается
постоянной в течение
3.
Исключается двусмысленность в
толковании содержащейся в
4.
Сообщение закодировано для
5. Измерители информации, содержащейся в документе (денежные, натуральные), обеспечивают необходимую достоверность, точность и понятность сведений.
6.
Документ дополняет другие
7. Документ содержит как можно меньше избыточной, обычно не используемой информации.
8.
Форма документа удобна для
обработки его в среде
9. Форма документа удобна для представления и обработки в электронной среде.
10.
Форма едина для всех
11. Составляется своевременно.
Обязательные реквизиты первичных документов:
1.
Наименование документа (формы)
2. Код формы.
3. Дата составления.
4. Наименование организации, от имени которой составлен документ.
5.
Содержание хозяйственной
6.
Измерители хозяйственной
7.
Наименование должностей лиц,
ответственных за совершение
хозяйственной операции и
Порядок проведения инвентаризаций определяется руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:
1.
При передаче имущества в
2.
Перед составлением годовой
3.
При смене материально-
4.
При выявлении фактов хищения,
злоупотребления или порчи
5. В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
6.
При реорганизации или
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
1. Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации (сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации).
2. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Приказ об учетной политике для целей финансового учета должен разрабатываться в полном соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1 / 2008), приказ об учетной политике для целей налогового учета – в соответствии с положениями главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организации».
Учетная политика включает в себя:
1.
Рабочий план счетов
2.
Формы первичных учетных
3.
Порядок проведения инвентариза
4.
Правила документооборота и
5.
Порядок контроля за
Изменения учетной политики организации может производиться в случаях:
Не
считается изменением учетной политики
утверждение способа ведения бухгалтерского
учета фактов хозяйственной деятельности,
которые отличны по существу от фактов,
имевших место ранее, или возникли впервые
в деятельности организации. Изменение
учетной политики должно быть обосновано
и оформляется приказом руководителя
организации. Изменение учетной политики
вводится с 1 января года (начала финансового
года) следующего за годом его утверждения
соответствующим организационно-
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной. По сфере использования различают внешнюю и внутреннюю отчетность.