Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, лекция

Описание работы

Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.

Содержание

1. Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций.
2. Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
5. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

Лекция № 3.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

   Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ  И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ.

   Вопросы лекции

1. Характер, принципы  и обязательность  бухгалтерского учета,  финансовой и смежной  отчетности организаций.

2. Система законодательного  регулирования бухгалтерского учета в России.

3. Федеральный закон  «О бухгалтерском  учете».

4. Положение по ведению  бухгалтерского учета  и бухгалтерской  отчетности в РФ.

5.  Концептуальные основы  реформирования бухгалтерского  учета. 

   1. Характер, принципы  и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций.

   Основные  принципы и допущения бухгалтерского учета:

   1. Целостность.

   2. Имущественная обособленность.

   3. Непрерывность.

   4. Сплошная регистрация (требование полноты).

   5. Документирование.

   6. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления).

   7. Количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности.

   8. Верифицируемость – контроль информации.

   9. Непротиворечивость – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

   10. Разделение текущих и капитальных затрат

   11. Интерпретируемость – учетная информация должна быть ясной и подвергаться истолкованию и анализу.

   12. Осмотрительность – большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, недопущение создания скрытых резервов.

   13. Приоритетность содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

   14. Рациональность – рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

   Бухгалтерская документация является частью системы  управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.

   Документы бухгалтерского учета можно разделить  на три уровня:

  1. Первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, служат документы, фиксирующие факты совершения хозяйственной операции.
  2. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
  3. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ПБУ 4/99).

   Документы подразделяют на: входящие, исходящие и внутренние. Так же выделяют:

   1.Распорядительные  – содержат распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций.

   2. Исполнительные – удостоверяют факт совершения хозяйственных операций.

   3. Комбинированные – одновременно являются и распорядительными, и исполнительными.

   4. Документы бухгалтерского оформления – составляются тогда, когда для записей хозяйственных операций нет других документов, или при обобщении и обработке исполнительных и распорядительных документов.

   Применяемые в бухгалтерском учете документы делятся на разовые – первичные документы, оформляющие каждую хозяйственную операцию, и накопительные – составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода подсчитываются итоги по соответствующим показателям.

   Учетные документы делятся на первичные – составляются на каждую операцию в момент ее совершения, и сводные – обобщают показатели путем соответствующей их группировки, систематизации из первичных документов (расчетно-платежная ведомость). От накопительных сводные документы отличаются тем, что они составляются на основании первичных документов и являются их сводкой, а накопительный документ – это первичный документ, составляемый постепенно. К сводным документам относятся все учетные регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность.

   Госкомстат  РФ утверждает обязательные к применению организациями всех форм собственности унифицированные формы первичных документов. Ведомственные формы первичной учетной документации обязательны к применению только в организациях, состоящих в подчинении этим ведомствам, однако, если форма документа отвечает потребностям прочих организаций, они могут взять его на вооружение. Во всех остальных случаях организации обязаны самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов в количестве и в том виде, в котором они необходимы для отражения хозяйственной деятельности организации.

   Основные  требования к форме первичного документа:

   1. Позволяет достоверно описать  единичный факт хозяйственной жизни организации.

   2. Структура документа остается  постоянной в течение длительного  времени.

   3. Исключается двусмысленность в  толковании содержащейся в документе  информации.

   4. Сообщение закодировано для удобства  обработки и обеспечения безопасности  информации.

   5. Измерители информации, содержащейся  в документе (денежные, натуральные), обеспечивают  необходимую достоверность, точность и понятность сведений.

   6. Документ дополняет другие документы,  а не дублирует их.

   7. Документ содержит как можно  меньше избыточной, обычно не используемой информации.

   8. Форма документа удобна для  обработки его в среде применяемой  формы бухгалтерского учета.

   9. Форма документа удобна для  представления и обработки в  электронной среде.

   10. Форма едина для всех однородных  фактов хозяйственной деятельности в различных подразделениях организации (включая обособленные).

   11. Составляется своевременно.

   Обязательные  реквизиты первичных документов:

   1. Наименование документа (формы).

   2. Код формы.

   3. Дата составления.

   4. Наименование организации, от имени которой составлен документ.

   5. Содержание хозяйственной операции.

   6. Измерители хозяйственной операции.

   7. Наименование должностей лиц,  ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность  ее оформления, личные подписи  и их расшифровка.

   Порядок проведения инвентаризаций определяется руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:

   1. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.

   2. Перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет.

   3. При смене материально-ответственных лиц.

   4. При выявлении фактов хищения,  злоупотребления или порчи имущества.

   5. В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

   6. При реорганизации или ликвидации  предприятия и т. д.

   Выявленные  при инвентаризации расхождения  между фактическим наличием имущества  и данными бухгалтерского учета  отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

   1. Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации (сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации).

   2. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

   Приказ  об учетной политике для целей  финансового учета должен разрабатываться  в полном соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1 / 2008), приказ об учетной политике для целей налогового учета – в соответствии с положениями главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организации».

   Учетная политика включает в себя:

   1. Рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности.

   2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов  хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

   3. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

   4. Правила документооборота и технологию  обработки учетной информации.

   5. Порядок контроля за хозяйственными  операциями и т. д.

   Изменения учетной политики организации может производиться в случаях:

  1. изменения законодательства и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  2. разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  3. существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

   Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики должно быть обосновано и оформляется приказом руководителя организации. Изменение учетной политики вводится с 1 января года (начала финансового года) следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

   Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной. По сфере использования различают внешнюю и внутреннюю отчетность.

Информация о работе Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России