Методы учета заготовления и приобретения производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского материально-производственных запасов на предприятиях производственной сферы и разработка предложений по ее совершенствованию в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1) описать современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета;
2) исследовать теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета поступления материально-производственных запасов;

Содержание

Введение .…………………………………………………………..……………………….......3
1. Понятие материально-производственных запасов, их классификация.....………….5
2. Оценка материалов и ее влияние на картину финансового положения предприятия…………..…………………………………………………………………………………11
3. Документальное оформление поступления материально-производственных запасов………………………………………………………………………………………………18
4. Методы бухгалтерского учета материально-производственных запасов………….21
4.1 Синтетический учет материально-производственных запасов……………………..…..21
4.2 Аналитический учет материально-производственных запасов……………………..….25
4.3 Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке…………………………..……….26
4.4 Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок…………………...………….26
4.5 Порядок формирования резерва под снижение стоимости материальных ценностей…………………………………………………………………………………………...…27
4.6 Элементы учетной политики по материально-производственным запасам…………...28
5. Особенности учета экспортно-импортных операций с материально-производственными запасами…32
Заключение…………………………………………………………………………………....38
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Курсак Авдеев по БФУ.docx

— 227.71 Кб (Скачать)

 

Фактическая себестоимость заготовления материалов

=

 

Стоимость материалов по данным предыдущего месяца

±

Отклонения


 

При применении планово-расчетных цен возникают отклонения договорных цен от планово-расчетных, которые учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов. Планово-расчетные цены разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов.        Они    предназначены    для    использования    внутри организации. В этом случае фактическая себестоимость заготовления материалов определяется следующим образом:

 

Фактическая себестоимость заготовления материалов

=

 

Планово-расчетная стоимость  материалов

±

Отклонения

+

ТЗР


 

При применении средней цены группы возникает разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы, которая учитывается в составе транспортно-заготовительных расходов. Средняя цена группы — разновидность планово-расчетной цены. Она устанавливается в тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурных номеров материалов путем объединения в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах. При этом на складе такие материалы учитываются на одной карточке. В этом случае фактическая себестоимость заготовления материалов определяется следующим образом:

 

Фактическая себестоимость заготовления материалов

=

 

Средняя цена группы

±

Разницы


 

При существенных отклонениях планово-расчетных цен  и средних цен от рыночных они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать, как правило, 10%.

Во всех случаях следует вести учет ТЗР (отклонений или разниц). В соответствии с п. 83 Методических указаний ТЗР могут учитываться:

— на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов»,

— на отдельном  субсчете к счету 10,

—  путем  непосредственного (прямого) включения  в себестоимость материалов.

Выбранный организацией вариант должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия [2.2, с. 232-234].

Рассмотрим  данные методы на практике.

 Ясно, что материалы одного и того же наименования каждый раз поступают по разным ценам и в различных условиях (разные расходы на доставку и т. п.). Поэтому в течение отчетного периода на счете 10 «Материалы» приходуются с кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» поступившие материалы по учетным ценам, а на фактическую стоимость этих же материалов составляются записи по дебету счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Таким (образом, в случае если по статье «Материалы»  капитализируются только суммы так называемых учетных цен, т. е. не те суммы, которые фактически организация уплачивает поставщикам, а суммы цен материалов, условно устанавливаемые самой организацией, то расходы на приобретение материалов первоначально капитализируются на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Сюда относится покупная стоимость материально-производственных запасов, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков. В зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов кредитуются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п.

В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится стоимость фактически поступивших и оприходованных материалов по учетным ценам. Сумма разницы в стоимости; материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и в учетных ценах списывается со счета 15  «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», который предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной по фактической себестоимости приобретения (заготовления), и в учетных ценах. Накопленные на счете16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и в учетных ценах списываются (сторнируются — при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство или других соответствующих счетов.

 

 

 

 

 

 

 

Общая схема  капитализации расходов на приобретение материалов при применении этого метода их оценки в бухгалтерском учете будет иметь следующий вид:

 

 

Поясним записи:

1 — отражается приобретение материалов и возникновение задолженности перед их поставщиком на сумму цены приобретения материалов без НДС;

2 — отражается  НДС, относящийся к приобретенным  материалам;

3 — приходуются  материалы в оценке по определенным  организацией учетным ценам;

4 — списывается  со счета  15 «Заготовление и  приобретение материальных ценностей» сумма разницы между стоимостью материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью;

5 — списываются   переданные   в   производство   материалы — стоимость материалов по учетным ценам;

6 — сумма  разницы между стоимостью материалов  по учетным ценам и фактической себестоимостью рекапитализируется по статье учета расходов по выпуску продукции.

Пример. Организация приобретает у поставщиков  партию материалов по цене       120 000 руб. (в том числе 20 000 руб. НДС). Учетная цена такой партии материалов составляет 95 000 руб. (без НДС) [2.1, с. 105-107].

Схема бухгалтерских  записей по отражению приобретения материалов будет иметь следующий вид:

 

3. Документальное оформление

поступления материальных запасов

Сырье и  материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.

Поступающие в организацию материалы оформляют  бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе  с отгрузкой продукции поставщик  высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой — через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию,  где проверяется  правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения  передают в бухгалтерию, а квитанции  транспортных организаций — экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор  принимает на станции прибывшие  материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения  материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад  предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные  ценности приходуют в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается  осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех  случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если  перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй — для оприходования материалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материалы в  организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица [2.3, с. 215-217].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы бухгалтерского учета 

материально-производственных запасов

4.1 Синтетический учет материально-производственных запасов

Синтетический учет МПЗ ведут на счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

К счету  «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

•     1 «Сырье и материалы»;

•   2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

•     3 «Топливо»;

•     4 «Тара и тарные материалы»;

•     5 «Запасные части»;

•    6 «Прочие материалы»;

•     7 «Материалы, переданные в переработку  на сторону»;

•     8 «Строительные материалы»;

•   9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.;

•    10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

•    11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» [1.3, раздел 2].

На синтетических  счетах учет материальных ценностей  ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

При учете материалов по фактической  себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

Информация о работе Методы учета заготовления и приобретения производственных запасов