Методы планирования доходов и прибыли предприятия на примере ООО «Главинвест»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;
усиление центробежных сил в экономической организации;

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.2
Глава 1. Сущность и значение доходов и прибыли предприятия
Понятие прибыли………………………………………………………стр.4
Показатели прибыли…………………………………………………...стр.5
Глава 2. Теоретические основы планирования и роль прибыли в деятельности предприятия
2.1. Теоретические основы планирования доходов и прибыли
на предприятии…………………………………………………………...стр.9
2.2. Роль прибыли в условиях рыночных отношений…………………….стр.13
Глава 3. Методы планирования доходов и прибыли предприятия на примере ООО «Главинвест»
3.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Главинвест»………….стр.17
3.2.Анализ основных факторов определяющих доход и прибыль
предприятия……………………………………………………………..стр.21
3.3. Планирование дохода и прибыли на предприятии …………………..стр.23
Заключение…………………………………………………………………..стр.27
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.14 Кб (Скачать)

Хозяйствующие субъекты, в  т.ч. получившие убыток, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда  работников, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с нормируемой  величиной уплачивают в бюджет налог  с суммы превышения этих расходов.[1;с.87]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы планирования и роль прибыли в деятельности предприятия

2.1. Теоретические основы планирования доходов и прибыли на предприятии

Прибыль является основным фактором экономического и социального  развития не только для предприятия, но и для экономики страны в  целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно  по видам, а именно:

  • прибыль от продажи продукции и товаров;
  • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  • прибыль от реализации основных средств;
  • прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
  • прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций

Основными методами планирования прибыли являются:

  • метод прямого счета;
  • аналитический метод;
  • метод совмещенного расчета.

Метод прямого  счета

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в  современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при  небольшом ассортименте выпускаемой  продукции. Сущность его в том, что  прибыль исчисляется как разница  между выручкой от реализации продукции  в соответствующих ценах за вычетом  НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется  по формуле (1):

П = (О Ч Ц) - (О Ч С),                                                                                       (1)

где О - объем выпуска продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении;[10;с.70]

Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость  единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы  затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска  планируемого периода (2):

Птп = Цтп - Стп,                                                                                                  (2)

где Цтп - стоимость товарного  выпуска планируемого периода в  действующих ценах реализации (без  НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп - полная себестоимость  товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем  реализуемой продукции. Прибыль  на реализуемую продукцию (Прп) в  общем виде рассчитывается по формуле (3):

Прп = Врп - Срп,                                                                                                   (3)

где Врп - планируемая выручка  от реализации продукции в действующих  ценах (без НДС, акцизов, торговых и  сбытовых скидок);

Срп - полная себестоимость  реализуемой в предстоящем периоде  продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в  плановом периоде определяется по формуле (4):

Прп = Пон + Птп - Пок,                                                                                        (4)

где Пон - сумма прибыли  остатков нереализованной продукции  на начало планового периода;

Птп - прибыль от объема выпуска  товарной продукции в плановом периоде;

Пок - прибыль от остатков нереализованной продукции в  конце планового периода.[8;с.304]

Данная методика расчета  применима для укрупненного прямого  метода планирования прибыли, когда  легко определить объем реализуемой  продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого  счета является метод по ассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод

Этот метод применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных  факторов на плановую прибыль. При аналитическом  методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим  методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой  рентабельности как частного  от деления ожидаемой прибыли  за отчетный год на полную  себестоимость сравнимой товарной  продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной  продукции в планируемом периоде  по себестоимости отчетного года  и определение прибыли на товарную  продукцию исходя из базовой  рентабельности;

3) учет влияния на плановую  прибыль различных факторов: снижение  себестоимости сравнимой продукции,  повышение ее качества и сортности,  изменение ассортимента, цен и  т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль  от реализации товарной продукции.[5;с.164]

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе  прибыли, как отмечено ранее, учитывается  прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также  планируемые внереализационные  доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера  для капитального строительства, для  капитального ремонта и т.д.) планируется  методом прямого счета. Результат  от прочей реализации может быть как  положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов  и расходов (штрафы, пени, неустойки  и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов  и расходов и с учетом прибыли  от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются  элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции  в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие  на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение  качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью  аналитического метода.

Получение определенной массы  прибыли определяет эффективность  производства, однако сама масса прибыли  не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого  необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям  отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах.[16;с.48]

 

 

 

2.2. Роль прибыли в условиях рыночных отношений

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Много аспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Законом ПМР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью.

Ведущее значение прибыли  в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей  роли прибыли показывает, что в  отдельных хозяйствующих субъектах  преобладает стремление извлечь  высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб  производственному и социальному  развитию коллектива.

В ряде случаев рост прибыли  обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью  увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы  в обращение, не обеспеченной товарными  ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии  денег.[11;с.109]

Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно  воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим  факторам. Комплексный анализ прибыли  рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего, валовую  прибыль анализируют по ее составным  элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема и  структуры реализации, изменение  уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли, в том числе  экономических показателей эффективности  предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может  исчисляться по-разному. Показатель рентабельности, исчисляемый как  отношение прибыли к стоимости  производственных фондов, применяется  для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. Этот показатель исчисляется по формуле:

Р = (П/ ОФ + НОС) х 100,

где Р - уровень рентабельности производства, %; П - валовая прибыль  предприятия, руб.; ОФ - среднегодовая  стоимость основных производственных фондов, руб.; НОС - среднегодовая стоимость  нормируемых оборотных средств, руб.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской  деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемой как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально  при внутрихозяйственных аналитических  расчетах, при контроле за прибыльностью  отдельных видов изделий, внедрении  в производство новых видов продукции  и снятии с производства неэффективных  изделий.

Прибыль связана как с  себестоимостью изделия, так и с  ценой, по которой оно реализуется, поэтому рентабельность продукции  может быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной  продукции по свободным или регулируемым ценам.[18;с.306]

Эти показатели взаимосвязаны  и характеризуют изменение текущих  затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных  ее видов. Поэтому важно сформировать структуру продукции в зависимости  от изменения удельных весов изделий  с большей или меньшей рентабельностью  с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рентабельность продукции  в двух ее разновидностях исчисляется  по формулам:

Р = (П/Сn) х 100         и      

Р = (П /Цn) х 100,

где Р - рентабельность продукции, %;

      П - валовая прибыль предприятия, руб.;

      Сполная себестоимость реализованной продукции, руб.;

      Ц объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом налогов на добавленную стоимость НДС и акцизов), руб.

Информация о работе Методы планирования доходов и прибыли предприятия на примере ООО «Главинвест»