Методика проведения аудиторской проверки учета доходов и расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами курсовой работы являются:

рассмотрение теоретического обоснования аудита доходов и расходов деятельности предприятия;
анализ существующей нормативно-правовой системы проведения аудита доходов и расходов деятельности предприятия;
изучение существующей практики учета на выбранном предприятии на предмет соответствия требованиям законодательных и нормативных документов;
выражение мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности в части формирования финансовых результатов от продажи продукции и прочих доходов и расходов.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. Методологические аспекты аудита оходов и расходов деятельности предприятия-----------------------
5
1.1. Цель, задачи аудита доходов и расходов деятельности предприятия------------------------------------------------------------------------------------
5
1.2. Нормативное регулирование аудита доходов и расходов деятельности предприятия-----------------------------------------------------------------
7
1.3. Программа аудита прочих доходов и расходов------------------------- 10
ГЛАВА 2. Методика проведения аудиторской проверки учета доходов и расходов в ОАО «Сибнефтепровод» ---------------------------------------------------------------------------------

13
2.1. Ознакомление с деятельностью предприятия ОАО «Сибнефтепровод» ------------------------------------------------------------------------------
13
2.2. Оценка системы внутреннего контроля---------------------------------- 14
2.3. Программа аудита и аналитические процедуры------------------------ 21
2.4. Отчет аудитора и аудиторское заключение------------------------------ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------- 32
сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ--------------------------- 33

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     AR= IR * CR * DR , где:

     AR – совокупный аудиторский риск;

     IR – неотъемлемый риск;

     CR – риск контроля;

     DR – риск необнаружения.

     Аудитор должен получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к аудиту. Аудитор должен использовать профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и проведения аудиторских процедур, необходимых для снижения этого риска до допустимо низкого уровня.

     Оценка  внутреннего контроля на предприятии  ОАО «Сибнефтепровод» была проведена на основании Стандартов аудита. В соответствии с этим стандартом эффективность и надежность системы внутреннего контроля в организации можно оценить как средняя.

     Во-первых, система внутреннего контроля включает в себя надлежащую систему бухгалтерского учета, а именно:

  1. в бухгалтерии находятся документы, регламентирующие создание и порядок ведения бухгалтерского учета;
  2. документы оформляются в соответствии с требованиями законодательства. Они последовательно пронумерованы, оформляются в момент или непосредственно после совершения операции;
  3. поступление и движение материальных ценностей ведется не только в стоимостных, но и в натуральных измерителях, что позволяет говорить об эффективности и достоверности бухгалтерского учета материальных ценностей.

     Во-вторых, была проанализирована контрольная  среда ОАО «Сибнефтепровод».

     Хозяйственная деятельность предприятия в целом соответствует требованиям действующего законодательства.

     Организационная структура ОАО «Сибнефтепровод» не предполагает четкого разделения обязанностей, однако предусмотрено, чтобы работники не выполняли несовместимые функции, т.е. существует разделение выполнения функций управления и учета активов, осуществления хозяйственных и бухгалтерских операций. Приняты мере по обеспечению сохранности активов и бухгалтерских записей, а именно: создание запасных копий, защита компьютерных программ.

     Третьим элементом системы внутреннего контроля являются отдельные средства контроля. Так, одной из процедур внутреннего контроля является проведение сверок расчетов. В результате сверок составляются акты взаимной сверки расчетов, подтверждающие задолженности предприятий друг перед другом. Это позволяет осуществлять эффективный контроль за достоверностью отражения дебиторской и кредиторской задолженностей.

     Проверка (исследование) учетных документов - приемы установления достоверности  осуществления хозяйственных операций. Их целесообразности и эффективности. Ими являются: способы проверки документов, приемы фактического контроля, наблюдение, вычисления, опрос, инспекция и др.

     Классификация методических приемов проверки документов опирается на внутренне присущую ей последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. В числе основных способов документального контроля следует выделить:

     - формальную;

     - арифметическую;

     - юридическую;

     - логическую;

     - сплошную, не сплошную, также выборочную;

     - встречную проверку;

     - способ обратного счета;

     - оценку законности и обоснованности  хозяйственных операций;

     - восстановление учета.

     Все вышеперечисленные методы и приемы аудита обеспечивают получение аудиторских доказательств, которые собираются с целью подтверждения утверждений финансовой отчетности, или обнаружения существенных искажений, содержащихся в утверждениях финансовой отчетности. Применяя выше перечисленные процедуры аудитор при проверки доходов и расходов уделяет внимание на определенные моменты.

     Данные  годовой инвентаризации. Фактические остатки, на начало приведенные в описях сопоставляем с остатками товарного отчета на эту дату, данными журнала-ордера и Главной книги. Обороты по поступлению и выбытию имущества предприятия и остатки их на конец месяца, приведенные в Журнале-ордере сверяем с оборотами и остатками в Главной книге.

     При проверке соответствия фактического наличия  имущества по учетным данным помимо показателей годовой инвентаризации аудитор выбирает группу имущества, по которым проводит сплошную проверку в местах их хранения. Объектом внимания на этапе проверки состояния складского хозяйства являются:

  • порядок хранения материальных ценностей на складах;
  • соответствие мест хранения условиям сохранности.

     Обычно  контроль оприходованных ценностей  осуществляется путем анализа расчетных документов поступающих от поставщиков. При этом проверке подвергаются следующие документы: товарно-транспортные накладные, счета- фактуры , журналы-ордера, Главная книга и баланс.

     Для тестирования средств контроля на практике применяют тесты или вопросники по тестированию системы внутреннего контроля.

     При проведении тестирования системы внутреннего  контроля, финансовой отчетности был получены следующие аудиторские доказательства:

     - учетная политика составлена  грамотно, но в бухгалтерском учете имеются недочеты (номера счет-фактур и накладных ведутся не по порядку, синтетические счета учета запасов используются не по назначению);

     После того как аудитор завершил изучение системы внутрихозяйственного контроля ОАО «Сибнефтепровод», оценил риск контроля и выполнил проверки операций, уместно разработать и выполнить аналитические процедуры и тесты статей баланса.

     Анализируя  бухгалтерские проводки по движению имущества предприятия и его обязательств аудитор определяет наиболее важные счета, сальдо по которым отражается в балансе.

     Аудитор определяет для анализа кредиторскую задолженность и формирование себестоимости.

     Анализируя  кредиторскую задолженность, проводятся ряд процедур необходимых для  доказательств: сбор актов сверок по кредиторам, проверка первичных документов (счетов-фактур, накладных), а так же подтверждение факта оплаты по счетам. Затем аудитор анализирует допустимый предел непогашенных счетов. При проверки кредиторской задолженности по ОАО «Сибнефтепровод» аудитор подтвердил неточность отражения в балансе из-за округления сумм в главной книге, по времени значительную задержку в оплате счетов кредиторов, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

     При анализе себестоимости услуг, а  именно своевременности и необходимости списания товарно-материальных запасов, аудитор установил, что материалы приобретаются со значительным запасом, что приводит к потере ликвидности активов, списание материалов проводится после предоставления услуг и что очень важно: доходы по заявке и расходы (использованные материалы, зарплата) отражены в одном периоде. Таким образом наиболее важные статьи баланса на которые могли бы повлиять движения ТМЗ отражены точно.

     При тестировании финансовой отчетности- баланса не было обнаружено существенных искажений. Активы и обязательства предприятия отнесены верно и операции имеют место в том периоде, в котором были совершены. В учете не обнаружено не отраженных операций. Таким образом аудитор оценил степень искажения финансовой информации как несущественную и принял решение о условно положительном заключении. 

     2.3. Программа аудита и аналитические процедуры 

     Работа  аудитора строго организованный процесс, которому присуще строго определенные этапы, порядок ведения, составление документации, осуществление аудиторских процедур.

     На  практике различают следующие этапы  проведения аудита и проверки финансовой отчетности:

     а) Предварительное ознакомление с  предприятием - оценивание экономической среды в которой работает субъект, спад и рост деловой активности, налоговая политика субъекта, маркетинг, реализация продукции. На этом этапе аудитор формирует свое мнение о предприятии.

     б) Заключение договора на проведение аудиторской проверки.

     Предполагается, что письму-обязательству предшествует предложение клиента аудитору на проведение аудита. Во избежание недоразумений во время выполнения обязательства как аудитор, так и клиент заинтересованы в оформлении данного письма-обязательства до начала выполнения обязательства. В письме-обязательстве аудитор подтверждает согласие принять свое назначение, оговаривает цель и масштаб аудита, степень ответственности, форму отчетов, предмет и сроки проверки, объем аудиторских услуг, размер и условия оплаты, ответственность сторон. В договоре по соглашению сторон могут быть предусмотрены также иные условия, в том числе размеры дополнительной оплаты аудиторской работы в зависимости от полученного экономического эффекта или санкции за некачественное ее исполнение за счет собственных средств договаривающихся сторон.

     Расходы, связанные с оплатой аудиторских услуг, выполняемых на условиях договоров, относятся проверяемым хозяйствующим субъектом на затраты, включаемые в себестоимость продукции работ, услуг).

     в) Планирование аудита: составление плана  и программы.

     После ознакомления с предприятием и согласованием сторон аудитор переходит к составлению плана и программы своей работы.

     В общем плане на практике выделяются следующие разделы:

  • ознакомление с предприятием;
  • договор;
  • программа;
  • процедуры;

     - заключение.

     В программе более подробно рассмотрены пункты плана с определение времени проведения того или иного раздела плана, а также распределением обязанностей в случае если проверка проводится не одним аудитором. В программе указывается цель аудита, основные участки работы, характер проверки и ее продолжительность.

     г) Системное изучение выполнение аудиторских  процедур.

     Проверка  начинается с общего обзора отчетных форм, то есть проводится формальная проверка полноты и правильности заполнения реквизитов, отсутствия ошибок в тексте и цифрах, особое внимание обращается на правильное составление баланса. В целях наиболее эффективного проведения аудита тематику аудита составляют в следующей последовательности:

  • Аудит расходов
  • Аудит доходов.

     д) Составление заключения по результатам  аудита.

     Выполнение  аудитором (аудиторской фирмой) договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения или другого официального документа, если иное не предусмотрено в договоре.

     Аудиторское заключение составляется с соблюдением  соответствующих норм и стандартов и должно содержать подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетности заказчика.

     Валовой доход представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности. Установив достоверность суммы дохода от реализации продукции, аудитор должен проверить статью «Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)», по этой статье отражается не полная себестоимость реализованной продукции, а производственная себестоимость.

     Не  менее тщательно следует проверить  статью «Доход от основной деятельности». Величина дохода от основной деятельности определяется путем вычитания из валового дохода суммы общих и административных расходов, расходов на выплату процентов и расходов по реализации, в совокупности составляющих расходы периода.

     В отличие от затрат на производство продукции эти расходы не зависят от объема производства и определены как постоянные расходы, не связанные с конкретными видами реализованной продукции или услуг, отсюда их целесообразно исчислять по периодам времени, а не на основе объема продукции.

     Хозяйствующий субъект несет расходы периода  даже в том случае, когда в течение определенного периода он ничего не продал. С точки зрения их отражения в учете и отчетности, основное отличие расходов периода от производственной себестоимости заключается в том, что расходы периода не относятся на остатки товарно-материальных запасов. Такой подход к их отражению в условиях рыночной экономики диктуется принципами осторожности, соответствия.

Информация о работе Методика проведения аудиторской проверки учета доходов и расходов