Методика аудиторской проверки учета нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы – исследование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, выявление проблемных вопросов, и определение путей их решения.

Задачи работы – определить сущность и нормативное регулирование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска, формирование плана и программы аудита, сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Сущность аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
и их нормативное регулирование………………………………………...... 4

Цель и информационная база аудита расчетов с поставщиками
и подрядчиками……………………………………………………… 4

Основные этапы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………… 6
Понимание деятельности аудируемого лица…………………………… 12
Организационная структура организации………………………. 12
Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии ……………………………………………………….. 14
Расчет уровня существенности…………………………………….. 19
Проведение аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «ССВ» ………………………………………………………………………22
План и программа аудита ООО «ССВ»………………………….. 22
Сбор аудиторских доказательств и их документирование………... 28
Обобщение результатов проверки расчетов с поставщиками
и подрядчиками……………………………………………………… 33

Заключение……………………………………………………………………... 35

Список использованной литературы…………………………………………. 36

Приложения……………………………………………..…………………… 37

Работа содержит 1 файл

Согоян.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

       Так, при проверке расчётов с использованием товарных векселей следует помнить, что вексель используется как способ оформления заёмных отношений между векселедателем и векселедержателем. Заключение договора купли-продажи векселя, в данном случае, с точки действующего законодательства является некорректным. В том случае, если стороны всё же использовали данную конструкцию, то заключённый между ними договор следует квалифицировать как соглашение о предоставлении займа путём выдачи векселя. При этом нормы о договоре купли-продажи к таким отношениям применяться не будут. Необходимо учитывать, что заёмные отношения сторон регламентируются только теми условиями, которые прямо указаны в тексте векселя. Условия, содержащиеся в договоре, на основании которого был выдан вексель, во внимание не принимаются.

       Так же на данном этапе аудитор должен выделить операции, по которым выдавались авансы поставщикам в счёт будущих поставок товарно-материальных ценностей.

       Аудитор знакомится с результатами проведённой  инвентаризации кредиторской задолженности, проверяет её качество. В случае, если инвентаризация не проводилась, следует послать письменный запрос от имени аудируемого лица в адрес независимой (третьей) стороны с просьбой подтвердить размеры долга. При необходимости проверяющий может послать такой запрос и от своего имени. В случае если аудиторская организация получила от независимой (третьей) стороны информацию, которая расходится с учётными данными экономического субъекта, она должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения. При этом необходимо помнить, что в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства» «аудиторские доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надёжны, чем доказательства, полученные из внутренних источников».

       На  данном этапе проверяющий может  получить следующую информацию:

       •Производились  ли на предприятии расчёты по неотфактурованным  поставкам.

       •Производились  ли на предприятии расчёты по претензиям.

       •Есть ли у предприятия кредиторская задолженность  с истекшим сроком исковой давности.

       Проверяя  вопросы расчётов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен акцентировать своё внимание на расчётах по авансам, выданным в счёт предстоящих поставок продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

       В ходе проверки аудитором могут быть выявлены факты изменения первоначальных условий заключённых ранее договоров: прекращение задолженности путём зачёта взаимных требований, перевод долга, уступка прав требования. Для проверки данных вопросов аудитор должен знать следующее:

       1. В бухгалтерском учёте практически тождественны способы отражения бартерных операций и взаимозачета, так как в их результате сторонами достигаются одни и те же цели: происходит продажа собственной продукции и приобретаются товары контрагента.

       2. Перевод долга возможен только с согласия кредитора, поэтому, в первую очередь, необходимо проверить законность проведения подобных операций, а также их надлежащее документальное оформление.

       3. Уступка права требования в большинстве случаев осуществляется на основании договора цессии. Для передачи требования новому кредитору согласия должника не требуется, но его необходимо уведомить об этом. Особо необходимо отметить тот факт, что, в соответствии с законодательством, требование должно передаваться новому кредитору в том виде, в каком оно существует на момент заключения договора цессии. Следует иметь в виду, что уступка права требования приведёт к изменениям только в аналитическом учёте.

       Заключительный  этап

       На  данной стадии аудиторской проверки обобщаются и анализируются результаты, полученные в ходе описанных выше аудиторских процедур. Аудитор должен оценить полноту, эффективность и качество исполнения программы аудита. Следующий шаг при обобщении информации - оценка обнаруженных ошибок и искажений с точки зрения их существенного влияния на финансовые показатели. Информация из рабочих документов переносится в отчётные, формулируются выводы и рекомендации по устранению выявленных нарушений (с обязательной ссылкой на нормативно-правовые акты). На данном этапе составляются служебные записки, в которых указывается необходимая информация для проверки другими аудиторами. Между датой баланса и отчёта аудитора у клиента могут происходить события или сделки, серьёзно влияющие на финансовую отчётность и требующие корректировки или раскрытия, например, судебное разбирательство, в котором клиент является ответчиком. Аудитор должен обратить внимание на этот период и применить специальные процедуры для обнаружения таких событий. Следует произвести тщательный анализ возможных рисков клиента и отразить его результаты в заключении. В итоге формируется отчёт аудитора по результатам проведённой проверки.

 

  1. Понимание деятельности аудируемого лица
    1. Организационная структура организации
 

       Общество  с ограниченной ответственностью «ССВ», в дальнейшем «Общество» создано на основании протокола №1 общего собрания участников, от 18.01.2005г. в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г., Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальны) предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001г. и правовых актов, регулирующих порядок образования и деятельность хозяйственных обществ.

       Полное  фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «ССВ».

       Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО «ССВ».

       Место нахождения Общества: Российская Федерация, Краснодарский край, ул. Леваневского 185.

       Общество  является полноправным субъектом хозяйственной  деятельности и гражданского права признается юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им своим обязательствам.

       Для реализации целей и задач Обществом  осуществляются следующие виды деятельности:

       — торгово-закупочная деятельность, в том числе оптовые и розничные поставки автозапчастей предприятиям, организациям и частным лицам;

       — организация автосервиса.

       Организационная структура ООО «ССВ» представлена на рисунке 2.1.

        

Рис. 2.1 Организационная структура ООО «ССВ» 

       Всего в штате ООО «ССВ» для осуществления деятельности организации на 1 января 2010 года состоит 10 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Оценка системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  на предприятии 

Для оценки состояния  первичного учета и внутреннего контроля в ООО «ССВ» составим таблицу 3.1 и 3.2.

Таблица 3.1

Оценка  состояния системы первичного учета

Возможные вопросы Возможный круг респондентов Ответ
1 2 3
1. Всегда ли в организации первичный  документ составляется в момент  совершения хозяйственной операции или сразу по ее окончании? Главный бухгалтер, бухгалтер  Да
2. Всегда ли в организации используются унифицированные формы документов? Главный бухгалтер, бухгалтер, Да
3. Существует ли в организации  действующий (работающий) график документооборота? Главный бухгалтер, заведующие складами Да
4. Существует ли в организации  архивная служба или лицо, ответственное за ведение архива? Главный бухгалтер Да/Нет
5. Прописаны ли в графиках документооборо-та  ответственные лица и сроки сдачи документов в архив? Главный бухгалтер Нет
6. Определены ли в приказе по  документообороту или ином внутреннем распорядительном документе сроки хранения первичной учетной документации? Главный бухгалтер Да
7. Составляются ли на документы  с истекшим сроком хранения или не подлежащим хранению акты о выделении документов к уничтожению? Главный бухгалтер Не всегда
8. Оформлены ли дела с первичной  документацией должным образом по делопроизводству или архивного отдела (касается тех документов, которые в соответствии с законодательством должны быть переплетены и подобраны в хронологическом порядке, например кассовые, банковские документы, авансовые отчеты)? Главный бухгалтер Да
9. Какова периодичность проведения  проверок соблюдения кассовой дисциплины кредитными учреждениями или органами ИМНС? Когда в последний раз проводилась такая проверка? Руководитель, главный бухгалтер, бухгалтер  Ежеквар-тально
10. Существует ли практика визирования договоров и иных юридических документов главным бухгалтером или иным ответственным работником бухгалтерии? Руководитель, главный бухгалтер, начальник договорного отдела Да
11. Присутствует ли в должностных  инструкциях работников, занятых  оформлением первичных учетных  документов, запись об ответственности за несоблюдение правил оформления документации? Руководитель, главный бухгалтер Нет
12. Своевременно ли главный бухгалтер или иное ответственное лицо подписывают первичные документы, требующие их визы? Главный бухгалтер  или иное ответственное лицо; работники, отвечающие за создание и оформление документов Не всегда
13. Определены ли в графиках документооборота или иной распорядительной документации лица, ответственные за оформление того или иного первичного документа на конкретном участке совершения хозяйственной операции? Главный бухгалтер Да
14. Существует ли практика заключения договоров материальной ответственности на участках учета кассовых операций и участках учета ТМЦ? Руководитель, главный бухгалтер, руководитель договорного отдела Да
15. Организуются ли главным бухгалтером  или внутренней аудиторской службой  в организации проверки с целью определения наличия и комплектности первичных документов и с целью выявления нарушений при оформлении документов? Руководитель, главный бухгалтер Редко
16. Каков примерный процент автоматизации при создании первичных учетных документов? Главный бухгалтер, лица, ответственные за создание первичных документов 90%
17. Каким образом созданные первичные документы попадают в бухгалтерию для дальнейшей обработки? Главный бухгалтер, лица, ответственные за создание первичных документов Доставляются
 

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что в ООО «ССВ» первичный учет ведется должным образом, а имеющиеся недочеты не могут оказать существенного влияния на состояние расчетной дисциплины, учета, и отчетности.

Таблица 3.2

Оценка состояния  внутреннего контроля (ВК) в системе  первичного учета

Наименование  процедуры контроля Конечные задачи процедуры контроля Возможные методы проведения процедуры контроля в организации
1 2 3
1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа 1) Все хозяйственные  операции совершаются и соответственно фиксируются в СОПУ с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц

2) Все хозяйственные  операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством

Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой ВК Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений Проверка службой ВК соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии
2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов 3) Весь массив  первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете Систематическая проверка службой ВК наличия всех обязательных реквизитов в документах Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов
3. Соответствие первичной документации  регистрируемым оперативным фактам 4) Достижение  уверенности в том, что на  каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт Проведение  систематических инвентаризаций на соответствие фактических остатков активов и пас-сивов организации их учетным значениям службой ВК Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу
4. Контроль полноты регистрации первичных документов 5) Достижение  уверенности, что все первичные  документы в организации будут введены и обработаны Проверка службой  ВК полноты регистрации документов в учетных регистрах

Контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов, единая нумерация первичной документации

5. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов 6) Точный количественный  и качественный перенос данных из документа в систему учета Автоматический  ввод бухгалтерской проводки с документа  с помощью соответствующих программных продуктов Проверка службой ВК соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку
6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов 7) Достижение  уверенности в том, что принцип  временной определенности в организации соблюден Проверка службой  ВК соответствия даты документа дате его регистрации в учетном  регистре.

Проведение инвентаризации активов и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату

Система поощрений  и наказаний за выполнение бухгалтером своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов

7. Контроль документопото-ков 8) Достижение уверенности в том, что в организации исполняются действующие графики документооборота Проверка службой  ВК исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками

Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов

8. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации) 9) Достижение  уверенности в том, что в  процессе регистрации и обработки информации вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа Проверка службой  ВК организации хранения документов в процессе текущей деятельности

Определение круга  лиц, имеющих право доступа к  той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке

9. Контроль системы защиты информации в условиях КОД   Практика введения паролей на АРМах, установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа
10. Контроль организации архивной службы 10) Достижение  уверенности в том, что в  системе хранения документов  не будет допущено утери или  исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения Проверка службой  ВК соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации Инвентаризация дел в архивах

Информация о работе Методика аудиторской проверки учета нематериальных активов