Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:32, контрольная работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России и за рубежом, на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед российским малым бизнесом.
Задачами исследования являются:
исследование сущность малого сектора экономики;
определить его особенностей в России и за рубежом;
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса............ 5
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса ............................................. 5
1.2 Роль и место малого бизнеса в российской экономике......................... 8
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом............. 10
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России................... 10
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах.. 16
2.3 Анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом...................... 21
Заключение........................................................................................................... 32
Список используемой литературы..................................................................... 35
Практическая часть.............................................................................................. 36
Согласно данным Ассоциации малого бизнеса (США), в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании - 2,37 млн. в Японии - 6,5млн.
Показатель ежегодного прироста мелких фирм в ведущих индустриальных странах за последние десятилетие составил: в Великобритании -1,1%, Франции-1,5%, в ФРГ-3% и в США-8%.
В
целом малые и средние
В
США, Великобритании и Франции мелкие
и мельчайшие предприятия составляют
более половины, а в Японии 77% общего
числа промышленных предприятий (таблица
2.1).
Таблица
2.1 – Доля мелких предприятий в
общем количестве промышленных предприятий
индустриально развитых стран Запада,
%
Страна | Мельчайшие
предприятия
(от 1 до 9 чел) |
Мелкие предприятия
(от 19 до 50 чел.) |
США | 26 | 28 |
Великобритания | 26 | 23 |
Франция | 32 | 28 |
Япония | 49 | 28 |
В конце 1980-х годов Великобританию охватил настоящий бум мелкого предпринимательства. Так. В 1987 г. было зарегистрировано 42 тыс. предприятий, в 1996 г.- 65 тыс., в 2000 г. -87 тыс. новых фирм.
В
настоящее время в этой стране
функционирует 2,37 млн. предприятий. Эти
цифры свидетельствуют о
Количественное
увеличение числа небольших компаний
в промышленности предопределено, главным
образом, углубляющейся специализацией
и дифференциацией
Специализированное производство оказывается зачастую не только рентабельным, но и высоко прибыльным.
Конец
80-х годов прошлого века в США
был отмечен строительством множества
небольших
Использование
гибких производственных систем, позволяющих
существенно ускорить переналадку
производства, смогло изменить правило,
связанное с экономией на масштабах,
дало возможность сократить цикл
жизни изделий и произвести продукцию
для специализированных рынков. Малые
фирмы все чаще достигают экономии
на масштабах, используют принцип кооперации
и разделения труда благодаря
объединению в «
«Те фирмы, которым удается выжить в конкурентной борьбе, нередко занимают доминирующее положение в «рыночной нише», т.е. узкоспециализированном секторе экономики», - подчеркивает Е.Ю.Фрейнкман.
Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система, т.е. комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений.
В США на малые предприятия приходится почти 35% чистого дохода, 30% всего экспорта. Во Франции и Германии доля малого и среднего бизнеса в ВВП этих стран почти 50%. В Японии им создаётся почти 57% всей продукции в ведущей для страны обрабатывающей промышленности. В Италии на него приходится примерно 95% национального дохода.
Развитая система субподряда, с одной стороны, позволяет монополиям не затрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения объемов на субподрядчиков. Крайне важно и то, что хозяйственная монополия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом. Субконтрактные отношения Японии занимают большое место в таких отраслях промышленности, как транспортное и точное машиностроение, производство электротехнических изделий. Например, в транспортном машиностроении степень зависимости от разных заказчиков составляет 73,7%, в производстве электротехнических изделий - 60%, точном машиностроении-53,3%, общем машиностроении - 47,7% ,производстве одежды и других стильных изделий 45,1- и цветной металлургии - 43,6%.
В Италии более 50% субподрядных предприятий приходится на текстильную и металлургическую отрасли.
В машиностроительной промышленности Германии на долю субпоставщиков приходится почти 30% стоимости продукции около 30% стоимости рабочей силы.
В настоящее время доля фирм - субпоставщиков в стоимости готовых изделий обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран колеблется от 25 до 30%, а при производстве электротехники, дорожного оборудования, самолетов и ряда других товаров она достигает 50-70%.
Количество вовлечённых в малый бизнес:
В большинстве стран существуют специальные правительственные органы с широкими полномочиями и не меньшими ресурсными возможностями, отвечающие за его поддержку. В Великобритании – Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса; в США – Администрация малого бизнеса (14 тысяч отделений по всей стране); в Германии – Генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий и т.д. Все они являются надёжным тылом малых предпринимателей. Заметим, в большинстве стран существует единый орган, оказывающий помощь малому бизнесу, а не множество различных структур, как на постсоветском пространстве.
Различные показатели эффективности производства у мелких фирм далеко не одинаковы. Так, по норме прибыли на капитал мелкие фирмы опережают крупные компании. Напротив, по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого работника мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами, и трудовые издержки у них низкие. Последнее объясняется тем, что в мелких фирмах относительно слабые профсоюзные организации.
Во-вторых, стоимость капитала для мелких фирм больше, чем для крупных, так как они платят более высокие проценты по кредитам.
Во Франции, как отмечается в некоторых исследованиях, в начале 1980-х по норме прибыли и по отношению добавленной стоимости к товарообороту мелкие и средние промышленные предприятия опережали крупные фирмы. Как отмечал А.В. Бусыгин, в мелких фирмах капитал оборачивается быстрее, чем в крупных компаниях, что ведет к увеличению доходов на капитал.
В целом трудно отдать приоритет крупным или мелким фирмам, оценивая степень эффективности их производства. Здесь, видимо, можно согласиться с С.И. Кретовым, который пишет: « … поскольку капитал и труд используются в разных пропорциях в мелких и крупных фирмах, то и те и другие могут в равной степени считаться экономически эффективными».
Помимо
экономических, малое предпринимательство
выполняет и другие функции. Важная социальная
функция мелкого предпринимательства
в индустриально развитых странах связана
с его способностью в больших масштабах,
поглощать незанятую рабочую силу, высвобождаемую
на крупных предприятиях, снижать социальную
напряженность, возникающую в условиях
хронической безработицы и экономических
кризисов. За счет малого бизнеса создается
2/3 новых рабочих мест в Германии, Великобритании,
Италии, Японии и США.
2.3
Анализ развития малого
бизнеса в России и за
рубежом
Почему в России, на Украине и всех других бывших стран Советского Союза, очень тяжело развивается малый бизнес? Сколько бы ни говорили о необходимости развития малого и среднего предпринимательства, к сожалению, дело дальше слов не идет.
На Западе же совершенно иначе: малый бизнес и для власти и для населения является делом исключительно позитивным, мало того, в этих развитых странах существует самый настоящий культ малого предпринимателя. Чтобы понять, что такое малый бизнес для Запада, достаточно просто пройтись по улице любого города: семейные отели, уютные ресторанчики и кафе, небольшие парикмахерские, АЗС, удобные косметические салоны, вкусно пахнущие пекарни и многое другое, владельцы которых - уважаемые и почитаемые в городе люди.
Не случайно 98%-99% американского, европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего». А в Великобритании более 80% составляют небольшие компании, в которых трудятся менее 50 человек. Как говорил в своё время Уинстон Черчилль: «Девиз британцев - бизнес несмотря ни на что». Всё это вызывает большой интерес к зарубежному опыту развития этого бизнеса. Признаемся, есть определённый соблазн и какая-то надежда на то, что хорошенько присмотревшись к нему, удастся изменить как отечественное предпринимательство, так и отношение к нему окружающих.
Так почему же малый бизнес так популярен в западных странах, другими словами, какими преимуществами он обладает перед другими видами предпринимательства? Эксперты Академии Masterforex-V назвали некоторые из причин:
Как свидетельствует статистика и ленты новостей ведущих СМИ, ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся за счёт мелкого предпринимательства. Понятно, что в этом смысле его роль особенно важна в кризисные годы, а также в депрессивных зонах. Таким образом, малый бизнес помогает выживать в трудные времена миллионам, а значит, способствует ослаблению социальной напряженности в обществе.
Далеко
не все знают, что они отличаются
высокой эффективностью капиталовложений.
К примеру, в американском малом
бизнесе она почти в 9 раз выше,
чем в сфере крупного предпринимательства.
Речь идёт, прежде всего, о технологическом
секторе малого предпринимательства.
Уместно напомнить, что в последнее
время в США почти 55% всех инноваций
были созданы именно в этом бизнесе.
В малых фирмах внедряется в 17 раз
больше нововведений и разработок,
чем в крупных предприятиях. В
целом, на Западе на технологический
сектор приходится до 60% от общего объёма
малого бизнеса. Не случайно так популярной
в последние десятилетия
3. Прибыльность.
Известно,
что малый бизнес зарабатывает больше
крупного, в смысле, с каждого
вложенного доллара или евро его
инвесторы получают больше доходов,
чем инвесторы крупных
4. Особое отношение к труду.
В малых фирмах традиционно царит атмосфера творчества, заинтересованности и активности. И это понятно. Работа на себя, любимого, а не на того «парня», успех, построенный собственными руками, необходимость самому отвечать за свою жизнь и судьбу близких, кардинальным образом меняет отношение к труду и бизнесу. Как тут не вспомнить знаменитое – «заботься о бизнесе, и бизнес позаботится о тебе».
5. Большая конкурентоспособность.