Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:32, контрольная работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России и за рубежом, на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед российским малым бизнесом.
Задачами исследования являются:
исследование сущность малого сектора экономики;
определить его особенностей в России и за рубежом;
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса............ 5
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса ............................................. 5
1.2 Роль и место малого бизнеса в российской экономике......................... 8
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом............. 10
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России................... 10
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах.. 16
2.3 Анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом...................... 21
Заключение........................................................................................................... 32
Список используемой литературы..................................................................... 35
Практическая часть.............................................................................................. 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Уфимский филиал
Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
по дисциплине
«УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА»
на тему: «Место малого бизнеса в развитии экономики страны.
Состояние
и динамика развития
малого бизнеса в
России и за рубежом»
Выполнил:студент 3 курса,
специальности “Бухгалтерский учет,
анализ и аудит”
_________Иванова
Л.А.___________
Руководитель:_________________
_________Ковальская
Ю.В._______
2012
Содержание
Введение...................... |
3 |
Глава
1 Теоретические аспекты |
5 |
1.1
Экономическая сущность малого
бизнеса ...................... |
5 |
1.2
Роль и место малого бизнеса
в российской экономике........ |
8 |
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом............. | 10 |
2.1
Состояние и динамика развития
малого бизнеса в России....... |
10 |
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах.. | 16 |
2.3
Анализ развития малого |
21 |
Заключение.................... |
32 |
Список
используемой литературы.................... |
35 |
Практическая
часть......................... |
36 |
Введение
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Опыт
ведущих стран современного мира
со всей очевидностью доказывает необходимость
наличия в любой национальной
экономике высокоразвитого и
эффективного малого предпринимательского
сектора. Поэтому возрождение России
невозможно осуществить без
Хозяйственная
практика в малом бизнесе находится
в причинно-следственной зависимости
углубляющейся специализацией общественного
производства и дифференциацией
товаров и услуг. Экономическая
маневренность, гибкость принятия решений,
территориально-
Актуальность
выбранной темы объясняется важностью
малого бизнеса, как для государства,
так и для населения, что обозначает
значимость проблемы и нерешенные вопросы.
От процветания и нормального
функционирования данного сектора
в экономике зависит
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России и за рубежом, на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед российским малым бизнесом.
Задачами исследования являются:
Глава
1 Теоретические аспекты
функционирования малого
бизнеса
1.1
Экономическая сущность
малого бизнеса
С переходом экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес
– самостоятельная, осуществляемая
на свой страх и риск и под личную
имущественную ответственность
деятельность отдельных граждан, направленная
на получение прибыли или
В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение:
«Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»./8/ Бизнес в небольших масштабах называется малым.
В
большинстве определений
Мы привыкли называть, что предприятие - это звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правом юридического лица, имеющий в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательством этим имуществом.
С вводом в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по иному трактуются и многие важнейшие понятия/1/. Ранее в законодательстве понятие «юридическое лицо» нередко отождествлялось с понятием «предприятие». ГК РФ исходит из того, что предприятие является не субъектом, объектом гражданских прав. Предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок. В ГК РФ дано следующее понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своем собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья 48 ГК РФ).
Из сущности этого определения следует, что юридический термин «предприятие» заменен термином «организация». Все это внесло определенную путаницу в привычные для нас термины. Так, например, и после принятия ГК РФ в научной литературе и словарях чаще всего встречается понятие «малое предприятие», а не «малая организация».
В одном из современных словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие» - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг»/7/. На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 466
«О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно – правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек.
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов; более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.
1.2
Роль и место
малого бизнеса
в российской экономике
Как
показывает опыт экономически развитых
стран, с развитием малого предпринимательства
растет доля экономически активного
населения, что увеличивает доходы
граждан и сглаживает диспропорции
в благосостоянии различных социальных
групп. При помощи малого бизнеса
мобилизуются материальные, финансовые
и природные ресурсы и
Малое
предпринимательство в России не
только выполняет перечисленные
выше функции, присущие малому бизнесу
в экономически развитых странах, но
и осуществляет новые, возникающие
в ходе рыночных преобразований. К
ним относятся
К основным факторам, определяющим особую роль малого предпринимательства в условиях современного российского общества, можно отнести следующее: