Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:32, контрольная работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России и за рубежом, на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед российским малым бизнесом.
Задачами исследования являются:
исследование сущность малого сектора экономики;
определить его особенностей в России и за рубежом;
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса............ 5
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса ............................................. 5
1.2 Роль и место малого бизнеса в российской экономике......................... 8
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом............. 10
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России................... 10
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах.. 16
2.3 Анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом...................... 21
Заключение........................................................................................................... 32
Список используемой литературы..................................................................... 35
Практическая часть.............................................................................................. 36
К особенностям развития малого бизнеса в России в первую очередь следует отнести следующие:
1.
Малые предприятия все шире
вовлекаются в сферы экономики,
2.
Диверсификация характерна для
значительного числа малых
3. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику.
4.
В течение ряда лет малые
предприятия все шире
Подводя
итог вышеизложенному, можно сказать,
что малое предпринимательство является
неотъемлемой частью рыночной экономики.
Глава
2 Динамика развития
малого бизнеса в России
и за рубежом
2.1
Состояние и динамика
развития малого бизнеса
в России
В последние несколько лет, по крайней мере, российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.
Резкое
ухудшение финансового
По
вкладу малого бизнеса в ВВП (около
20%) Россия отстает не только от развитых
стран (50-60%), но и от многих стран Восточной
и Центральной Европы. Но в российских
регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург
и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет
более 20-25%. Следовательно, есть реальные
возможности уже в ближайшие годы обеспечить
благоприятные условия для роста числа
субъектов малого предпринимательства.
Речь идет в первую очередь об успешной
реализации Федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Но для этого необходимо: формирование
пакета законов и соответствующей нормативно
правовой документации; совершенствование
налогообложения; интенсивные институциональные
преобразования с целью преодоления административно-
Отвечая
на вопрос об актуальных рисках, бизнесмены
акцентировали внимание не на криминальных
угрозах или нарушениях со стороны
государства, а на рисках экономической
среды (рисунок 2.1).
Рисунок 1.1 - Результаты исследования о рисках малого бизнеса
(по
данным исследования
Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 – 17%.
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.
Основная
масса малых предприятий
Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.
Иная
картина складывается в строительстве
и промышленности. К 2010г. общее количество
предприятий строительного и
промышленного профиля примерно
в 3 раза уступает предприятиям торговли
и общественного питания, тогда
как по числу занятых их отставание
в 2 раза меньше, а по доле в общем
объеме произведенной продукции
они практически не уступают. Экономический
и социальный эффект на одно предприятие
в строительстве и
Несмотря на достаточно высокую производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7%, а численность занятых – на 4%.
По
сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение
сектора малых предприятий, как
по числу хозяйствующих субъектов,
так и по количеству работников отмечено
также в промышленности (число
предприятий и занятность сократились
на 1,5%), на предприятиях транспорта и
связи сократились число
Возрастает
роль малых предприятий, выпускающих
наукоемкую продукцию – они наращивают
научно-технический и
Деятельность
малого бизнеса в сфере услуг
значительно активнее и разнообразнее.
Объем платных услуг населению
на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых
индивидуальными
Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.
Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.
Рост
числа новых малых предприятий,
Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.
Третье условие – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:
- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
- создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.
Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Пятое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.
Для
стабильной работы малых и средних
предприятий в условиях глобализации
с учетом международного опыта целесообразно,
чтобы Минэкономразвития РФ, МАП
РФ совместно с Торгово-
2.2
Состояние и динамика
развития малого бизнеса
в развитых странах
Анализ зарубежного опыта позволяет по-новому взглянуть на развитие экономики 80-х, 90-х годах прошлого столетия и яснее представить сам процесс роста современного малого предпринимательства, использовать позитивные аспекты этого опыта.
Существующая статистика красноречиво свидетельствует о роли малых предприятий в странах Запада.
В
конце 90-х годов во всех индустриально
развитых странах на сектор малого
предпринимательства
По данным Международной федерации мелких промышленных предприятий на долю мелких и средних предприятий в странах-участниках этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.