Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала предложений по эффективному управленческому учету дебиторской задолженности ОАО «Курганмашзавод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить особенности информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью;
-провести анализ финансового состояния предприятия и дебиторской задолженности;
-разработать мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью.
Введение 3
1 Теоретический аспект информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью 5
1.1 Место управленческого учета в системе управления организацией 5
1.2 Понятие и виды дебиторской задолженности, проблемы управления 8
1.3 Информационные потребности менеджеров при управлении дебиторской задолженностью и пути их удовлетворения 12
2 Аналитический обзор деятельности ОАО «Курганмашзавод» 14
2.1 Краткая характеристика 14
2.2 Оценка финансового состояния и эффективности деятельности 17
2.3 Система бухгалтерского управленческого учета организации 20
2.4 Анализ дебиторской задолженности 23
3 Мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью 26
3.1. Разработка регистра учета дебиторской задолженности 26
3.2 Применения модели управления дебиторской задолженностью 27
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 31
Заключение 33
Список использованных источников 35
Таблица 3 – Анализ состава и структуры дебиторской задолженности
№ п/п |
Показатели, тыс.р. |
Годы |
Отклонение, тыс.р. | ||||||
2010 |
2011 |
2012 | |||||||
Сумма, тыс.р. |
% |
Сумма, тыс.р. |
% |
Сумма, тыс.р. |
% |
2011 |
2012 | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
1 |
Дебиторская задолженность |
2011 |
100 |
2344 |
100 |
1301 |
100 |
335 |
-1043 |
Продолжение таблицы 3 | |||||||||
2 |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
В том числе: |
|||||||||
2.1 |
Краткосрочная |
1909 |
95,02 |
2244 |
95,73 |
501 |
38,51 |
335 |
-1743 |
2.2 |
Долгосрочная |
100 |
4,98 |
100 |
4,27 |
800 |
61,49 |
- |
700 |
Проанализировав данные таблицы можно сделать выводы, что дебиторская задолженность снизилась на 708 тыс. р. Существенные изменения произошли в структуре дебиторской задолженности. Удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности сократился с 95,02% до 38,51% Удельный вес долгосрочной дебиторской задолженности, наоборот увеличился на конец отчетного периода с 4,98% до 61,49%.
После общего
анализа состава и структуры
дебиторской задолженности
Таблица 4 – Показатели дебиторской задолженности
№ п/п |
Показатели |
Годы |
Отклонение | |||
годы | ||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
Длительность одного оборота, дн. |
247 |
174 |
223 |
-73 |
49 |
2 |
Коэффициент оборачиваемости |
1,45 |
2,07 |
1,61 |
0,62 |
-0,46 |
3 |
Коэффициент дебиторской задолженности в оборотных активах |
0,86 |
0,88 |
1,95 |
0,02 |
1,07 |
4 |
Коэффициент дебиторской задолженности в выручке от продаж |
0,69 |
0,49 |
0,62 |
-0,20 |
0,13 |
5 |
Доля просроченной дебиторской задолженности |
- |
0,12 |
0,86 |
0,12 |
0,74 |
Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности индивидуальны для каждого предприятия. Но целью для каждого должно быть ускорение оборачиваемости путем увеличения коэффициента, то есть количества оборотов в течение периода и сокращение длительности одного оборота.
В ОАО «Курганмашзавод» за анализируемый период наметилось снижение длительности оборота дебиторской задолженности на 24 дня (с 247 дней в 2010 г. до 223 дней в 2012 г.), а, следовательно, и увеличения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности. Это свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия.
В тоже время наметилась неблагоприятная тенденция повышения доли дебиторской задолженности в оборотных активах на 1,09 (с 0,86 в 2010 г. до 1,95 в 2012 г.).
За анализируемый период произошло снижение доли дебиторской задолженности в выручке от продаж на 0,07 (с 0,69 в 2010 г. до 0,62 в 2012 г.). Последний показатель говорит об увеличении доли просроченной задолженности в общей сумме дебиторской задолженности (на 0,86).
Исходя из проведенного анализа дебиторской задолженности можно сделать вывод, что предприятие имеет определенные проблемы с дебиторами и все эти проблемы в отчетном году остались нерешенными.
Необходимо постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным платежам, устанавливать определенные условия кредитования дебиторов, предлагать покупателям гибкую систему скидок, стимулирующую своевременную оплату за продукцию и другие виды экономического воздействия, следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
Из-за большой доли просроченной дебиторской задолженности (86%) у предприятия возникло в 2011 г. кризисное состояние: возникновение убытка и необходимость привлечения банковского кредита. Чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций необходимо организовать эффективный управленческий учет дебиторской задолженности.
Наиболее совершенным методом оценки качества и контроля дебиторской задолженности ОАО «Курганмашзавод» является отчет о состоянии дебиторской задолженности на определенную дату, где все дебиторы общества ранжируются по срокам просрочки задолженности (Приложение 1).
После составления данного отчета можно принимать следующие управленческие решения.
Во-первых, скидка за быструю оплату.
Теоретически скидка с указанной в счете цены, стимулирующая быструю оплату, выглядит как неплохая идея. В действительности может быть совсем по-другому. Нужно анализировать стоимость такой скидки и потенциальную выгоду.
Допустим, компания предлагает скидку в 2,5% при оплате в течение семи или десяти дней с даты, указанной в счете. Если в результате покупатель оплачивает счет на два месяца раньше, чем без такого стимула, то это равноценно 15% годовых. Эта цифра возникла следующим образом: затраты в 2,5% с целью получения оплаты на два месяца раньше надо умножить на шесть, чтобы получить стоимость скидки в годовом масштабе. Однако если в результате 2,5%-ной скидки за быструю оплату покупатель платит лишь на месяц раньше, то это будет стоить поставщику 30% годовых, что дорого. Это далеко не эффективное управление денежными средствами.
Во-вторых, напоминание об оплате.
На следующий
день после истечения срока платежа
необходимо сделать напоминание. Стандартное
письмо, распечатанное дешевым
При приеме заказа следует выяснить фамилию, должность и адрес лица, ответственного за оплату. Напоминание об оплате должно быть адресовано соответствующему лицу. В нем следует осведомиться о наличии какой-либо причины неплатежа и попросить немедленно сообщить о ней.
В-третьих, последующие телефонные звонки.
Если платеж не поступил в семидневный срок после напоминания об оплате, следует позвонить лицу, ответственному за платежи. При неудовлетворительном ответе нужно позвонить менеджеру, делавшему заказ, и попросить произвести оплату без дальнейших задержек. Если появляются какие-либо отговорки, причины или оправдания, с ними нужно разбираться немедленно. Иногда требуется две-три недели, чтобы развеять какое-то сомнение, что равносильно продлению кредита покупателю просто из-за некомпетентности менеджера.
Если платеж не приходит, надо в течение нескольких дней предпринять дальнейшие действия. Промедление, а точнее, откладывание, скорее всего, значительно уменьшит шансы на получение какой-либо оплаты вообще. В зависимости от суммы следует обратиться либо в агентство по взысканию долга, либо к юристу.
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами.
Целью управления дебиторской задолженностью является обеспечение наиболее эффективной реализации экономических решений в процессе деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо руководствоваться следующими принципами:
-недопустимо
аккумулировать большую
-необходимо прогнозировать последствия роста дебиторской задолженности;
-недопустим неоправданный рост дебиторской задолженности.
Для достижения наибольшей эффективности в управлении дебиторской задолженностью в ходе анализа проявления дебиторской задолженности необходимо принимать в рассмотрение не только ту информацию, а, следовательно, и те факторы, которые прямо влияют на результаты анализа, но и ту, которая имеет косвенное влияние на предприятие.
Проведенный
анализ финансового положения
В целях моделирования процесса управления дебиторской задолженностью предприятия разработана модель управления дебиторской задолженностью для решения практических задач управления дебиторской задолженностью предприятия. Цели построения предлагаемой модели, приведенной в приложении 2, заключаются в экспериментальной обработке существующих методов управления задолженностью, проверке гипотезы о реальном изменении дебиторской задолженности предприятия, оперативном управлении производственными процессами, выработке управленческих решений в реальном времени.
Процесс управления дебиторской задолженностью можно разбить на несколько этапов.
Первый этап предварительных расчетов и анализа дебиторской задолженности. Для информационного обобщения данных о дебиторе (клиенте) была разработана «Карточка (досье) клиента». Производится сверка расчетов с контрагентами, устраняются разногласия, и выявляется фактическая величина задолженности.
На втором этапе проводится оценка реальности дебиторской задолженности, данные группируются в регистре бухгалтерского учета, в котором дебиторская задолженность ранжируется по степени просрочки: просроченная или непросроченная.
Далее, в зависимости от того, в какую категорию попала задолженность конкретного дебитора, к разработке принимается одна из трех стратегий - стратегия учета, стратегия взыскания или стратегия наблюдения за возможностью взыскания.
Стратегия учета проводится по отношению к непросроченной задолженности и не требует активных действий по взысканию. На данной стадии задолженность является нормальным следствием рыночных отношений. В этой ситуации величина задолженности с учетом просрочки платежа не отличается от первоначальной задолженности.
Стратегия взыскания проводится по отношению к просроченной дебиторской задолженности и требует более активных действий по ее взысканию. На данной стадии первоочередная задача заключается в сведении к минимуму разницы между величиной дебиторской задолженности с учетом просрочки платежа и первоначальной величиной задолженности, то есть сокращения срока просрочки платежа.
Стратегия наблюдения за возможностью взыскания проводится по отношению к отсроченной дебиторской задолженности и не требует иных действий, помимо наблюдения за финансовым состоянием партнера с целью взыскания суммы долга.
Третий этап составляет определение метода управления дебиторской задолженностью на основании выбранной на втором этапе стратегии. В том случае, если к разработке принята стратегия учета, целесообразно использовать самые удобные для предприятия способы расчетов, а именно взыскание задолженности денежными средствами проведение зачетных схем или уступка долга третьим лицам. В случае если разрабатывается стратегия взыскания, а задолженность является просроченной, помимо «удобных» способов расчетов (денежными средствами, зачетными схемами), целесообразно использовать менее предпочтительные, но необходимые способы расчетов, как подписание соглашения об отступном, а в случае неудачного исхода перечисленных методов - обращение в Арбитражный суд. В том случае, если задолженность дебиторов является реструктуризированной, или на нее наложен мораторий, необходимо проводить наблюдение за возможностью ее взыскания.