Мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала предложений по эффективному управленческому учету дебиторской задолженности ОАО «Курганмашзавод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить особенности информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью;
-провести анализ финансового состояния предприятия и дебиторской задолженности;
-разработать мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью.

Содержание

Введение 3
1 Теоретический аспект информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью 5
1.1 Место управленческого учета в системе управления организацией 5
1.2 Понятие и виды дебиторской задолженности, проблемы управления 8
1.3 Информационные потребности менеджеров при управлении дебиторской задолженностью и пути их удовлетворения 12
2 Аналитический обзор деятельности ОАО «Курганмашзавод» 14
2.1 Краткая характеристика 14
2.2 Оценка финансового состояния и эффективности деятельности 17
2.3 Система бухгалтерского управленческого учета организации 20
2.4 Анализ дебиторской задолженности 23
3 Мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью 26
3.1. Разработка регистра учета дебиторской задолженности 26
3.2 Применения модели управления дебиторской задолженностью 27
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 31
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

курсовая по управлению.docx

— 131.21 Кб (Скачать)

В соответствии с бухгалтерской  отчетностью в составе дебиторской задолженности учитывается следующее: задолженность покупателей и заказчиков; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность учредителей по взносам в уставный капитал; авансы выданные; прочие дебиторы.

В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности. Вполне естественным в условиях рыночной экономики является достаточный уровень векселей к получению, так как отсрочка платежа покупателю под вексель является наиболее эффективной формой таких взаимоотношений. Именно поэтому при управлении дебиторской задолженностью для предприятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторской задолженности, во-вторых, обеспечить своевременное получение этой задолженности и, в-третьих, организовать соответствующим образом работу с векселями.

Это особенно важно с учетом того, что влияние инфляции в первую очередь отражается на дебиторской  задолженности.

Дебиторская задолженность является фактором, который определяет следующее: размер и структуру оборотных активов предприятия; размер и структуру выручки от продаж; длительность финансового цикла предприятия; оборачиваемость оборотных активов и активов в целом; ликвидность и платежеспособность предприятия; источники денежных средств предприятия.

Для списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой  давности (3 года), необходимо следующее: инвентаризация просроченной задолженности на счетах бухгалтерского учета; принятие мер по розыску и взысканию задолженности; письменное обоснование главного бухгалтера о необходимости списания дебиторской задолженности; приказ или распоряжение руководителя предприятия о списании задолженности на финансовый результат; запись в бухгалтерском учете; отражение на отдельном забалансовом счете списанной задолженности в течение пяти лет с момента списания с целью возможного ее получения.

Политика в области управления дебиторской задолженностью может  включать следующее:

-сквозной анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения и по перечню дебиторов с выявлением сомнительной и безнадежной задолженности;

-деление покупателей на три группы в зависимости от возможности применения к ним трех вариантов расчетов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учетом объема продаж по каждому из них, их платежеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием;

-определение ценовой политики в отношении каждой из трех групп покупателей с учетом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции;

-определение условий (сроков, размера и др.) коммерческого кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различным покупателям;

-выявление возможностей использования векселей при отсрочке платежа и их условий;

-выявление возможностей возникновения сомнительной (просроченной и безнадежной) дебиторской задолженности и возможных допустимых убытков при этом; выявление на этой основе способов получения долгов и уменьшения безнадежной задолженности; определение реальной (рыночной) стоимости дебиторской задолженности (своевременное образование резервов по сомнительным долгам);

-выяснение ситуаций, при которых возможны продажа или залог дебиторской задолженности и условий этого;

-прогнозирование поступления дебиторской задолженности 
и определение способов ее получения на основе коэффициента 
инкассации и других механизмов.

Таким образом, основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:

-недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;

-разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;

-прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;

-постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.

Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.

Вполне понятно, что при управлении дебиторской задолженностью предприятие должно учитывать влияние внешних факторов, таких, например, как кризис неплатежей, неодинаковое влияние инфляции на различные товары, несовершенство законодательной базы и противоречивость отдельных нормативных документов, несовершенство процедур банкротства, продолжающийся передел собственности и др.

Управление дебиторской задолженностью на предприятии является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением значительными денежными потоками, собственными денежными средствами, объем рынка и соответственно объем продаж.

1.3 Информационные  потребности менеджеров при управлении  дебиторской задолженностью и  пути их удовлетворения

Дебиторская задолженность - один из элементов (как правило, количественно значительный) оборотных активов предприятия. Исходя из этого, можно рассматривать несколько практических аспектов вопроса.

Чем быстрее  оборачивается дебиторская задолженность, то есть чем чаще поступают платежи от дебиторов, тем меньше балансовые остатки дебиторской задолженности на каждую дату, и наоборот.

При быстрой оборачиваемости дебиторской задолженности и медленной оборачиваемости кредиторской задолженности последняя полностью покрывает дебиторскую задолженность и сверх того служит источником финансирования других элементов оборотных активов. С этой точки зрения ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и замедление кредиторской улучшает финансовое состояние предприятия.

Одновременно быстрая оборачиваемость дебиторской и медленная - кредиторской задолженности может привести к снижению показателей платежеспособности предприятия. Поэтому даже при наличии возможностей управлять сроками платежей дебиторов и сроками расчетов с кредиторами нельзя безгранично уменьшать первые и увеличивать вторые. Границами здесь являются уровни коэффициентов платежеспособности.

Если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в полном объеме, предприятие имеет возможность столь же своевременно и полностью расплачиваться по своим долгам кредиторам. Известно, что дебиторская задолженность - это главным образом долги покупателей, то есть те долги, на базе которых формируется выручка от продаж. Кредиторская задолженность - это в основном долги поставщикам, работникам предприятия, бюджету и по единому социальному налогу, то есть те долги, на базе которых в значительной степени формируются затраты на продаваемую продукцию. Как правило, при условии рентабельности продаж нормальная дебиторская задолженность за какой-то период выше нормальной кредиторской задолженности. Но это утверждение верно только в случае, когда оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности равны.

При соблюдении всех этих условий проблемы просроченной задолженности просто не было бы. Она  возникает либо из-за нарушения сроков платежей дебиторами, либо из-за невыгодного для предприятия соотношения установленных сроков платежей дебиторов и сроков расчетов с кредиторами, либо из-за убыточности продаж и т. д.

Тогда появляются просроченные долги предприятия, управлять которыми необходимо уже не финансовыми, а юридическими методами.

Таким образом, нормальное состояние оборачиваемости дебиторской задолженности - это одно из условий отсутствия сбоев в деятельности предприятия и осуществления им нормальных циклов деятельности.

На практике описанных идеальных условий, как правило, не бывает. Предприятию приходится решать проблемы, возникающие из-за отсутствия идеальных условий расчетов с дебиторами. Вот некоторые из них:

-сроки расчетов с дебиторами. Если дебиторы платят предприятию реже, чем предприятие должно платить кредиторам, может наступить недостаток денежных средств в обороте, могут потребоваться дополнительные источники финансирования большой дебиторской задолженности;

-суммы платежей дебиторов и суммы, которые надо заплатить кредиторам на каждую дату, соответствующую срокам платежей. Если кредиторам по состоянию на определенную дату надо заплатить больше, чем мы имеем на эту дату от дебиторов, придется изыскивать дополнительные источники финансирования для погашения кредиторской задолженности или она превратится в просроченную.

 

 

2 Аналитический обзор деятельности ОАО «Курганмашзавод»

2.1 Краткая характеристика

Открытое  акционерное общество «Курганский  машиностроительный завод» (ОАО «КМЗ»), учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и действует в соответствие с Гражданским кодексом, Федеральным Законом «Об акционерных обществах», иными правовыми актами РФ и уставом.

ОАО «КМЗ»  выпускает современные сложные и наукоемкие изделия. С момента, когда 6 июля 1950 г. был выпущен первый крановый редуктор, завод прошел значительный путь развития: от производства артиллерийских гусеничных тягачей АТС до боевых машин пехоты, известных во всем мире как БМП. С 1987 г. освоено серийное производство самых современных машин данного класса – БМП-3.

ОАО «КМЗ» - крупнейший машиностроительный комплекс в Зауралье и единственное предприятие в стране по выпуску боевых машин пехоты (БМП), из которых БМП-3, по совокупности огневой мощи, подвижности и защищенности зарубежными военными экспертами признана лучшей в мире боевой машиной пехоты. Сегодня она экспортируется в 28 стран мира.

Являясь самым крупным предприятием Курганской области, ОАО «Курганмашзавод» играет весомую градообразующую роль. В состав «КМЗ» входит 11 заводов и ряд вспомогательных цехов, оснащенных современным оборудованием, обеспечивающим полный производственный цикл от получения литых и штампованных заготовок, всех видов механической обработки до сборки и комплексных испытаний готовой продукции.

Механо - сборочный завод (МСЗ) специализируется на изготовлении деталей и сборке узлов трансмиссии, редукторов, узлов пневмогидро -управления, рулевого механизма, шестеренчатых и центробежных насосов, а также на термической обработке и общей сборке узлов и агрегатов.

Здесь производится сборка всех изделий ОАО, имеющих  сложный цикл, сборки и испытаний. Здесь же полностью (за исключением  заготовки) изготавливаются большинство  редукторов всех изделий, включая гидромеханические  трансмиссии для передачи мощности до 360 кВт и ведущие мосты для дорожной техники. 

МСЗ имеет  богатый опыт изготовления рядных, планетарных и волновых редукторов. Изготавливаются конические передачи с прямым и круговым зубом, а также  всевозможные цилиндрические шестерни.

Благодаря наличию большого количества обрабатывающих центров, имеется возможность обработки  сложных корпусных деталей с  габаритом до 1250 мм.

Основные  виды деятельности:

-разработка, производство и реализация продукции производственно-технического и специального назначения, товаров народного потребления;

-поиск заказов и заключение договоров;

-развитие производственной базы и обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

В своей  деятельности МСЗ руководствуется  приказами и распоряжениями руководства  ОАО «Курганмашзавод».

Достояние завода – уникальный трудовой коллектив (рабочие, конструкторы, инженеры и  организаторы производства), который  не только выдержал условия новой  экономики, но и наладил выпуск недорогой  конкурентоспособной продукции.

Механо - сборочный завод обеспечивает изделиями гражданского назначения - снегоболотоходы ТМ-120, лесные машины МЛ-107, минитракторы и многоцелевые коммунально-строительные машины МКСМ-800. МСЗ успешно работает на рынке гражданской продукции.

Продукция МСЗ имеет постоянный спрос во многих регионах России и за рубежом. Ее отличительная особенность – качество и цена, удовлетворяющие требованиям заказчиков.

Механо - сборочный завод поставляет свою продукцию более чем 60 заказчикам и фирмам в городах: Кургане, Златоусте, Тюмени, Караганде, Уфе, Екатеринбурге, Челябинске, Заполярном, Ленинск-Кузнецке, Салавате, Ишимбае, Чебоксарах, Анжеро-Судженске, Перми и других.

Поставщиками  МСЗ являются: ЗАО «Уралэластотехника» г. Магнитогорск, ООО «Торговый дом «Лакокраска»» г. Ярославль, ЗАО «Ремтехкомплект» г. Екатеринбург, ЗАО «Сибирский электротехнический завод А.К.Серова» и другие.

Высшим  органом управления ОАО является собрание акционеров, которое проводится ежегодно. К компетенции собрания относится решение вопросов, связанных с изменением Устава, реорганизацией ОАО, определением количественного состава Совета Директоров и ревизионной комиссии, утверждение аудитора, утверждение годовых отчетов и другие вопросы.

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью