Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала предложений по эффективному управленческому учету дебиторской задолженности ОАО «Курганмашзавод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить особенности информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью;
-провести анализ финансового состояния предприятия и дебиторской задолженности;
-разработать мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью.
Введение 3
1 Теоретический аспект информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью 5
1.1 Место управленческого учета в системе управления организацией 5
1.2 Понятие и виды дебиторской задолженности, проблемы управления 8
1.3 Информационные потребности менеджеров при управлении дебиторской задолженностью и пути их удовлетворения 12
2 Аналитический обзор деятельности ОАО «Курганмашзавод» 14
2.1 Краткая характеристика 14
2.2 Оценка финансового состояния и эффективности деятельности 17
2.3 Система бухгалтерского управленческого учета организации 20
2.4 Анализ дебиторской задолженности 23
3 Мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью 26
3.1. Разработка регистра учета дебиторской задолженности 26
3.2 Применения модели управления дебиторской задолженностью 27
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 31
Заключение 33
Список использованных источников 35
Содержание
Введение 3
1 Теоретический аспект информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью 5
1.1 Место управленческого учета в системе управления организацией 5
1.2 Понятие и виды дебиторской задолженности, проблемы управления 8
1.3 Информационные потребности менеджеров при управлении дебиторской задолженностью и пути их удовлетворения 12
2 Аналитический обзор деятельности ОАО «Курганмашзавод» 14
2.1 Краткая характеристика 14
2.2 Оценка финансового состояния и эффективности деятельности 17
2.3 Система бухгалтерского управленческого учета организации 20
2.4 Анализ дебиторской задолженности 23
3 Мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью 26
3.1. Разработка регистра учета дебиторской задолженности 26
3.2 Применения модели управления дебиторской задолженностью 27
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 31
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложения 37
В последнее время в России уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью и, ибо правила игры, сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производство. Однако времена получения легкой прибыли прошли и поэтому предприятия вынуждены управлять дебиторской задолженностью таким образом, чтобы, не сорвав выполнение производственной программы, минимизировать при этом все возможные затраты, связанные с покупкой и хранением.
Эффективное управление дебиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей, для решения которой требуется провести исследования в этой области.
Целью курсовой работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала предложений по эффективному управленческому учету дебиторской задолженности ОАО «Курганмашзавод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить особенности информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью;
-провести анализ финансового состояния предприятия и дебиторской задолженности;
-разработать мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения управления дебиторской задолженностью.
В условиях переходной экономики России очень существенно изменились цели функционирования предприятия. Если раньше главной задачей был выпуск продукции, то сейчас ею стала максимизация прибыли предприятия и завоевание рыночной ниши.
Одним из последствий такого перехода является то, что у многих предприятий очень резко увеличилась дебиторская задолженность. Что во многом связано с увеличением доли просроченных неплатежей.
В условиях плановой экономики такой проблемы не существовало, поэтому исследования в области финансового управления практически не проводились. Сейчас для большинства российских предприятий возникла необходимость в разработке методик управления собственными и заемными средствами предприятия, и дебиторской задолженностью. Большая роль уделяется предприятиями расчету и анализу коэффициентов характеризующих состояние предприятия.
В первой главе рассматриваются основные теоретические моменты: сущность и роль управленческого учета, определение дебиторской задолженности, ее место в финансах предприятия, информационные потребности менеджеров при управлении дебиторской задолженностью.
В следующей главе приведен анализ
финансового состояния
В последней главе предложены мероприятия по усовершенствованию управленческого учета дебиторской задолженности на ОАО «Курганмашзавод».
Дебиторская задолженность – это относительно самостоятельная категория. В широком смысле слова дебиторская задолженность охватывает все расчеты предприятий-поставщиков с предприятиями-покупателями. Она образуется, когда предприятие-поставщик отгрузило товар, и списало его со своего баланса, а оплата за него еще не произведена. Или, другими словами, дебиторская задолженность – это долговые права к покупателям.
Высокая значимость эффективного управления уровнем дебиторской задолженности на предприятии для формирования условий устойчивого экономического развития, обеспечения своевременности платежей, а также недостаточная разработанность ряда теоретических вопросов в этой сфере определяют актуальность темы исследования.
При написании работы использовалась экономическая и бухгалтерская литература отечественных авторов, нормативно-правовые документы по бухгалтерскому и налоговому учету.
На рубеже XIX-XX вв. в условиях создания и функционирования транснациональных корпораций, усиления концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, кооперирования и комбинирования производства и ряда других процессов существенно изменились требования к ведению и организации бухгалтерского учета.
Особенно очевидными стали недостатки калькуляционного учета.
При изготовлении конечного продукта несколькими смежными цехами, а иногда и предприятиями, продаже продукции в различные страны и регионы усредненные данные о себестоимости конечного продукта не позволяют эффективно управлять себестоимостью продукции.
С целью
совершенствования
В процессе дальнейшего развития системы производственного учета стали применять помимо учетной другие функции управления - планирования, контроля, анализа, принятия решений. Применение основных функций управления в системе производственного учета превратило эту систему в систему управленческого учета.
Впервые
управленческий учет был официально
признан в 1972 г. американской ассоциацией
бухгалтеров, разработавшей программу
подготовки специалистов по управленческому
учету с присвоением
В российских нормативных документах по бухгалтерскому учету понятие «управленческий учет» не упоминается. Вместе с тем курсы «Бухгалтерский (финансовый) учет» и «Бухгалтерский (управленческий) учет» официально рекомендованы новыми учебными стандартами для студентов экономических вузов и факультетов. Изучение управленческого учета предусмотрено также программой подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.
Управленческий учет в качестве самостоятельной подсистемы бухгалтерского учета впервые возник в США и за сравнительно короткое время получил распространение в странах Европы, Японии, Канаде и др.
В настоящее время управленческий учет применяется во многих крупных и средних фирмах во всех видах бизнеса - в промышленности, торговле, в сферах образования, медицины и др.
В экономически развитых странах на постановку и ведение управленческого учета затрачивается до 90% рабочего времени и других ресурсов в общих затратах на постановку и ведение бухгалтерского учета.
Управленческий учет - это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.
Сбор информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью их последующего отражения в системе управленческого учета.
Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах.
Обобщение информации означает ее анализ, подготовку и интерпретацию. В процессе анализа информации определяют состав информации, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения.
Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.
Основная цель управленческого учета - представление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.
Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты.
Высшее
руководство формирует
Руководители
структурных подразделений
Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.
Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств - естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. Она возникает при следующих обстоятельствах: коммерческое кредитование поставщиком покупателя, то есть при отсрочке платежа; несвоевременная оплата, то есть при просрочке платежа; недостачи, растраты, хищения; поставки недоброкачественной или некомплектной продукции и др.
Дебиторская задолженность в настоящее время стала наиболее ликвидным активом предприятия. Отсюда и необходимость серьезного внимания к ней, к анализу ее, к управлению ею.
Классический студенческий вариант: дебиторская задолженность - это когда нам должны. Классический вариант преподавателя (на основе личного опыта): дебиторская задолженность - это один из видов оборотных активов предприятия и неполученная часть его выручки от продаж.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (статья 307) этот вид задолженности входит в более общее понятие «обязательство», которое определяется следующим образом: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности». Это является частью обязательственного права [1].
В литературе встречаются разнообразные определения дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность - это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.
Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан.
Дебиторская задолженность - это средства, временно отвлеченные из оборота предприятия, а кредиторская - это средства, временно привлеченные в оборот.
Дебиторская задолженность – это один из видов оборотных активов предприятия; неполученная часть его выручки от продаж; отдельный вид обязательств, возникающий из договора, а также вследствие причинения вреда и иных оснований (статья 307 и др. ГК РФ) [1, 2].
Дебиторская задолженность в основном это - неполученная часть выручки предприятия от продаж, образующаяся из договора как отдельный вид обязательств между предприятиями. Дебиторская задолженность также может быть следствием причинения вреда и иных оснований. Дебиторская задолженность предприятия в целом является одним из видов его оборотных активов.