Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение материально -производственных запасов организации, их документальное оформление и учет на складе и в бухгалтерии.
Цели курсовой работы определили ее задачи исследования:
Дать основное понятие и классификацию материально-производственных запасов.
Понять оценку материально-производственных запасов.
Организация первичного учета материально производственных запасов.
Организация учета материально-производственных запасов согласно ПБУ и МСФО
Введение………………………………………………….....……...….....……..3-4
Глава 1.Теоретические основы учета материально-производственных запасов согласно ПБУ И МСФО....................................................................................5-18
§1.1. Понятие и классификация материально-производственных запасов .............................................................................................................................5-12
§1.2. Оценка материально-производственных запасов ……...................…13-18
Глава 2. Методика учета поступления и выбытия материально-производственных запасов …………..…........…………………….…....….22-35
§2.1. Организация первичного учета материально производственных запасов..............................................................................................................22-26
§2.2. Организация учета материально-производственных запасов согласно ПБУ и МСПО…...............................................................................................27-33
Заключение…………………………………………....……...………….…...….37
Список использованных источников и литературы ……………............….…40
Приложения…………………………………………….……………….……….42
Данные складского учета сверяют с данными бухгалтерии, при этом техника сверки зависит от выбранного метода:
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и ПБУ 5/01«Учетная политика организации» организациям предоставлено право выбора одного из двух способов организации синтетического учета материалов по:
1. фактической себестоимости приобретения (заготовления);
2. учетным ценам.
При первом способе синтетический учет материалов ведется на счете 10 «Материалы» (или в разрезе субсчетов) в оценке по фактической себестоимости их приобретения (заготовления)
При втором способе синтетический учет материальных ценностей ведут -по учетным ценам и помимо счетов по учету МПЗ (10, 41, 43) используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Заключение
Данная курсовая работа посвящена учету материальных запасов. В процессе ее написания была сделана попытка проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет материально запасов для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность.
ПБУ 5/01 в качестве материально - производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. А согласно МСФО 2, запасы - это активы, предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности; в процессе производства для такой продажи; или в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.
Классификацию материалов
удобно использовать для построения
синтетического и аналитического учета,
составления статистических отчетов,
информации о поступлении и расходе
материалов в производственно-хозяйственно
По видам запасы подразделяются на: сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, возвратные материалы (отходы), топливо, тара и тарные материалы, запасные части и агрегаты, шины, семена и корма, минеральные удобрения и ядохимикаты, биопрепараты и медикаменты; хозяйственные принадлежности и инвентарь; готовая продукция; товары; животные на выращивании и откорме.
По принадлежности МПЗ подразделяются на ценности, принадлежащие организации по праву собственности и ценности, не принадлежащие организации.
По способу использования и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.
По месту нахождения материальные запасы делятся на производственные; товарные. Запасы в каналах сферы обращения (дистрибутивных каналах) разбиваются на запасы в пути; запасы на предприятиях торговли.
По исполняемым функциям материальные запасы подразделяются на: текущие; подготовительные (буферные); гарантийные (страховые, или резервные); сезонные; переходящие.
Выделяют также спекулятивные и рекламные (для продвижения продукции) запасы.
По времени материальные запасы подразделяются на максимальный желательный запас; пороговый уровень запаса; текущий уровень; гарантийный запас.
МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости.
Определение фактической себестоимости зависит от способа приобретения МПЗ.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).
В учете материально-
В 2008 году, ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов претерпело изменения. Во-первых, отменен метод ЛИФО в отношении списания материально-производственных запасов. Во-вторых, теперь действие ПБУ 5/01 распространяется также и на активы, используемые более года или обычного операционного цикла.
Аналитический учет материалов предполагает использование унифицированных форм первичных учетных документов: «Доверенность»: «Приходный ордер»; «Акт о приемке материалов»; «Лимитно-заборная карта»; «Требование-накладная»; «Накладная на отпуск материалов на сторону»; «Карточка учета материалов»; «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» и др.Для хранения материалов организация создает склады, каждому из которых приказом присваивается определенный шифр.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и ПБУ 5/01«Учетная политика организации» организациям предоставлено право выбора одного из двух способов организации синтетического учета материалов:
1. по фактической себестоимости приобретения (заготовления);
2. по учетным ценам.
При первом способе синтетический учет материалов ведется на счете 10 «Материалы» (или в разрезе субсчетов) в оценке по фактической себестоимости их приобретения (заготовления)
При втором способе синтетический учет материальных ценностей ведут по учетным ценам и помимо счетов по учету МПЗ (10, 41, 43) используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет этих операций.
С введением Методических указаний по учету МПЗ и ПБУ 5/01 отечественный бухгалтерский учет еще более приблизился к Международным стандартам, что сделало нашу экономику еще более привлекательной для иностранных инвесторов.
Список использованных источников и литературы:
Приложение 1
Перечень первичных учетных документов
Доставку материалов на склад осуществляет экспедитор на основании доверенности, которую выдает ему бухгалтерия под расписку в журнале учета выданных доверенностей.
Доверенность (ф. № М-2) предназначена для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации для получения материальных ценностей. Она составляется в одном экземпляре и выдается получателю под расписку бухгалтерией организации. Срок выдачи доверенности — 15 дней, но при получении ценностей в порядке плановых платежей — календарный месяц.
Приходный ордер (ф. № М-4) используется для оформления учета запасов, поступивших на склад организации от поставщиков. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в пронумерованном виде. Они составляются в одном экземпляре на фактически принятое количество ценностей в день их поступления. Основными реквизитами являются: дата составления, код операции, склад, наименование и код поставщика, номер платежного доку-мента, наименование и номенклатурный номер материальных ценностей, код и наименование единицы измерения, количество, цена, сумма без учета НДС и с учетом НДС и др.
Форма акта о приемке материалов (форма № М-7) также утверждена постановлением Госкомстата РФ № 71а. В указаниях по заполнению формы № М-7 уточнено, что она составляется также при приемке материалов, поступивших без документов. Акт о приемке материалов является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику или отправителю. Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой – отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) используется для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов в производственные подразделения предприятия (цехи, на объекты, участки и др.) в пределах утвержденного лимита.
Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на месяц, а при небольших объемах списаний — на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается цеху — потребителю материальных ценностей, второй — складу. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах карты дату и количество отпущенных запасов и выводит остаток лимита по каждому их номенклатурному номеру. В лимитно-заборной карте цеха расписывается кладовщик, а в карте склада -представитель цеха-получателя. Все выданные лимитно-заборные карты регистрируются отделом снабжения в специальном реестре, копия которого направляется в бухгалтерию для контроля над своевременной сдачей карт после использования лимита. При автоматизации учета отпуска запасов лимит рассчитывается одновременно с выпиской лимитно-заборных карт с учетом использования лимитов.
Для сокращения количества первичных документов допускается оформлять отпуск материалов непосредственно в карточки учета (ф. № М-17), где проставляется лимит отпуска. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат).
Требование-накладная (ф. № М-11) используется для учета движения материально-производственных запасов в самой организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) необходима для учета отпуска подразделениям предприятия, расположенным на другой территории, или сторонним организациям.
Карточка учета материалов (ф. № М-17) служит для учета движения запасов на складе по каждому номенклатурному номеру, виду, сорту, размеру. Карточки являются документами строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35), требуется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств.
Кроме перечисленных документов составляются накладные - требования на отпуск материалов (ф. № М-11) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад. Материально ответственное лицо, выписывает накладные в двух экземплярах; один цеху, другой складу - для их оприходования.
Бывают случаи, когда отдельные партии материалов находятся в процессе технической приемки, лабораторного испытания или по ним произведен отказ от акцепта счета (обусловленного нарушением договорных условий). В бухгалтерском учете стоимость поступивших материальных ценностей отражается на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в сумме, указанной в расчетных документах. После того, как обстоятельства, обусловившие учет этих материалов на забалансовом счете, будут устранены, ранее отраженные суммы списываются со счета 002 и одновременно приходуются на соответствующем балансовом счете (10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»). В складском учете записи должны вестись с подразделением на «Материалы, ожидающие приемки», «Материалы, находящиеся на временном ответственном хранении», а внутри этих групп – в разрезе отдельных партий материалов. Такие материалы хранятся на складах обособленно и до выяснения результатов приемки не могут расходоваться.