Материально-производственные запасы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение материально -производственных запасов организации, их документальное оформление и учет на складе и в бухгалтерии.
Цели курсовой работы определили ее задачи исследования:
Дать основное понятие и классификацию материально-производственных запасов.
Понять оценку материально-производственных запасов.
Организация первичного учета материально производственных запасов.
Организация учета материально-производственных запасов согласно ПБУ и МСФО

Содержание

Введение………………………………………………….....……...….....……..3-4
Глава 1.Теоретические основы учета материально-производственных запасов согласно ПБУ И МСФО....................................................................................5-18
§1.1. Понятие и классификация материально-производственных запасов .............................................................................................................................5-12
§1.2. Оценка материально-производственных запасов ……...................…13-18
Глава 2. Методика учета поступления и выбытия материально-производственных запасов …………..…........…………………….…....….22-35
§2.1. Организация первичного учета материально производственных запасов..............................................................................................................22-26
§2.2. Организация учета материально-производственных запасов согласно ПБУ и МСПО…...............................................................................................27-33
Заключение…………………………………………....……...………….…...….37
Список использованных источников и литературы ……………............….…40
Приложения…………………………………………….……………….……….42

Работа содержит 1 файл

Учет мпз. БФУ.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Данный документ целесообразно  вводить по завершении месяца, после  ввода в информационную базу всех сведений о поступивших МПЗ.

Для учета выбытия  МПЗ допускается применять один из двух методов оценки запасов: ФИФО или средневзвешенная оценка.

Метод ЛИФО, разрешенный  к применению в российском бухгалтерском  учете, в учете по МСФО не применяется.

С целью удовлетворения требований МСФО предусмотрена возможность  периодической переоценки запасов.

Расчет себестоимости работ и услуг, полуфабрикатов и готовой продукции в соответствии с МСФО и российскими стандартами имеет ряд отличий. В частности, отличается классификация и состав статей расходов. Поэтому выпуск продукции регистрируется в учете по МСФО независимо от других видов учета документом "Расчет себестоимости выпуска". Таким образом, действующее российское законодательство позволяет учитывать незавершенное производство в промышленности по международным стандартам. Оценка себестоимости других видов материально-производственных запасов методом нормативных затрат ПБУ 5/01 не предусматривается из себестоимости товаров.

МСФО 2 позволяет учитывать  отдельные виды запасов, например, незавершенное  производство в промышленности, методом  нормативных затрат. Пункт 17 МСФО 2 гласит: "Методы определения себестоимости запасов, такие как метод нормативных затрат и метод розничных цен, могут использоваться для удобства, если результаты приближенно выражают значение себестоимости". Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться:

    • по фактической себестоимости;
    • по нормативной (плановой) себестоимости;
    • по прямым статьям затрат;
    • по стоимости сырья материалов и полуфабрикатов.

В 2008 году, ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов  претерпело изменения.  В соответствии с недавно зарегистрированным приказом Минфина России от 26.03.2007 № 26н с 1 января 2008 года для оценки МПЗ перестает применяться метод ЛИФО. Это изменение пришло к нам вслед за поправкой в международный стандарт МСФО (IAS) 2 "Запасы", в соответствии с которой метод ЛИФО был отменен еще в 2003 году (обязательное применение с 2005 г.). На российский бухгалтерский учет это изменение вряд ли окажет заметное влияние, поскольку метод ЛИФО у нас не распространен. Тем не менее организациям со значительными остатками запасов, переходящими из периода в период, следует обратить внимание на то, что для целей налогообложения прибыли метод ЛИФО остается доступным, поскольку в Налоговый кодекс подобных поправок не вносилось.

Во-вторых, теперь действие ПБУ 5/01 распространяется также и  на активы, используемые более года или обычного операционного цикла.  Это сделано для того, чтобы организации, решившие учитывать малоценные основные средства (до 20 тыс. руб. или меньше) в составе запасов, смогли применять в отношении таких объектов нормы данного Положения.

 

 

 

 

Таким образом, в заключение первой главы можно сделать вывод, что согласно ПБУ 5/01 в качестве материально - производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации.

По видам запасы подразделяются на: сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие  изделия, возвратные материалы (отходы), топливо, тара и тарные материалы, запасные части и агрегаты, шины, семена и корма, минеральные удобрения и ядохимикаты, биопрепараты и медикаменты; хозяйственные принадлежности и инвентарь; готовая продукция; товары; животные на выращивании и откорме.

По принадлежности МПЗ подразделяются на ценности, принадлежащие организации по праву собственности и ценности, не принадлежащие организации.

По способу использования  и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.

По месту нахождения материальные запасы делятся на производственные;  товарные. Запасы в каналах сферы обращения (дистрибутивных каналах) разбиваются на запасы в пути; запасы на предприятиях торговли.

По исполняемым функциям материальные запасы подразделяются на: текущие;  подготовительные (буферные); гарантийные (страховые, или резервные); сезонные; переходящие.

Выделяют также спекулятивные  и рекламные (для продвижения  продукции) запасы.

По времени материальные запасы подразделяются на максимальный желательный запас; пороговый уровень запаса; текущий уровень; гарантийный запас.

МПЗ принимаются к учету по фактической  себестоимости.

Определение фактической себестоимости  зависит от способа приобретения МПЗ.

Как правило, фактической себестоимости МПЗ складывается из стоимости материалов по договорным ценам, транспортно – заготовительным расходам (ТРЗ), расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных организацией целях.

В учете материально-производственных запасов ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает оценивать МПЗ по фактической себестоимости, а в соответствии с МСФО 2 «Запасы» МПЗ должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене реализации (то есть за вычетом расходов на продажу). Таким образом, между правилами учета материально-производственных запасов (МПЗ) по МСФО и по российским стандартам бухгалтерского учета имеются различия. В связи с этим в подсистеме учета по МСФО реализована возможность ведения параллельного учета стоимости запасов. Но там, где это возможно, используется процедура трансляции проводок, что позволяет сократить трудоемкость ведения учета по МСФО.

В 2008 году, ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов претерпело изменения.  Во-первых, отменен метод ЛИФО в отношении списания материально-производственных запасов.

Во-вторых, теперь действие ПБУ 5/01 распространяется также и на активы, используемые более года или обычного операционного  цикла.  Это сделано для того, чтобы организации, решившие учитывать малоценные основные средства (до 20 тыс. руб. или меньше) в составе запасов, смогли применять в отношении таких объектов нормы данного Положения.

 

 

 

 

Глава 2. Методика учета  поступления и выбытия материально-производственных запасов

§2.1. Организация первичного учета материально-производственных запасов

 

Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов  должны оформляться первичными учетными документами. (Приложение 1).

Аналитический учет материалов предполагает использование унифицированных форм первичных учетных документов: «Доверенность»: «Приходный ордер»; «Акт о приемке материалов»; «Лимитно-заборная карта»; «Требование-накладная»; «Накладная на отпуск материалов на сторону»; «Карточка учета материалов»; «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» и др.

Для хранения материалов организация создает склады, каждому  из которых приказом присваивается  определенный шифр. Склады Должны быть обеспечены весоизмерительными приборами, мерной тарой.

На складах материалы хранятся в контейнерах, на стеллажах, полках по группам, сортам, размерам, что обеспечивает прием, отпуск и контроль за их наличием.

Учет материалов на складе ведут материально ответственные  лица: заведующие складами и кладовщики, с которыми заключается договор  о полной материальной ответственности.

Учет остатков и движения материалов осуществляют в натуральном  выражении в карточках складского учета материалов. Карточка открывается бухгалтерией на каждый номенклатурный номер материала, регистрируется в специальном реестре и под расписку передается заведующему складом (кладовщику).

Запись в карточке кладовщик делает на основании приходных (расходных) документов в день совершения операции. Карточки сортового учета материалов хранятся в картотеке в разрезе номенклатурных номеров.

Учет также может  вестись в книге сортового  учета материалов, содержащей реквизиты  карточек.

Бухгалтер регулярно  проверяет правильность записей в карточках складского учета и подтверждает это своей подписью. Одновременно кладовщик сдает, а бухгалтер принимает приходно-расходные документы на материалы по реестру типовой формы.

В подразделениях организации, имеющих кладовые, материально ответственные лица ежемесячно составляют и представляют в бухгалтерию отчет об остатках и движении материалов под отчетом, содержащий данные об остатках материалов на начало месяца, поступлении и расходе материалов за отчетный месяц, остатке на конец месяца.

Учет материалов в  бухгалтерской службе может быть организован различными методами.

Сальдовый метод. При  его использовании в бухгалтерии  ведут книгу остатков (по данным каждого склада в разрезе баланса  счетов, субсчетов, учетных групп). В конце месяца книга передается кладовщику, тот переносит в нее конечные остатки из карточек складского учета, затем в бухгалтерии данные расценивают, таксируют, выводят сальдо на конец месяца по учетной группе, подгруппе, счету, субсчету и складу. В бухгалтерии остатки сверяют с данными раздела 1 ведомости 10.

При сальдовом методе учета в бухгалтерии организации  количественный и суммовой учет движения материалов в разрезе их номенклатуры не ведут, оборотные ведомости по номенклатуре материалов не составляют. Учет движения материалов осуществляют по группам только в денежном выражении, как правило, в учетных ценах. Транспортно-заготовительные расходы учитывают отдельно.

На основании сальдовых  ведомостей составляется сводная сальдовая  ведомость, в которую переносят итоги сальдовых ведомостей складов по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и соответствующим складам в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяют с данными синтетического учета материалов.

При параллельном методе может быть использовано 2 варианта организации складского учета:

  1. И на складе и в бухгалтерии ведут одинаковые карточки в количественно – суммовом выражении, затем составляют оборотные ведомости, и сверяют их данные между собой с данными раздела 1 ведомости 10
  2. Карточки складского учета в бухгалтерии не ведут, оборотная ведомость составляется по данным первичных документов. При этом варианте сверяют данные оборотных и накопительных ведомостей и данные раздела 1 ведомости 10.

 

При использовании третьего метода количественно-сортовой учет ведется на складе. В конце месяца кладовщик составляет материальный отчет в 2-х экземплярах. В отчете в натуральном выражении по каждому номенклатурному номеру записывается начальный остаток, приход, расход, конечный остаток. Вместе с отчетом в бухгалтерию передают первичные документы, являвшиеся основанием для записи. Один экземпляр отчета остается в бухгалтерии, другой – передается кладовщику. Его данные сверяют с данными первичных документов, таксируют, подсчитывают итоги, которые сверяют с данными раздела 1 ведомости 10. При автоматизированном учете составляют сортовую оборотную ведомость в 2-х экземплярах: один передается на склад, заменяя сортовой учет, другой – передают бухгалтерии.

В бухгалтерской службе организации независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри этих счетов - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.

Обобщение и группировка  информации о движении материалов осуществляется в ведомостях движения материалов (накопительных  ведомостях) ежемесячно отдельно по каждому  складу и другим местам хранения материалов. Формы ведомостей движения материалов организация устанавливает самостоятельно. Ведомости составляют отдельно по приходу и расходу материалов по фактической себестоимости материалов или по их учетным ценам. В ведомостях формируются итоги оборотов за месяц (отчетный период) в разрезе групп материалов по субсчетам, синтетическим счетам по каждому складу (месту хранения).

Бухгалтерская служба организации  ежемесячно составляет сводную ведомость  движения материалов, в которую переносятся  итоги из ведомостей движения материалов по складам и другим местам хранения материалов. Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с данными аналитического учета, т.е. с данными оборотных и сальдовых ведомостей (книг).

Кроме сводной ведомости  движения материалов организация может  составлять ведомость распределения (расхода) материалов, в которой указываются  корреспондирующие синтетические  счета и субсчета учета расхода  материалов в зависимости от направления  их использования, а также транспортно-заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой (при использовании счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»). Ведомость распределения материалов составляется в стоимостном выражении.

Автоматизация бухгалтерского учета материалов позволяет непосредственно  в результате обработки первичных  документов (приемных актов, накладных, требований и т.п.) формировать показатели, характеризующие движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета. В этом случае накопительные ведомости по приходу и расходу материалов могут не составляться.

Ведомость учета остатков материалов заполняет заведующий складом  по данным карточек складского учета, проверенным бухгалтером. Следовательно, проверенные бухгалтером непосредственно на складе в присутствии материально ответственного лица карточки складского учета становятся регистрами оперативно-бухгалтерского учета, а складской учет —составной частью аналитического бухгалтерского учета. Это позволяет организовывать аналитический учет материалов в бухгалтерии не по каждому номенклатурному номеру, а по группам материалов в денежном выражении. Итоговые данные групповой ведомости движения материалов используют для сверки с записями на субсчетах, открытых в Главной книге к синтетическому счету 10 «Материалы».

Информация о работе Материально-производственные запасы