Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение материально -производственных запасов организации, их документальное оформление и учет на складе и в бухгалтерии.
Цели курсовой работы определили ее задачи исследования:
Дать основное понятие и классификацию материально-производственных запасов.
Понять оценку материально-производственных запасов.
Организация первичного учета материально производственных запасов.
Организация учета материально-производственных запасов согласно ПБУ и МСФО
Введение………………………………………………….....……...….....……..3-4
Глава 1.Теоретические основы учета материально-производственных запасов согласно ПБУ И МСФО....................................................................................5-18
§1.1. Понятие и классификация материально-производственных запасов .............................................................................................................................5-12
§1.2. Оценка материально-производственных запасов ……...................…13-18
Глава 2. Методика учета поступления и выбытия материально-производственных запасов …………..…........…………………….…....….22-35
§2.1. Организация первичного учета материально производственных запасов..............................................................................................................22-26
§2.2. Организация учета материально-производственных запасов согласно ПБУ и МСПО…...............................................................................................27-33
Заключение…………………………………………....……...………….…...….37
Список использованных источников и литературы ……………............….…40
Приложения…………………………………………….……………….……….42
Данный документ целесообразно вводить по завершении месяца, после ввода в информационную базу всех сведений о поступивших МПЗ.
Для учета выбытия МПЗ допускается применять один из двух методов оценки запасов: ФИФО или средневзвешенная оценка.
Метод ЛИФО, разрешенный к применению в российском бухгалтерском учете, в учете по МСФО не применяется.
С целью удовлетворения требований МСФО предусмотрена возможность периодической переоценки запасов.
Расчет себестоимости работ и услуг, полуфабрикатов и готовой продукции в соответствии с МСФО и российскими стандартами имеет ряд отличий. В частности, отличается классификация и состав статей расходов. Поэтому выпуск продукции регистрируется в учете по МСФО независимо от других видов учета документом "Расчет себестоимости выпуска". Таким образом, действующее российское законодательство позволяет учитывать незавершенное производство в промышленности по международным стандартам. Оценка себестоимости других видов материально-производственных запасов методом нормативных затрат ПБУ 5/01 не предусматривается из себестоимости товаров.
МСФО 2 позволяет учитывать отдельные виды запасов, например, незавершенное производство в промышленности, методом нормативных затрат. Пункт 17 МСФО 2 гласит: "Методы определения себестоимости запасов, такие как метод нормативных затрат и метод розничных цен, могут использоваться для удобства, если результаты приближенно выражают значение себестоимости". Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться:
В 2008 году, ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов претерпело изменения. В соответствии с недавно зарегистрированным приказом Минфина России от 26.03.2007 № 26н с 1 января 2008 года для оценки МПЗ перестает применяться метод ЛИФО. Это изменение пришло к нам вслед за поправкой в международный стандарт МСФО (IAS) 2 "Запасы", в соответствии с которой метод ЛИФО был отменен еще в 2003 году (обязательное применение с 2005 г.). На российский бухгалтерский учет это изменение вряд ли окажет заметное влияние, поскольку метод ЛИФО у нас не распространен. Тем не менее организациям со значительными остатками запасов, переходящими из периода в период, следует обратить внимание на то, что для целей налогообложения прибыли метод ЛИФО остается доступным, поскольку в Налоговый кодекс подобных поправок не вносилось.
Во-вторых, теперь действие ПБУ 5/01 распространяется также и на активы, используемые более года или обычного операционного цикла. Это сделано для того, чтобы организации, решившие учитывать малоценные основные средства (до 20 тыс. руб. или меньше) в составе запасов, смогли применять в отношении таких объектов нормы данного Положения.
Таким образом, в заключение первой главы можно сделать вывод, что согласно ПБУ 5/01 в качестве материально - производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации.
По видам запасы подразделяются на: сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, возвратные материалы (отходы), топливо, тара и тарные материалы, запасные части и агрегаты, шины, семена и корма, минеральные удобрения и ядохимикаты, биопрепараты и медикаменты; хозяйственные принадлежности и инвентарь; готовая продукция; товары; животные на выращивании и откорме.
По принадлежности МПЗ подразделяются на ценности, принадлежащие организации по праву собственности и ценности, не принадлежащие организации.
По способу использования и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.
По месту нахождения материальные запасы делятся на производственные; товарные. Запасы в каналах сферы обращения (дистрибутивных каналах) разбиваются на запасы в пути; запасы на предприятиях торговли.
По исполняемым функциям материальные запасы подразделяются на: текущие; подготовительные (буферные); гарантийные (страховые, или резервные); сезонные; переходящие.
Выделяют также спекулятивные и рекламные (для продвижения продукции) запасы.
По времени материальные запасы подразделяются на максимальный желательный запас; пороговый уровень запаса; текущий уровень; гарантийный запас.
МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости.
Определение фактической себестоимости зависит от способа приобретения МПЗ.
Как правило, фактической себестоимости МПЗ складывается из стоимости материалов по договорным ценам, транспортно – заготовительным расходам (ТРЗ), расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных организацией целях.
В учете материально-
В 2008 году, ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов претерпело изменения. Во-первых, отменен метод ЛИФО в отношении списания материально-производственных запасов.
Во-вторых, теперь действие ПБУ 5/01 распространяется также и на активы, используемые более года или обычного операционного цикла. Это сделано для того, чтобы организации, решившие учитывать малоценные основные средства (до 20 тыс. руб. или меньше) в составе запасов, смогли применять в отношении таких объектов нормы данного Положения.
Глава 2. Методика учета
поступления и выбытия
§2.1. Организация первичного учета материально-производственных запасов
Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами. (Приложение 1).
Аналитический учет материалов предполагает использование унифицированных форм первичных учетных документов: «Доверенность»: «Приходный ордер»; «Акт о приемке материалов»; «Лимитно-заборная карта»; «Требование-накладная»; «Накладная на отпуск материалов на сторону»; «Карточка учета материалов»; «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» и др.
Для хранения материалов организация создает склады, каждому из которых приказом присваивается определенный шифр. Склады Должны быть обеспечены весоизмерительными приборами, мерной тарой.
На складах материалы хранятся в контейнерах, на стеллажах, полках по группам, сортам, размерам, что обеспечивает прием, отпуск и контроль за их наличием.
Учет материалов на складе
ведут материально
Учет остатков и движения
материалов осуществляют в натуральном
выражении в карточках складско
Запись в карточке кладовщик делает на основании приходных (расходных) документов в день совершения операции. Карточки сортового учета материалов хранятся в картотеке в разрезе номенклатурных номеров.
Учет также может вестись в книге сортового учета материалов, содержащей реквизиты карточек.
Бухгалтер регулярно проверяет правильность записей в карточках складского учета и подтверждает это своей подписью. Одновременно кладовщик сдает, а бухгалтер принимает приходно-расходные документы на материалы по реестру типовой формы.
В подразделениях организации, имеющих кладовые, материально ответственные лица ежемесячно составляют и представляют в бухгалтерию отчет об остатках и движении материалов под отчетом, содержащий данные об остатках материалов на начало месяца, поступлении и расходе материалов за отчетный месяц, остатке на конец месяца.
Учет материалов в бухгалтерской службе может быть организован различными методами.
Сальдовый метод. При
его использовании в
При сальдовом методе
учета в бухгалтерии
На основании сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую переносят итоги сальдовых ведомостей складов по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и соответствующим складам в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяют с данными синтетического учета материалов.
При параллельном методе может быть использовано 2 варианта организации складского учета:
При использовании третьего метода количественно-сортовой учет ведется на складе. В конце месяца кладовщик составляет материальный отчет в 2-х экземплярах. В отчете в натуральном выражении по каждому номенклатурному номеру записывается начальный остаток, приход, расход, конечный остаток. Вместе с отчетом в бухгалтерию передают первичные документы, являвшиеся основанием для записи. Один экземпляр отчета остается в бухгалтерии, другой – передается кладовщику. Его данные сверяют с данными первичных документов, таксируют, подсчитывают итоги, которые сверяют с данными раздела 1 ведомости 10. При автоматизированном учете составляют сортовую оборотную ведомость в 2-х экземплярах: один передается на склад, заменяя сортовой учет, другой – передают бухгалтерии.
В бухгалтерской службе организации независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри этих счетов - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.
Обобщение и группировка информации о движении материалов осуществляется в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях) ежемесячно отдельно по каждому складу и другим местам хранения материалов. Формы ведомостей движения материалов организация устанавливает самостоятельно. Ведомости составляют отдельно по приходу и расходу материалов по фактической себестоимости материалов или по их учетным ценам. В ведомостях формируются итоги оборотов за месяц (отчетный период) в разрезе групп материалов по субсчетам, синтетическим счетам по каждому складу (месту хранения).
Бухгалтерская служба организации ежемесячно составляет сводную ведомость движения материалов, в которую переносятся итоги из ведомостей движения материалов по складам и другим местам хранения материалов. Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с данными аналитического учета, т.е. с данными оборотных и сальдовых ведомостей (книг).
Кроме сводной ведомости
движения материалов организация может
составлять ведомость распределения
(расхода) материалов, в которой указываются
корреспондирующие
Автоматизация бухгалтерского учета материалов позволяет непосредственно в результате обработки первичных документов (приемных актов, накладных, требований и т.п.) формировать показатели, характеризующие движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета. В этом случае накопительные ведомости по приходу и расходу материалов могут не составляться.
Ведомость учета остатков материалов заполняет заведующий складом по данным карточек складского учета, проверенным бухгалтером. Следовательно, проверенные бухгалтером непосредственно на складе в присутствии материально ответственного лица карточки складского учета становятся регистрами оперативно-бухгалтерского учета, а складской учет —составной частью аналитического бухгалтерского учета. Это позволяет организовывать аналитический учет материалов в бухгалтерии не по каждому номенклатурному номеру, а по группам материалов в денежном выражении. Итоговые данные групповой ведомости движения материалов используют для сверки с записями на субсчетах, открытых в Главной книге к синтетическому счету 10 «Материалы».