Автор: Татьяна Рецер, 01 Сентября 2010 в 17:18, курсовая работа
В данной курсовой работе предоставлена информация о банкротстве предприятий, а именно:
Сущность бонкротства и процедуры, применяемые к организациям - должникам.
Оценка имущества ликвидируемой организации.
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности при банкротстве.
Организационно-методические подходы к составлению отчетности и контроль при ликвидации организации-банкрота. (примеры)
Составление ликвидационного баланса организации – банкрота и подготовка отчетов конкурсного управляющего.
Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику. Споры о расторжении мирового соглашения рассматриваются арбитражным судом, рассматривавшим дело о банкротстве.
1.2. Оценка имущества ликвидируемой организации.
Пункт 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что имущество ликвидируемой организации должно быть продано с публичных торгов. Но когда речь заходит о стоимости этого имущества, Гражданский кодекс отсылает к законодательству об исполнении судебных решений. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в пункте 1 статьи 52 определяет, что имущество должника оценивается по рыночным ценам (за исключением случаев, когда заранее определено, что оценка производится по регулируемым ценам).
В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества. Ликвидация организации предполагает продажу имущества должника. После анализа требований кредиторов необходимо определить, сколько может быть выручено при реализации имущества. Для этого нужно:
- выявить все
имущество организации, т.е.
- произвести его рыночную оценку;
- списать имущество, которое потеряло рыночную стоимость и не может быть реализовано.
Цель инвентаризации и оценки имущества должника - определение достаточности принадлежащего должнику имущества для удовлетворения требований всех групп кредиторов, в т.ч. по оплате труда и вознаграждение конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий организует работу по инвентаризации имущества. Инвентаризация имущества проводится в соответствии с "Методическими рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных приказом Министерством финансов РФ от 13. 06.1995 г. На первом этапе инвентаризации бухгалтерия должна представить конкурсному управляющему следующую информацию: перечень всех видов основных фондов, находящихся на балансе хозяйства, в т.ч. по социальной сфере, незавершенное строительство.
По каждому объекту указывается год покупки, ввода в эксплуатацию, цена приобретения, затраты на ввод в эксплуатацию, строительство, остаточная балансовая стоимость, инвентарные номера, местоположение. При этом, по основным фондам, представляющим собой отдельные производственные единицы, производится группировка по видам. Например, автомобили легковые, автомобили грузовые, трактора, комбайны, бульдозеры, сеялки и т.п. Все имущество, которые используются в комплексе, должны быть представлены вместе. Например, животноводческая ферма должна быть представлена в следующем виде: - здание - транспортер - кормораздатчик - автопоилка - коровы - силосные траншеи - ограда и т.п. Складские помещения указываются без учета находящегося там имущества. Здание конторы и имущество в нем целесообразно представить вместе. Имущество, переданное в аренду, должно быть также отражено в перечне имущества хозяйства по общим правилам. Приложить также нужно копию арендного договора. Многолетние насаждения, мелиоративные системы указываются по конкретным участкам - номер севооборота, номер поля, площадь, затраты. По объектам, привязанным к земле, необходимо приложить план границ земельного участка с указанием площади участка, и его юридического статуса (собственность, владение, аренда, пользование). Если участок находится в собственности сельскохозяйственной организации, то необходимо указать балансовую стоимость этого участка. Если организация имеет в собственности земельные участки, то в перечень имущества включается каждый участок (как обособленный земельный массив) с указанием площади, средних характеристик (средний балл), местоположения, стоимости 1 га, всего участка, по которой он числится на балансе. Целесообразно к такой информации приложить карту землепользования организации с выделением таких участков. Если организация имеет земельные участки на правах временного пользования, в т.ч. аренды, то каждый участок, имеющий такой титул, должен быть внесен в перечень имущества с указанием площади, оценкой в баллах, указанием размера арендной платы.
К перечню необходимо представить копии договоров временного пользования или аренды. Оборотные средства по всей имеющейся в хозяйстве номенклатуре включаются в перечень имущества с указанием условий приобретения, их количества и местонахождения. Например, если семена пшеницы озимой определенного сорта находятся в двух различных местах, то они указываются по двум отдельным строкам. Затраты по незавершенному производству целесообразно указать по каждому отдельному полевому участку. Например, посевы многолетних трав 2-го года пользования: севооборот 1, поле 3, площадь - 19 га, затраты на 1 га и общие затраты на весь участок. Бухгалтерия предоставляет также полный список дебиторов с указанием суммы задолженности, сроков осуществления платежа, ожидаемых поступлений за отгруженную, поставленную продукцию. Одновременно или раньше бухгалтерия должна разослать дебиторам требования о сверке дебиторской задолженности и возврата задолженности. Также конкурсному управляющему передается информация о количестве счетов (с их реквизитами), о средствах, находящихся на них, и наличии денег в кассе. После того, как конкурсный управляющий получает все необходимые документы по наличию имущества в организации, он проводит инвентаризацию, при необходимости готовит акты о списании, или постановки имущества на баланс. Конкурсный управляющий проверяет также правильность оценки имущества, соответствие ее реальной рыночной стоимости, или привлекает стороннего специалиста - оценщика. При проведении оценки имущества необходимо иметь следующие документы:
- прейскуранты цен снабженческих организаций, прайс-листы - для оценки техники и оборудования;
- справочники облкомстата об удорожании затрат в строительстве, справочники управления по государственной экспертизе, лицензированию и ценам (бывшие комитеты по строительству) - для оценки недвижимости;
- цены реализации 1 кг живого веса по району (форма 21-заг) - для оценки рабочего и продуктивного скота.
Для того, чтобы оценка имущества была признана кредиторами, собрание (комитет) кредиторов должен утвердить подходы к оценке, решить вопрос о приглашении или не приглашении независимого оценщика и оплаты его услуг. В ходе инвентаризации дебиторской задолженности списывается дебиторская задолженность, по которой истек срок давности и по которой организация не обращалась с требованием возврата задолженности. Результаты инвентаризации, оценки имущества конкурсный управляющий представляет собранию (комитету) кредиторов.
Также стоимость имущества определяется в соответствии с определенными стандартами и методами. На это указывают статьи 11, 14, 20 Федерального закона "Об оценочной деятельности". Однако методы, используемые независимым оценщиком, отличаются от методов, которые применяются при оценке имущества самой организацией, судом или налоговым органом.
Независимые оценщики могут использовать следующие методы оценки имущества:
- затратные;
- рыночные;
- доходные.
Чтобы получить обоснованную и объективную стоимость имущества, необходимо рассчитать его рыночную стоимость с помощью каждого из указанных выше трех методов, а затем согласовать полученные результаты.
Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом от 29.07.98 № 34н, при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Основные цели инвентаризации - выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Результаты
инвентаризации оформляются актами по
унифицированным формам, утвержденным
постановлением Госкомстата России от
18.08.98 № 88.
Основными нормативными документами, устанавливающими порядок ликвидации юридического лица, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке (п.2 ст.61 ГК РФ).
Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.
На основании ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредители акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью обязаны принять решение о ликвидации организации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость ее чистых активов окажется меньше величины минимального размера уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации этой организации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (ст. 20 Закона № 129-ФЗ). Они уведомляют регистрирующий орган о формирований ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. К уведомлению прикладывается решение о ликвидации. Кроме того, они обязаны уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» ( в ред. от 06.02.2003):
№ Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией»;
№ Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица»;
№ Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора»;
№ Р15003 «Уведомление
о составлении промежуточного
ликвидационного баланса
Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Основу российского института банкротства составляет Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон «О несостоятельности (банкротстве)»), принятый в соответствии с ГК РФ . Действие данного закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» также применяется при несостоятельности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок принятия мер по предупреждению банкротства, порядок и условия проведения процедур банкротства. Закон определяет используемые в институте банкротства понятия: несостоятельность (банкротство), денежные обязательства, обязательные платежи, должник, кредитор, конкурсный кредитор, уполномоченный орган, арбитражный управляющий, саморегулируемая организация, собрание кредиторов, реестр требований кредиторов, мораторий на удовлетворение требований креди- торов, конкурсная масса и т.д.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нормами ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юриди- ческих лиц. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» предприятие-должник считается ликвидированным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника на основании вынесенного ар- битражным судом определения о завершении конкурсного производства. Таким образом, юридическое лицо в процедурах банкротства до момента ликвидации обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями законов и иных правовых актов, уста- навливающих единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. В частности, ведение должником учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности должно соответствовать правилам и способам, установленным существующими положениями по бухгалтерскому учету, а записи на счетах бухгалтерского учета должны осуществляться согласно Плану счетов бухгалтерского учета. При проведении инвентаризации имущества и обязательств должника (обязательной в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств , которые устанавливают порядок проведения и оформления результатов инвентаризации.
Однако следует отметить, что деятельность организации- должника в процедурах банкротства отличается от обычной деятельности хозяйствующего субъекта. В правовом аспекте основным отличием выступает ограничение правоспособности и дееспособно- сти организации-должника. Хозяйственная деятельность должника осуществляется под контролем третьих лиц (арбитражного управляющего, конкурсных кредиторов, уполномоченного органа, арбитражного суда). В правовой регламентации совершения и учета ряда хозяйственных операций в процедурах банкротства приоритетными становятся нормы Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (за исключением налоговых правоотношений).
Правовые особенности хозяйствования должника в процедурах банкротства приводят к особенностям в методологическом аспекте ведения бухгалтерского учета: частично или полностью нарушаются такие принципы бухгалтерского учета как автономность, консерватизм бухгалтера, последовательность применения учетной политики, конфиденциальность (сведения о деятельности должника перестают быть коммерческой тайной). Однако на настоящий момент не существует нормативных актов, регламентирующих методологию бухгалтерского учета операций, проводимых организацией-должником в процедурах банкротства (ликвидируемой организации). Единственный документ, регулировавший порядок бухгалтерского учета некоторых операций при ликвидации юридических лиц, — приказ Минфина РФ «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части ГК РФ» — утратил силу с 1 января 2004 г. Таким образом, конкретная методология бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций в соответствии с новым Законом о банкротстве на данный момент отсутствует. Поэтому до появления нормативного акта, который бы регулировал порядок бухгалтерского учета ликвидируемой организации, по нашему мнению, операции, связанные с процедурами банкротства должника, в бухгалтерском учете следует отражать в соответствии с норма- ми Закона «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом действующего законодательства, в том числе нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Возникающие отклонения от стандартной методологии бухгалтерского учета необходимо раскрывать в пояснительной записке к бухгалтерской финансовой отчетности.