Автор: Татьяна Рецер, 01 Сентября 2010 в 17:18, курсовая работа
В данной курсовой работе предоставлена информация о банкротстве предприятий, а именно:
Сущность бонкротства и процедуры, применяемые к организациям - должникам.
Оценка имущества ликвидируемой организации.
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности при банкротстве.
Организационно-методические подходы к составлению отчетности и контроль при ликвидации организации-банкрота. (примеры)
Составление ликвидационного баланса организации – банкрота и подготовка отчетов конкурсного управляющего.
Последние изменения Закона о банкротстве
Согласно прогнозу председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Антона Иванова, число дел о банкротстве в России может возрасти на 30–40% в ближайшее время. При этом в результате процедуры банкротства кредиторы в России получают меньше 10% необходимой суммы, в то время как за рубежом – около 50%. Так происходит по многим причинам. Но можно выделить основные: продажа активов по заниженным ценам и прямое или косвенное воздействие основного кредитора на процедуру банкротства для защиты своих интересов, что ущемляет права остальных заимодателей.
В рамках «антикризисного пакета» еще в декабре 2008 года был принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Сделанные им изменения по своему объему сопоставимы с текстом закона «О банкротстве» и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное – с нового года они получили право на обращение в арбитражный суд со вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой «плацдарм» для последующих более значимых изменений, которые последовали через несколько месяцев в виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают имущество, которое должно входить в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания недействительности подобных сделок максимально упростилась.
Среди ключевых изменений, внесенных в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие:
1. Расширился
перечень случаев, когда
2. Введены новые основания для оспаривания сделок должника, заключенных по подачи заявления о признании должника банкротом
3. Установлена
ответственность «
4. Предусматривается создание единого федерального реестра о банкротстве.
5. Запрет на
взыскание на заложенное
Возможные действия при процедуре банкротства и ликвидации предприятий
Для собственников должника:
- защита интересов предприятия от заявленных требований кредиторов в судах;
- контроль за сохранностью имущества должника;
- подготовка и заключение мирового соглашения;
- прекращение процедуры банкротства по мировому соглашению сторон;
- добровольная ликвидация предприятия
Для кредиторов в целях погашения дебиторской задолженности:
- возбуждение процедуры банкротства в отношении должника;
- оспаривание заключенных ранее сделок должника по выводу активов предприятия;
- обращение в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела за фиктивное (преднамеренное) банкротство;
- принятие обеспечительных мер по погашению долга в ходе процедуры банкротства (через судебные решения).
Процедуры банкротства и условия их применения
Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, предусмотрена система мер, применяемых к должнику, с целью восстановления платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов. Такой системой мер служат процедуры банкротства, направленные на соразмерное удовлетворение кредиторов и улучшение финансового положения организации. Процедуры, применяемые к должнику, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность фактических и юридических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.
Предусмотренные законодательством процедуры можно разделить на две группы: судебные и внесудебные.
К внесудебным процедурам можно отнести досудебную санацию и добровольное объявление предприятия-должника о своем банкротстве.
Досудебная санация (в соответствии со статьей 2 Федерального Закона о банкротстве) – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Данные процедуры позволяют без обращения в арбитражный суд решить вопросы о дальнейшей деятельности организации или добровольно ликвидироваться.
Законом предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Наблюдение (ст. 2, гл. 1V Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Данная процедура начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятий, продолжается в течение установленного периода и заканчивается решением суда о признании предприятия банкротом, либо назначении иных процедур банкротства, либо отказом в признании банкротом.Процедура банкротства длится до семи месяцев. В этот момент на предприятии не прекращается ведение хозяйственной деятельности, изыскиваются возможности для погашения задолженности и восстановления платежеспособности, требования кредиторов в индивидуальном порядке не удовлетворяются.
Руководитель
организации по-прежнему руководит
организацией, но на этот период вводятся
ограничения по решению вопросов
о реорганизации предприятия-
Осуществляет
процедуру банкротства
Временный управляющий следит за сохранностью имущества должников, проводит тщательный глубокий анализ финансового состояния организации с целью определения признаков банкротства должника, выявляет кредиторов и составляет реестр их требований, созывает и проводит первое собрание. По окончании процедуры наблюдения управляющий составляет отчет, представляет его на рассмотрение в арбитражный суд для вынесения решения.
На основании
решения суда может быть назначена
процедура финансового
Финансовое оздоровление (ст. 2, гл. V Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Цель процедуры финансового оздоровления – проведение анализа финансового состояния организации, составление плана финансового оздоровления. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, сроком до двух лет. Осуществляет ведение процедуры назначенный арбитражным судом административный управляющий.
В период ведения процедуры на предприятии происходит следующее:
• составляется план финансового оздоровления, где указаны основные мероприятия по изысканию средств, необходимых для расчета с кредиторами, разрабатываемый учредителями должника и утвержденный собранием кредиторов;
• если на момент ведения процедуры наступил срок исполнения по обязательствам, то требования предъявляются к должнику только в порядке предъявлений требований, установленных законом;
• приостанавливаются действия исполнительных документов по имущественным взысканиям, кроме удовлетворения требований первой очереди;
• запрещается выделение доли должнику и выкуп размещенных акций должником;
• запрещается выплата дивидендов и других платежей по эмиссионным ценным бумагам;
• иные действия установленные в законе.
Как и в предыдущей процедуре, органы управления предприятия должника осуществляют ведение хозяйственной деятельности, но под контролем административного управляющего, кредиторов и лиц, гарантирующих погашение кредиторской задолженности. Отстранение от исполнения обязанностей руководителя организации такое же, как и при других процедурах банкротства.
Административный управляющий может быть освобожден от своих обязанностей на основании заявления управляющего; на основании решения собрания кредиторов; в случае нарушения законных прав должника и кредиторов; в иных случаях, предусмотренных Законом.
По окончании процедуры финансового оздоровления арбитражный управляющий составляет отчет и направляет в арбитражный суд для рассмотрения и вынесения решения об окончании процедуры и прекращения дела о банкротстве, введении внешнего управления, введении конкурсного производства.
Внешнее управление (ст. 2, гл. V1 Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Эта процедура вводится на собрании кредиторов при наличии признаков банкротства и решения арбитражного суда, сроком не более 18 месяцев. Он может быть продлен до шести месяцев, если у предприятия появилась реальная возможность восстановить платежеспособность. На основании закона данная процедура не распространяется на кредитные организации; на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; на ликвидируемого должника; на отсутствующего должника; на случаи, когда должник добровольно объявляет о своем банкротстве. Эти ограничения связаны с отсутствием возможности восстановления платежеспособности. Осуществляет процедуру внешний управляющий, назначаемый судом на тех же основаниях, что и административный и арбитражный. Особенность ведения данной процедуры на предприятии заключается в следующем.
Руководство предприятия
осуществляется внешним управляющим.
Прежнее руководство
Управляющий собирает сведения о кредиторах предприятия, составляет реестр удовлетворения требований в порядке очередности, установленной законом и Гражданским кодексом РФ, проводит инвентаризацию имущества и расчетов, осуществляет ведение бухгалтерского учета.
Конкурсное производство (ст. 2, гл. V11 Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях:
• если организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
• если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
• при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.
Конкурсное производство вводится сроком на год.
Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, который действует до даты завершения конкурсного производства.
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему.
Мировое соглашение (ст. 2, гл. V111 Закона) – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. Существуют особенности заключения мирового соглашения на различных стадиях процедуры банкротства.