Ликвидация (Банкротство предприятия)

Автор: Татьяна Рецер, 01 Сентября 2010 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе предоставлена информация о банкротстве предприятий, а именно:
Сущность бонкротства и процедуры, применяемые к организациям - должникам.
Оценка имущества ликвидируемой организации.
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности при банкротстве.
Организационно-методические подходы к составлению отчетности и контроль при ликвидации организации-банкрота. (примеры)
Составление ликвидационного баланса организации – банкрота и подготовка отчетов конкурсного управляющего.

Работа содержит 1 файл

БУФ ФИН ОТЧ.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

Введение

   Банкротство организаций (предприятий) для России - явление не новое. Развитое законодательство о несостоятельности к 1917 г. имело вековую историю. Возрождение института банкротства связано с началом рыночных преобразований экономики страны. Этот институт призван в добровольном или принудительном порядке способствовать либо оздоровлению, либо ликвидации несостоятельных организаций. Задачи антикризисного управления (возобновление хозяйственной деятельности предприятий, восстановление платежеспособности) пока недостаточно реализуются во многом из-за несовершенства самого механизма арбитражного управления. Работа в этой сфере сопряжена со многими проблемами, возникающими на стыке законодательства о несостоятельности (банкротстве), арбитражного процесса, гражданского, трудового права и бухгалтерского законодательства. Совершенствование последнего особенно актуально, так как  несколько лет действия Закона "О несостоятельности (банкротстве)" № 6-ФЗ от 08.01.1998 г. показали, что решение учетных проблем при банкротстве юридического лица требует глубоких теоретических исследований и разработки специальных методических подходов к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. До сих пор не разработана методология учета операции по ликвидации организации в порядке банкротства. Правовое регулирование конкурсного производства предопределяет значительные отличия в построении бухгалтерского учета на предприятии-банкроте от его ведения на действующих хозяйствующих субъектах.

    При банкротстве сталкиваются разнородные, а порой и противоположные, по своей экономической природе интересы широкого круга действующих лиц, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны руководства должника, арбитражного управляющего и отдельных кредиторов. 

    Построение учета часто осложняется утратой в организациях-банкротах первичных документов, регистров бухгалтерского учета, ведением учета в предбанкротный период с нарушением норм действующего законодательства. В этих условиях приобретает огромное значение совершенствование информационного обеспечения ликвидационных процедур, что повышает эффективность арбитражного управления, позволяет грамотно реагировать на фундаментальные положения бухгалтерского и налогового законодательства. Именно поэтому актуальность проблемы разработки методологии и методики ведения учета при ликвидации организации-банкрота столь велика.

    При современном развитии рынка в РФ большое количество предприятий, по тем или иным причинам, попадают в такое положение, когда они не могут удовлетворить требований кредиторов по денежным обязательствам. В соответствии с действующим законодательством в подобном случае, запускается государственный механизм урегулирования требований кредиторов и исправления финансового состояния предприятия. С точки зрения бухгалтерского учета данная процедура представляет большой интерес.

   Ликвидация предприятия – длительный и сложный процесс, в котором необходимо участие бухгалтера. Составление ликвидационного баланса обязательно проводится после инвентаризации. По окончании срока расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия осуществляет составление промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК), хотя, как правило, его делает бухгалтер. Составление промежуточного ликвидационного баланса своим порядком не отличается от составления квартального или годового баланса. О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию.

  Ликвидационный баланс показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода.   Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин:

     во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка.

     во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.

   Основной задачей составления ликвидационного баланса является контроль за составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса.

   Развитие рыночной экономики и появление новых организационно-правовых форм предприятия повлекли за собой создание различных финансовых институтов, и в частности института антикризисного управления, занимающегося проблемами анализа и оценки предприятий, находящихся в сложных экономических условиях, в условиях неплатежеспособности.

  Наибольшее распространение получила такая процедура антикризисного управления, как конкурсное производство, или ликвидация предприятия-банкрота. По данным статистики, в прошлом году было ликвидировано более 1800 предприятий России. При ликвидации предприятия-банкрота создается ликвидационная комиссия и назначается конкурсный управляющий. Основной целью их работы является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника путем определения активов и последующего их распределения между кредиторами в соответствии с положениями закона.

 Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

  Основными  нормативными документами, устанавливающими порядок ликвидации юридического лица, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон   от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».    

     Юридическое  лицо может быть ликвидировано  как в добровольном, так и в принудительном порядке (п.2 ст.61 ГК РФ). В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, и достижением цели, ради которой оно создано. Кроме того, юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

     Информационной  базой исследования является  нормативная документация, публикации экономических журналов и газет, материалы учебников по бухгалтерскому, управленческому учету, финансовой отчетности, полный перечень которых дан в списке использованной литературы, которые использовались для получения наиболее свежей информации в сфере освещения международных стандартов финансовой отчетности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическая сущность и правовое регулирование  несостоятельности (банкротства) организаций.

    1. Сущность банкротства и процедуры, применяемые к организациям  - должникам.

    Понятие  "банкротство" можно рассматривать  как несостоятельность, то есть  отсутствие средств у физического  или юридического лица и отказ  в связи с этим платить по  своим долговым обязательствам, и как цивилизованную процедуру  ликвидации организации, продажи ее имущества и расчетов с кредиторами. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ[4] в Российской Федерации под «несостоятельностью» («банкротством») — понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам  и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Признаком банкротства для юридического лица согласно ст.З названного Закона является неисполнение требований в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Денежное  обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию (ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ)

Обязательные  платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях,  которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ)

  В системе гражданско-правовых отношений несостоятельность (банкротство) - один из способов ликвидации организации, то есть прекращения существования юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемника к другим лицам, применяемый в случае, если стоимость имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов.

  Банкротство  юридического лица и ликвидация  предприятия-банкрота - понятия не  тождественные. Для таких объектов  как завод, магазин, промышленное  или сервисное предприятие процедуры  банкротства означают смену собственника  имеющегося комплекса недвижимости и оборудования и ликвидацию старого юридического лица. В этом случае новая организация, приобретшая имущество, не имеет плохой кредитной истории. Структура её баланса не обременена просроченной задолженностью, расширены возможности привлечения инвестиций без потери времени в реорганизациях и реструктуризациях. Организация, имеющая стабильные заказы, обеспечивает трудовой коллектив работой и своевременно выплачивает заработную плату. Появление платежеспособного спроса дает толчок к развитию местного бизнеса. Кредиторы, хоть и теряют часть задолженности, но получают перспективу потенциального долгосрочного сотрудничества с предприятием. Проигрывает в этом случае только неэффективный собственник, доведший организацию до банкротства.

             Современное регулирование банкротства в России.

   В России в настоящее время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря 2002 года)[4]. Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, кредитных организаций (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), субъектов естественных монополий (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий»), политических партий и религиозных организаций.

  Возможность  банкротства граждан (физических  лиц) предусмотрена действующим  законодательством, но до настоящего  времени соответствующая процедура не разработана, в связи с чем, реально не применяется( в соответствии с ч.2 ст. 231 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

  Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.

   Процедуры банкротства, вводимые в отношении должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Для контроля за проведением процедуры банкротства  создается собрание и комитет  кредиторов, назначается арбитражный  управляющий. Составляется реестр кредиторов должника. Процедура банкротства завершается либо ликвидацией должника, либо удовлетворением кредиторов (через процедуру финансового оздоровления, путем выяснения достаточности средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами или третьими лицами).

Банкротство некоторых юридических лиц имеет свои особенности (в частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

  Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.

Информация о работе Ликвидация (Банкротство предприятия)