Автор: Татьяна Рецер, 01 Сентября 2010 в 17:18, курсовая работа
В данной курсовой работе предоставлена информация о банкротстве предприятий, а именно:
Сущность бонкротства и процедуры, применяемые к организациям - должникам.
Оценка имущества ликвидируемой организации.
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности при банкротстве.
Организационно-методические подходы к составлению отчетности и контроль при ликвидации организации-банкрота. (примеры)
Составление ликвидационного баланса организации – банкрота и подготовка отчетов конкурсного управляющего.
Введение
Банкротство организаций (предприятий) для России - явление не новое. Развитое законодательство о несостоятельности к 1917 г. имело вековую историю. Возрождение института банкротства связано с началом рыночных преобразований экономики страны. Этот институт призван в добровольном или принудительном порядке способствовать либо оздоровлению, либо ликвидации несостоятельных организаций. Задачи антикризисного управления (возобновление хозяйственной деятельности предприятий, восстановление платежеспособности) пока недостаточно реализуются во многом из-за несовершенства самого механизма арбитражного управления. Работа в этой сфере сопряжена со многими проблемами, возникающими на стыке законодательства о несостоятельности (банкротстве), арбитражного процесса, гражданского, трудового права и бухгалтерского законодательства. Совершенствование последнего особенно актуально, так как несколько лет действия Закона "О несостоятельности (банкротстве)" № 6-ФЗ от 08.01.1998 г. показали, что решение учетных проблем при банкротстве юридического лица требует глубоких теоретических исследований и разработки специальных методических подходов к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. До сих пор не разработана методология учета операции по ликвидации организации в порядке банкротства. Правовое регулирование конкурсного производства предопределяет значительные отличия в построении бухгалтерского учета на предприятии-банкроте от его ведения на действующих хозяйствующих субъектах.
При банкротстве сталкиваются разнородные, а порой и противоположные, по своей экономической природе интересы широкого круга действующих лиц, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны руководства должника, арбитражного управляющего и отдельных кредиторов.
Построение учета часто осложняется утратой в организациях-банкротах первичных документов, регистров бухгалтерского учета, ведением учета в предбанкротный период с нарушением норм действующего законодательства. В этих условиях приобретает огромное значение совершенствование информационного обеспечения ликвидационных процедур, что повышает эффективность арбитражного управления, позволяет грамотно реагировать на фундаментальные положения бухгалтерского и налогового законодательства. Именно поэтому актуальность проблемы разработки методологии и методики ведения учета при ликвидации организации-банкрота столь велика.
При современном развитии рынка в РФ большое количество предприятий, по тем или иным причинам, попадают в такое положение, когда они не могут удовлетворить требований кредиторов по денежным обязательствам. В соответствии с действующим законодательством в подобном случае, запускается государственный механизм урегулирования требований кредиторов и исправления финансового состояния предприятия. С точки зрения бухгалтерского учета данная процедура представляет большой интерес.
Ликвидация предприятия – длительный и сложный процесс, в котором необходимо участие бухгалтера. Составление ликвидационного баланса обязательно проводится после инвентаризации. По окончании срока расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия осуществляет составление промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК), хотя, как правило, его делает бухгалтер. Составление промежуточного ликвидационного баланса своим порядком не отличается от составления квартального или годового баланса. О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию.
Ликвидационный баланс показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода. Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин:
во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка.
во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.
Основной задачей составления ликвидационного баланса является контроль за составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса.
Развитие рыночной экономики и появление новых организационно-правовых форм предприятия повлекли за собой создание различных финансовых институтов, и в частности института антикризисного управления, занимающегося проблемами анализа и оценки предприятий, находящихся в сложных экономических условиях, в условиях неплатежеспособности.
Наибольшее распространение получила такая процедура антикризисного управления, как конкурсное производство, или ликвидация предприятия-банкрота. По данным статистики, в прошлом году было ликвидировано более 1800 предприятий России. При ликвидации предприятия-банкрота создается ликвидационная комиссия и назначается конкурсный управляющий. Основной целью их работы является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника путем определения активов и последующего их распределения между кредиторами в соответствии с положениями закона.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Основными
нормативными документами,
Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке (п.2 ст.61 ГК РФ). В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, и достижением цели, ради которой оно создано. Кроме того, юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
Информационной
базой исследования является
нормативная документация, публикации
экономических журналов и газет, материалы
учебников по бухгалтерскому, управленческому
учету, финансовой отчетности, полный
перечень которых дан в списке использованной
литературы, которые использовались для
получения наиболее свежей информации
в сфере освещения международных стандартов
финансовой отчетности.
Глава 1. Экономическая сущность и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) организаций.
Понятие
"банкротство" можно
Денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию (ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ)
Обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ)
В системе гражданско-правовых отношений несостоятельность (банкротство) - один из способов ликвидации организации, то есть прекращения существования юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемника к другим лицам, применяемый в случае, если стоимость имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов.
Банкротство
юридического лица и
Современное регулирование банкротства в России.
В России в настоящее время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря 2002 года)[4]. Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, кредитных организаций (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), субъектов естественных монополий (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий»), политических партий и религиозных организаций.
Возможность
банкротства граждан (
Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.
Процедуры банкротства, вводимые в отношении должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Для контроля за
проведением процедуры
Банкротство некоторых юридических лиц имеет свои особенности (в частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).
Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.