Лекции по "Основам бухгалтерского учета"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:31, курс лекций

Описание работы

1. Понятие и виды хозяйственного учета. Особенности бухгалтерского учета
2. Объекты бухгалтерского учета
3. Метод бухгалтерского учета
4. Счета и двойная запись

Работа содержит 1 файл

Теория бухучета.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Каждый регистр может  рассматриваться индуктивно - от частного к общему, то есть от первичных документов до отчетности, и/или дедуктивно - от общего к частному, то есть от отчетности до первичных документов. В первом случае имеет место интеграция данных, во втором - их дифференциация.

Не допускаются неоговоренные  исправления в первичных документах и учетных регистрах.

Исправление ошибок осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно».

Корректурный  способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или когда она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учтенных записей. Исправления должны быть сделаны разборчиво, оговорены и подписаны лицами, составившими документ.

Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. В этом случае составляется дополнительная проводка на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции.

Способом «красное сторно» исправляются ошибки, затрагивающие корреспонденцию счетов. Неправильная запись сторнируется, т.е. снимается обратно (как бы уничтожается), и вместо нее делается правильная запись.

 

9. Формы бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета - порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа производства учетных данных.

Форму учета определяют:

  • количество и внешняя форма регистров хронологического и систематического, а также синтетического и аналитического учета,
  • структура регистров, последовательность и способы записи в них.

Применение той или  иной формы бухгалтерского учета  зависит от уровня автоматизации и централизации учета, размеров предприятия, квалификации работников, наличия средств вычислительной техники и оргтехники и др.

В настоящее время  наиболее распространены следующие формы бухучета:

  • мемориально-ордерная (ее разновидностью является форма «Журнал-Главная»);
  • журнально-ордерная;
  • автоматизированная.

Мемориально-ордерная форма учета в настоящее время имеет ограниченное применение.

В мемориально-ордерной форме учета систематическая  и хронологическая запись ведутся раздельно. На основе первичных документов оформляются мемориальные ордера, в которых указывается: месяц, год, содержание операции, наименование дебетуемого и кредитуемого счетов (корреспонденция счетов), сумма. Записи в мемориальные ордера производятся по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа) как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов (кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов).

К мемориальному ордеру прилагаются первичные документы, на основании которых он составляется. Эти документы служат основанием для записей в регистрах аналитического учета.

Хронологическая запись мемориальных ордеров производится в специальном регистрационном журнале, при этом на мемориальных ордерах проставляются номера, под которыми они зарегистрированы в нем. Мемориальным ордерам присваивается постоянный номер по однородным операциям, что в последующем облегчает поиск документов (кассовые операции - № 1, расчетный счет - № 2 и т.д.)

Данные регистрационного журнала служат основанием для заполнения Главной книги.

Главная книга - регистр синтетического учета. В ней каждому счету отводится развернутый лист для записи остатка на начало и конец месяца, оборота по дебету в развернутом виде, то есть в корреспонденции с кредитуемыми счетами и общей суммы оборота по кредиту. Главная книга открывается на год, а каждому месяцу отводится одна строка.

Главную книгу при  этой форме еще называют контрольно-шахматной  ведомостью. На счетах главной книги учитываются только текущие обороты за отчетный период.

Форма счетов главной  книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом:

По данным счетов главной  книги составляется оборотная ведомость  по счетам синтетического учета, где определяются остатки по счетам на конец отчетного периода. Взаимосвязи аналитического и синтетического учета осуществляется путем сопоставления соответствующих данных оборотных ведомостей, составленных по синтетическим и аналитическим счетам.

Форма учета "Журнал-Главная" является разновидностью мемориально-ордерной формы учета  и применяется на небольших предприятиях. Аналитический учет ведется в книгах. Учетным регистром синтетического учета является форма "Журнал-Главная" (или Книга учета фактов хозяйственной деятельности), в котором на отдельном развороте листа в хронологическом порядке по каждому мемориальному ордеру приведена общая сумма с разбивкой по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Содержание формы "Журнал-Главная" позволяет исключить составление оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Журнально-ордерная форма учета основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета.

Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

Хронологическая и систематическая  запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется.

В журнально-ордерной форме  счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда более подробные (аналитические) показатели по счетам сложно записать непосредственно в журналы-ордера. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров  и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Записи в журналах-ордерах производятся по кредиту конкретного счета в корреспонденции с дебетом разных счетов. После внесения всех необходимых сумм в журналы-ордера в них подсчитываются «вертикальные» и «горизонтальные» итоги, которые в свою очередь суммируются «по вертикали» и «по горизонтали». «Вертикальные» и «горизонтальные» итоги должны совпадать.

На первичных документах, данные которых включены в журналы-ордера и ведомости, указываются номера соответствующих регистров и порядковые номера записи (номер строки).

Для обеспечения контроля за правильностью учета хозяйственных  операций итоговые записи в журналах-ордерах обязательно сверяются с данными первичных документов, на основании которых произведены эти записи. Все журналы-ордера в конце месяца подписываются главным бухгалтером предприятия.

Обобщающий учет по результатам  журналов-ордеров ведется в главной  книге, в которой выводятся конечные остатки по всем счетам, используемым при составлении нового баланса на отчетный период. Полученные итоги представляют собой бухгалтерские проводки для записи на счетах главной книги.

Кредитовый оборот переносится  на счет главной книги одной итоговой суммой за месяц, так как в развернутом виде он находится в журнале-ордере.

Дебетовый оборот на счете  главной книги учитывается развернуто в корреспонденции с конкретными счетами.

В счете главной книги  дебетовый оборот собирается по мере разноски данных из разных журналов-ордеров. При завершении разноски оборотов из журналов-ордеров на счета главной книги производится подсчет итогов по дебету каждого счета и определение сальдо на конец месяца и составление баланса.

Автоматизированная  форма учета основана на использовании единого взаимосвязанного технологического процесса обработки документации по всем разделам учета, начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности.

Информация справочного  характера вводится в ЭВМ в  начале работы. Текущая учетная информация - с первичных документов либо со специальных регистраторов учетных данных производится по специальным программам, в соответствии с которыми полученная учетная информация может храниться, поступать в обработку, выдаваться на экран или печать по запросу.

 

10. Нормативное и законодательное регулирование бухгалтерского учета.

Учетная политика предприятия

 

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. В настоящее время в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов:

1 уровень. Это законы, указы президента РФ, постановления правительства РФ, ГК РФ; НК РФ. Основным законом, затрагивающим вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон «О Бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

2 уровень. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. приказом Минфином от 29 июля 1998 г №34н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержден приказом Минфина  РФ от 31.10.00 №94н; ТК РФ; положения по бухгалтерскому учету;  утвержденные Минфином с функциями нормативного регулирования бухгалтерского учета.

3 уровень. Методические указания и рекомендации Минфина и других органов (содержат детальные рекомендации по организации учета по соответственным объектам), инструкции и комментарии, конкретизирующие положения в соответствии с отраслевой спецификой и др.

4 уровень. Рабочие инструкции и указания по учету в самих предприятиях и организациях (учетная политика и др.).

Указанные документы  отражают реальные процессы, происходящие в РФ.

Закон о бухгалтерском учете призван определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.

Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (национальные стандарты) – свод основных правил, устанавливаемых принципы учета определенного объекта (совокупности объектов).

Методические  указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учета объектов. Призваны наиболее полно определять правила, в т.ч. отдельные элементы техники ведения учета соответственных объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).

Под учетной политикой предприятия понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика – это документ, защищающий интересы организации в области применения ею правил ведения бухгалтерского учета.

Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год. Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером на основе ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем, а оформляется приказом по предприятию. При формировании учетной политики раскрываются способы ведения бухгалтерского учета: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета и иные способы и приемы. При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета.

2) формы первичных учетных документов.

В том случае, когда организация применяет  формы документов для оформления операций, не указанных в перечне унифицированных форм, она должна утвердить такие формы в приложении к учетной политике организации.

3) методы оценки активов и обязательств. В случае многовариантности методов оценки в учетной политике необходимо указать тот, который будет использоваться;

4) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации.

6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменения в  учетную политику могут вноситься  в случаях: изменения законодательства РФ или нормативных актов, влияющих на постановку бухгалтерского учета, разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, существенного изменения условий деятельности предприятия.

 




Информация о работе Лекции по "Основам бухгалтерского учета"