Лекции по "Основам бухгалтерского учета"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:31, курс лекций

Описание работы

1. Понятие и виды хозяйственного учета. Особенности бухгалтерского учета
2. Объекты бухгалтерского учета
3. Метод бухгалтерского учета
4. Счета и двойная запись

Работа содержит 1 файл

Теория бухучета.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

1. Понятие и виды хозяйственного учета. Особенности бухгалтерского учета

 

Все организации создаются с определенными целями. В большинстве случаев – это получение прибыли, т.е. организация должна заработать больше денег, чем в нее изначально вложено. Такие организации называются коммерческими. Существуют и благотворительные организации, но это очень небольшая часть организаций. В данном курсе речь пойдет о коммерческих организациях.

Для получения необходимых  сведений о ходе хозяйственных процессов организуется хозяйственный учет. Он возник из потребностей управления материальным производством: руководство хозяйственными процессами невозможно без знания конкретных фактов хозяйственной жизни. Сбор необходимой информации о ходе хозяйственных процессов начинается с наблюдения за ними, затем необходимо установить их количественные характеристики, т.е. числовые показатели. Затем, будучи зарегистрированными, эти показатели используются для контроля и управления процессами материального производства. В показателях учета раскрываются количественная и качественная стороны хозяйственного процесса: объем изготовленной и проданной продукции, наличие денег в кассе и на счетах, запасы материалов, объемы основных средств, прибыль и т.д.

Хозяйственный учет – это система наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими в условиях конкретного экономического строя. Хозяйственный учет является совершенно необходимой функцией управления общественным производством. Информация, характеризующая фактическое состояние хозяйственной деятельности, возникает и передается в системе хозяйственного учета.

Различают три вида хозяйственного учета: оперативный, бухгалтерский, статистический.

Оперативный учет – используется для оперативного получения информации, которая необходима для текущего управления организацией. Источником информации для оперативного учета являются как документы, так и данные, поступаемые по телефону, в устной форме. Отличительными особенностями оперативного учета являются:

  • быстрота получения информации;
  • необязательность ее документального оформления;
  • возможная нерегулярность проведения самого учета.

Статистический  учет – применяется при изучении явлений, носящих массовый характер с целью анализа и прогнозирования жизненных процессов. Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, товаров, МПЗ и т.п.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий и их движении путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет является основным видом учета как в коммерческих, некоммерческих, бюджетных и кредитных организациях. Ведется в соответствии с «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г.) и в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.

Бухгалтерский учет в отличие от остальных видов  учета:

- является документально обоснованным учетом;

- непрерывен (изо дня  в день) во времени и сплошной  по охвату (без всяких пропусков)  всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности организации;

- применяет особые, только  ему присущие способы обработки  данных (бухгалтерские счета, двойная  запись, баланс и др.).

На современном этапе  развития бухгалтерского учета в его структуре выделяют следующие составные части (подсистемы учета): финансовый учет, управленческий учет, налоговый учет.

Финансовый  учет охватывает информацию, которая, помимо использования ее внутри предприятия руководством, учредителями, собственниками имущества, передается также внешним пользователям – инвесторам, кредиторам, органам статистики, банка, налоговой инспекции и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Управленческий учет охватывает все виды информации, необходимые для принятия управленческих решений. Его главная цель – обеспечить необходимой и в полном объеме информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов. Показатели производственно-финансовой деятельности предприятия, формируемые в управленческом учете предназначены только для внутреннего пользования.

Цель налогового учета – формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты  в бюджет налогов.

Таким образом, дополняя друг друга, данные различных видов  учета позволяют получить целостную картину состояния объекта.

Перед бухгалтерским  учетом стоят следующие задачи:

  1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним – инвесторам, кредиторам и др.;
  2. Обеспечение информацией пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением организацией законодательства РФ при осуществлении ей хозяйственных операций, за их целесообразностью; наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
  3. Своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу;
  4. Содействие конкуренции на рынке с целью получения максимальной прибыли.

Для отражения  хозяйственных операций в учете  применяются три вида измерителей:

  1. Натуральные – необходимы для получения информации об объекте учета в количественном выражении (кг, тонна, метр, литр, штука т.д.). Они необходимы при учете материальных запасов, основных фондов, готовой продукции и др. С их помощью осуществляется контроль за наличием и движением имущества предприятия, объемом процессов заготовления, производства и реализации. Например, с помощью натуральных измерителей можно определить количество материалов, поступивших от поставщиков, израсходованных на производство продукции и оставшихся на складе на определенный момент времени.
  2. Трудовые  – применяются для учета затрат рабочего времени (минута, час, день, месяц и т.п.). На основании данных об объеме отработанного времени начисляется зарплата, определяется производительность труда.
  3. Денежный измеритель – является обобщающим, универсальным, наиболее важным в учете (рубли). С его помощью подсчитывают общую стоимость имущества, товарно-материальных ценностей, денежных средств и др.

 

2. Объекты  бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Объектами бухгалтерского учета на предприятии являются разнообразные хозяйственные средства (имущество), которые в процессе финансово-хозяйственной деятельности задействованы на предприятии, а также источники образования этих хозяйственных средств (имущества).

Всю финансово-хозяйственную  деятельность практически любого предприятия можно разделить на три стадии:

  • процесс снабжения (закупка);
  • процесс производства продукции (работ, услуг);
  • процесс реализации (продажи).

В процессе снабжения учитываются такие хозяйственные операции как поступление материалов или товаров от поставщиков, оплата транспортных расходов по их доставке и т.д.

В процессе производства учитываются затраты, которые прямо или косвенно влияют на стоимость производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг): это отпуск материалов в производство, начисленная зарплата, начисление налогов, амортизация (износ) оборудования и др.

В процессе реализации учитываются поступления на расчетный счет и в кассу предприятия выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также сопоставление ее с себестоимостью и расчет прибыли.

Одна часть хозяйственных  средств предприятия состоит  из предметов труда (материалов, топлива, полуфабрикатов, сырья и т.д.) и средств труда (оборудование, машины, здания, сооружения и др.). Эта часть находится в сфере производства. Другая часть хозяйственных средств находится в обращении. Это, например, отгруженная покупателям готовая продукция, деньги на расчетном счете и в кассе, средства в расчетах и др.

Хозяйственные средства делятся на:

1. Основные – многократно участвуют в процессе деятельности предприятия и постепенно переносят свою стоимость на стоимость продукции (работ, услуг) посредством износа (амортизации).

2. Оборотные – используются в течении одного производственного цикла.

3. Отвлеченные – средства, временно или полностью изъятые из хозяйственного оборота предприятия.

Классификация хозяйственных средств по видам  их размещения

Основные

Оборотные

Отвлеченные

здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника

Материалы, готовая продукция, товары, незавершенное производство, денежные средства, дебиторская задолженность и др.

Нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и  др.


 

Нематериальные  активы – объекты длительного использования (свыше одного года), имеющие оценку и приносящие доходы, но не являющиеся вещественными ценностями для организации (например, права пользования патентами, лицензиями, программными продуктами и др.)

Финансовые  вложения – это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные другим организациям займы.

Дебиторская задолженность – это задолженность каких-либо субъектов нашему предприятию (например, товар нами отгружен, но деньги за него не поступили; выдана из кассы под отчет работнику сумма денежных средств, но авансовый отчет не представлен).

Дебиторская задолженность  может быть краткосрочной (до 1 года) и долгосрочной (более года).

 

Выше перечисленные  хозяйственные средства имеют определенные источники образования: собственные и заемные.

Классификация источников образования хозяйственных средств

Собственные

Заемные

уставный капитал, резервные фонды, фонды специального назначения, прибыль, целевое финансирование

банковский кредит, займы у юридических и физических лиц, кредиторская задолженность и др.


 

Уставный капитал – это капитал, который образуется за счет вкладов учредителей для обеспечения начальной деятельности предприятия.

Кредиторская  задолженность – это задолженность нашего предприятия другим субъектам (например, товар предприятием получен, но еще не оплачен; заработная плата и налоги начислены, но еще не выплачены по каким-либо причинам).

 

3. Метод бухгалтерского  учета 

 

Задача бухгалтерского учета решается посредством использования  различных приемов и способов. Совокупность этих приемов и способов называется методом бухгалтерского учета.

Методика бухгалтерского учета складывается из следующих элементов:

  • документирование;
  • инвентаризация;
  • оценка;
  • калькуляция;
  • счета и двойная запись;
  • бухгалтерский баланс и отчетность.

Использование каждого  из этих элементов осуществляется в  соответствии с установленными в  законодательном порядке положениями и инструкциями.

Документирование - это процесс документального подтверждения каждой хозяйственной операции правильно оформленным первичным документом (в момент ее совершения, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания).

Информация о работе Лекции по "Основам бухгалтерского учета"