Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:43, курс лекций
ТЕМА 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМЫ УЧЕТА
ТЕМА 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В США
ТЕМА 3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ГЕРМАНИИ
ТЕМА 4 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ВО ФРАНЦИИ
ТЕМА 5 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ЯПОНИИ
2) показать прибыли и
убытки предприятия в
3) обеспечить калькуляцию
цен изделий путем
4) предоставить необходимые
данные для осуществления
5) создать основу для точного определения налоговых платежей;
6) представить доказательства
в случае правовых споров с
банками, государственными
7) служить надежной основой
для других разделов
3.2
Организация бухгалтерского
1. Подготовка учетных документов включает:
систематизацию учетных документов по видам и хозяйственным операциям;
проверку правильности содержания и сумм;
нумерацию (по порядку);
предварительную котировку.
2. Бухгалтерская запись:
указание вида и номера учетного документа;
внесение пометки о
произведенной бухгалтерской
3. Хранение документов осуществляется:
по видам учетных документов;
в хронологическом порядке
(срок хранения - 6 лет). Требования "Основ
правильного ведения
Мемориальный ордер. Мемориальный ордер охватывает все хозяйственные операции своевременно и в хронологическом порядке на основании предварительной котировки учетных документов.
В нем записываются: дата, номер учетного документа; описание операции (текст бухгалтерской записи); сумма; проводка.
Главная книга. В Главной книге записываются все хозяйственные операции, упорядоченные на предметных счетах (инвентарные и результатные счета) в соответствии с Планом счетов предприятия. Основой для этих бухгалтерских записей являются записи в Мемориальном ордере. На основании инвентарных счетов Главной книги составляют заключительный баланс и проводят расчет прибылей и убытков. В Главной книге записываются: дата, номер документа, текст бухгалтерской записи, корреспондирующий счет, дебетовая или кредитовая сумма.
Вспомогательные книги. Интересующую руководство предприятия информацию не всегда можно получить из Главной книги или Мемориального ордера. Вспомогательные книги дают более подробные пояснения. Например, годовые инвентаризационные ведомости и балансы отражаются в книгах с одноименным названием. Лицевые счета объединены в контокоррентной книге, где отражаются дебиторы и кредиторы по отдельности и по фамилиям на счетах поставщиков и заказчиков. В интересах поддержания ликвидности предприятия на этих "лицевых счетах" контролируются сроки платежей. При инвентаризации, лицевые счета сверяются со счетами Главной книги при помощи списков сальдо для требований и обязательств, при этом существует требование:
(3.1)
(3.2)
Упорядоченное хранение непогашенных исходящих и входящих счетов для отдельных заказчиков и поставщиков в картотеке избавляет от ведения лицевых счетов. При этом проводятся следующие работы:
- ежедневное суммирование
счетов заказчиков и
- покрытые счета отмечаются
штампом "Оплачено" и хранятся
в регистратуре покрытых
- проведение ежедневного
контрольного подсчета для
Необходимо учитывать, что суммы платежей согласно учетным документам плюс вычеты (сконто и пр.) равны сумме оплаченных счетов.
Бухгалтерский учет заработной
платы и окладов может
Складской бухгалтерский учет требует количественного учета наличности, поступлений и сбыта для каждого отдельного вида товаров в книге товаров или склада. Ежедневный учет составляет основу для заказов.
Бухгалтерский учет основных средств - это учет всех поступлений, сбыта и списания по каждому отдельному предмету основного имущества.
3.3 Номенклатура счетов и
план счетов
Для систематизации принятых
на предприятии счетов, в качестве
вспомогательных средств
Номенклатура счетов - это типовая система счетов бухгалтерского учета с едиными обозначениями для конкретных операций. Ее предназначение:
точное представление всех существующих счетов предприятия;
сравнимость отдельных затрат и доходов внутри предприятия;
сравнимость затрат и доходов
с другими предприятиями
сравнимость в международном Масштабе (ЕС);
упрощение и нормализация текстов бухгалтерского учета с использованием определенных номеров счетов;
создание основы для применения
современных эффективных
Номенклатура счетов следует принципу расчленения процессов, при этом она ориентируется на процессы производства продукции и ее использования.
Пример - номенклатура счетов
для оптовой и внешней
Номенклатуры счетов реализуют
принцип заключительного
Пример - промышленная номенклатура счетов, типичные пользователи которой - крупные промышленные предприятия.
Номенклатуры счетов содержат 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов делятся на 10 групп, пронумерованных цифрами от 0 до 9, занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры счетов разделяются на 10 счетов, они занимают третье место в номерах счетов. Счета подразделяются на 10 субсчетов (четвертое место в номерах счетов).
План счетов выделяет из номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета в соответствии со спецификой конкретного предприятия. Планы счетов разных предприятий различаются в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и организации производства данного предприятия.
3.4 Методы бухгалтерского учета
Журнально-книжная форма учета. Запись хозяйственных операций проводится сначала в Мемориальном ордере, затем в Главной книге.
Американский журнал. Соединяет Мемориальный ордер (на левой стороне) и Главную книгу (на правой стороне) в одну книгу.
Копиручет - одновременные записи хозяйственных операций на отдельных листках Мемориального ордера и Главной книги, а также вспомогательных книг ручным способом или с помощью бухгалтерских машин. Мемориальный ордер содержит в большинстве случаев три двойных колонки для счетов поставщиков, заказчиков и предметных счетов.
3.5 Годовой финансовый отчет
Счет прибылей и убытков, называемый также отчетом о хозяйственной деятельности, - это отчет за определенный период времени. Он отражает все затраты и доходы хозяйственного года и дает представление о финансовых результатах. Его составление является обязательным для всех предприятий.
Задачи годового финансового отчета предоставлять:
информацию о положении имущества, финансов и доходов;
данные о распределении прибыли;
определение размера налогов.
Обязанность публикации годового финансового отчета зависит от правовой формы предприятия, суммы баланса, оборота и от числа занятых работников. Для капиталообществ публикация годового финансового отчета обязательна. Единоличные и другие частные предприятия должны представить свой баланс в Торговом реестре и в Федеральном бюллетене.
Основные требования к публикуемому годовому финансовому отчету приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Требования, предъявляемые к годовому финансовому отчету
Правильное разграничение периодов |
Отчет о хозяйственной деятельности составляется для конкретного периода, он охватывает все хозяйственные операции, связанные с доходами и расходами, которые имели место в отчетном году, в т.ч., если они приведут к затратам и доходам в следующем году |
Полнота и достоверность |
Все статьи имущества и задолженностей необходимо представить по стоимости, которая соответствует нормам торгового права |
Ясность и наглядность |
Четкая структура, однозначные наименования, соблюдение валового принципа (без сальдирования сумм) |
3.5.1 Структура годового баланса
Структура годового баланса
средних и больших
Небольшие капиталообщества должны делать только сокращенный баланс с заполнением статей, обозначенные буквами и римскими цифрами.
Баланс может составляться по полноценному или частичному применению годового результата.
Если баланс будет составлен по частичному применению годового результата (например, внесение 50% годовой прибыли в резерв), то статьи "Годовой избыток/годовой убыток" и "Перенос прибылей/перенос убытка" заменяются статьей "Балансовая прибыль/балансовый убыток". Если сделан перенос прибыли или убытка, то необходимо заполнить статью "Балансовая прибыль/балансовый убыток" и показать это в балансе и в примечании к балансу.
Расчет прибылей и убытков составляется в ступенчатой форме. Расчет производится на основе полных издержек или на основе оборота и издержек. При применении расчета прибыли на основе полных издержек необходимо указать следующее.
1. Выручку с оборота.
2. Увеличение (уменьшение) запасов
готовой продукции и
3. Другие активные собственные выработки.
4. Прочие производственные выручки.
5. Затраты материалов.
6. Затраты на содержание персонала.
7. Амортизационные отчисления.
8. Доходы от участия, из них - от предприятий, связанных договорами.
9. Доходы от других
ценных бумаг и арендной платы,
10. Прочие проценты и
аналогичные доходы, из них –
от предприятий, связанных
11. Амортизационные отчисления
на капитальные вложения и
ценные бумаги оборотного
12. Проценты и аналогичные затраты, из них - от предприятий, связанных договорами.
13. Результат обычной
14. Необычные доходы.
15. Необычные затраты.
16. Необычный результат.
17. Налоги на доход.
18. Прочие налоги.
19. Годовой избыток/убыток.
При применении расчета прибыли на основе оборота издержекнеобходимо указать следующее.
1. Выручку с оборота.
2. Издержки производства, которые ведут к получению данной выручки.
3. Валовой результат оборота.
4. Издержки сбыта.
5. Общие издержки управления.
6. Прочие производственные доходы.
7. Прочие производственные издержки.
8. Доходы от участия, из них - от предприятий, связанных договорами.
9. Доходы от прочих
ценных бумаг и арендной платы,
10. Амортизационные отчисления на основные средства и ценные бумаги оборотного капитала.
11. Проценты и аналогичные
затраты/в том числе по
12. Результат основной производственной деятельности.
13. Непредвиденные доходы..
14. Непредвиденные затраты.
15. Непредвиденный результат.
16. Налоги с дохода и прибыли.
17. Прочие налоги.
18. Годовой избыток/убыток.
3.5.2 Принципы составления и оценки баланса
1. Ясность и обозримость баланса. В соответствии с Торговым кодексом установлена четкая форма предоставления финансового отчета в соответствии с требованиями:
- ясной и обозримой структуры;
- требование к валовым показателям всех статей - запрещение сальдирования;
- однозначное наименование статей баланса;
- единство методов списания.
Нарушение принципа ясности баланса делает его недействительным.
2. Достоверность баланса. Запрещено представление фиктивных или неправильных статей. Гарантируются полнота баланса и правильность оценок. Нарушение достоверности является правонарушением.