Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: k***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 00:54, курс лекций

Описание работы

1 Бухгалтерский учет, его сущность и значение
2 Предмет и объекты бухгалтерского учета
Тема 3. Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс, его сущность, строение и содержание
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций

Работа содержит 1 файл

Тема 1 теория учета.doc

— 512.00 Кб (Скачать)
 

  В результате в ведомости должны получить три пары одинаковых итогов (три  пары равенства): равенство итогов начальных остатков; равенство итогов оборотов; равенство итогов конечных остатков. Обязательное равенство трех пар итогов ведомости объясняются следующим. Сумма дебетовых остатков на начало месяца и сумма аналогичных кредитовых остатков по всем счетам взяты соответственно из актива и пассива баланса, где они были равны между собой. Следовательно, в оборотной ведомости эти суммы должны быть не только равны между собой, но и равны сумме баланса на начало месяца. Итог дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам должен равняться итогу кредитовых оборотов по этим же счетам вследствие принципа двойной записи. Этот итог также должен быть равен итогу регистрационного журнала хозяйственных операций за месяц. Равенство дебетовых остатков по всем счетам на конец месяца и аналогичных кредитовых остатков вытекает из первых двух пар равенства. Дебетовые остатки по счетам из оборотной ведомости заносятся в актив нового баланса на конец месяца, а кредитовые остатки в пассив баланса. Итоги актива и пассива баланса, как известно, должны быть равны между собой.

  Оборотная ведомость по синтетическим счетам (оборотный баланс) обеспечивает контроль соблюдения принципа двойной записи. На основе равенства итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам и обеспечивает проверку правильности выведения конечных остатков и обеспечение правильности и возможности составления сальдового баланса (сальдовый баланс – это обычный бухгалтерский баланс, в котором приведены только сальдо по счетам).

  В системе бухгалтерского учета, наряду с оборотной ведомостью простой формы используют шахматную оборотную ведомость (шахматку). Шахматная оборотная ведомость получила свое название от шахматного принципа построения самой таблицы ведомости, когда по графам и строкам записываются одни и те же синтетические счета. Основное достоинство шахматной оборотной ведомости – это представление дебетовых и кредитовых оборотов каждого счета в разрезе корреспондирующих счетов, что позволяет определить экономическую суть или смысл хозяйственных операций. 
 

    Тема 5. Классификация и план счетов бухгалтерского учета 
     

    Счета бухгалтерского учета различаются  между собой по содержанию  учитываемых объектов и порядку  ведения записей на них. Для  правильного применения счетов надо: знать их особенности, содержание дебета, кредита и остатка; понимать смысл, функцию и назначение того или иного счета ; чем он принципиально отличается от других счетов ; четко определить объекты, которые должны учитываться на конкретных счетах.

    Для облегчения изучения счетов с целью правильного их использования они группируются (классифицируются) по наиболее существенным однородным признакам:

  1. По экономическому содержанию;
  2. По назначению и структуре;
  3. По отношению к балансу;

    Бухгалтерские счета по экономическому содержанию делятся на три группы:

  1. - счета для учета активов;
  2. - счета для учета источников хозяйственных средств - капитала и обязательств;
  3. -  счета для учета хозяйственных процессов.

      Сальдо  по счетам 1 и 2 группы формируют баланс. Счета 3 группы остатков не имеют, они служат для оформления процессов заготовления, реализации. 

    Счета для учета активов в свою очередь подразделяются на две подгруппы:

     -  счета для учета внеоборотных  активов; 

     -  счета для учета оборотных  средств (оборотных активов).

   

       

Вся совокупность счетов, применяемых в бухгалтерском  учете, по отношению к балансу делятся на две группы:

  1. балансовые счета;
  2. забалансовые счета;

   Свое  название первая группа получила вследствие учета на балансовых счетах средств, принадлежащих организации.

     Забалансовые счета предназначены  для получения информации о  наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании, распоряжении или на ответственном хранении. Например, счет '' Арендованные основные средства '', “ Товарно-материальные ценности, принятые на переработку “ и др.

       В составе забалансовых счетов  могут открываться счета, предназначенные для дальнейшего контроля за отдельными операциями, которые уже отражены в системе балансовых счетов, но могут повлечь за собой негативные последствия. К таким счетам можно отнести '' Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебеторов'' .

       Важную роль играют играют  забалансовые счета для учета  условных прав и обязательств. К этим счетам следует отнести : '' Обеспечения обязательств и платежей,полученные '' , '' Обеспечения обязательств и платежей, выданные '' . На этих счетах ведется учет в суммовом выражении движения выданных и полученных организацией гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей ( залог ), а также обеспечений под товары, переданные ( полученные ) для реализации на условиях консигнации и других аналогичных случаях.

       Записи на забалансовых счетах  ведутся по простой системе,  т.е. не применяется двойная запись. Применяется как синтетический, так и аналитический учет в натуральном и стоимостном выражении.  

       Для правильной организации бухгалтерского  учета на предприятии большое  значение имеет План счетов бухгалтерского учета, который представляет собой систематизированный перечень всех синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета с присвоенными им шифрами.

       В Республике Беларусь Министерством  Финансов утвержден Типовой план  счетов бухгалтерского учета  и инструкция по его применению (действует с 1 января 2004 г.). Типовой план счетов обеспечивает единство методологии бухгалтерского учета в различных отраслях народного хозяйства и в организациях любой формы собственности ( кроме банков и бюджетных организаций ( учреждений). Для банков и бюджетных организаций применяются другие планы счетов.

      В Типовом плане счетов каждый  счет имеет название и свой  шифр. Синтетические счета в Типовом плане счетов кодируются двухзначными цифрами, а для кодирования субсчетов используются однозначные цифры. забалансовые счета имеют трехзначные номера.

      В инструкции по применению  Типового плана счетов раскрывается  экономическое содержание и назначение каждого счета, дается описание его структуры – указывается, что должно отражаться по дебету и кредиту счетов, какой должен быть остаток и значение этого остатка, а также приводится типовая корреспонденция каждого счета с другими синтетическими счетами.

      Инструкция помогает правильно  понять содержание многообразных  хозяйственных операций и применить однотипный подход к их отражению на счетах бухгалтерского учета.

      Счета в Типовом плане счетов  сгруппированы по разделам в  соответствии с экономической сущностью учитываемых на них объектов.

      В действующем Типовом плане  счетов имеется 8 разделов.

      В раздел I '' Внеоборотные активы '' включены счета для учета  основных средств, а также счета для отражения других внеоборотных активов и долгосрочных вложений, которые организация использует в своей хозяйственной деятельности для извлечения дохода в течение длительного времени.

      Счета раздела II '' Производственные  запасы '' позволяют обобщать информацию о наличии и движении материальных ценностей.

      В разделе III '' Затраты на производство ''  представлены счета, позволяющие собрать и сгруппировать все затраты связанные с производственным процессом.

      Раздел IV '' Готовая продукция и  товары '' содержит счета для учета  выпущенной продукции, приобретенных для реализации товаров, отгруженной продукции и расходов по реализации.

      На счетах раздела V '' Денежные средства '' учитываются денежные средства в кассе, на расчетном счете, на валютных счетах и др. счетах.

      Раздел VI '' Расчеты '' объединяет  все счета расчетов  с организациями,  физическими лицами, бюджетом, по  кредитам и займам.

      Раздел VII '' Источники собственных  средств '' представлен счетами  для учета собственных источников, такими как уставный фонд, резервный  фонд и др.

      В разделе VIII '' Финансовые результаты '' сгруппированы счета, на которых ведется учет операций по реализации и доходов и расходов, а также выявляются финансовые результаты (прибыли и убытки).

      В Типовом плане счетов также  приведен перечень забалансовых  счетов, дана их краткая характеристика, и определен порядок применения  каждого забалансового счета. 
 

     Первичные учётные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции;
  • личные подписи указанных лиц.

      Перечень  лиц, имеющих право подписи первичных  учётных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

     Правильному составлению документов и использованию  в учёте помогает их классификация.

     Все документы, применяемые в хозяйственной деятельности, подразделяются по назначению на:

  • распорядительные    -    содержат        разрешение    на    совершение определённой хозяйственной операции (приказы, наряды и др.);
  • оправдательные содержат     информацию     об     исполнении распоряжения (отчёт кассира, накладная и др.);
  • документы    бухгалтерского    оформления   -   предназначены    для оформления     бухгалтерских     записей     с     целью     дальнейшего

    использования в учётном процессе (расчёт амортизации основных средств);

    • комбинированные - сочетают в себе признаки распорядительных, 
    оправдательных и документов бухгалтерского оформления 
    (расходный - кассовый ордер, расчётно-платёжная ведомость).

     По  объёму содержания информации бухгалтерские документы подразделяются на первичные и сводные.

      С помощью первичного документа впервые отражают совершившуюся операцию (приходные и расходные кассовые ордера, платёжные требования, платёжные поручения и т.д.). Сводные документы составляют на основании нескольких ранее оформленных первичных документов с целью их группировки и обобщения (отчёт кассира, отчёт о движении материалов по складу и т.д.).

     По  способу отражения  операций документы подразделяются на разовые и накопительные. В разовых документах отражается одна хозяйственная операция. К ним относятся расходные и приходные кассовые ордера, требования - накладные и др. В накопительных документах отражается ряд однородных повторяющихся операций, которые регистрируют постепенно, по мере их совершения. К ним относятся лимитно-заборные карты (ведомости) на отпуск материалов, реестры, платежные ведомости и др.

    По  месту составления  документы бывают:

  • внешние - поступившие в организацию от другой организации (накладные, счета - фактуры);
  • внутренние - составленные данной организацией.

     По  количеству отражённых объектов (позиций) документы делятся на однопозиционные и многопозиционные.

      Однопозиционные (однострочные) документы отражают хозяйственную операцию, затронувшую один вид имущества (например, один вид материалов), запись в них делают одной строкой. Многопозиционные (многострочные) документы отражают хозяйственную операцию, затронувшую несколько видов определённых объектов, запись в них делается несколькими строками (позициями).

     По  степени использования вычислительной техники для выписки документов, они подразделяются на выписываемые от руки и с помощью ЭВМ.

     По  виду носителей информации документы делятся на бумажные, выписываемые на бумаге, и безбумажные, существующие в виде электронных таблиц, хранящихся в памяти ЭВМ, на магнитных дисках и т.д.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"