Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: k***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 00:54, курс лекций

Описание работы

1 Бухгалтерский учет, его сущность и значение
2 Предмет и объекты бухгалтерского учета
Тема 3. Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс, его сущность, строение и содержание
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций

Работа содержит 1 файл

Тема 1 теория учета.doc

— 512.00 Кб (Скачать)
 

   Первый  тип хозяйственных  операций характеризуется изменением только в активе баланса: одна статья увеличивается, другая уменьшается на одну и ту же сумму. Происходит изменение состава активов, но общая сумма их остаётся неизменной. Итог баланса также не изменяется.

   Второй  тип хозяйственных  операций характеризует изменения только в пассиве баланса. В результате хозяйственной операции одна статья пассива уменьшается, другая – увеличивается. Итог баланса при этом не изменяется.

   Третий  тип хозяйственных  операций характеризуется одновременным увеличением на равную сумму статей актива и пассива. Итог баланса увеличивается на  сумму хозяйственной операции.

   Четвёртый тип хозяйственной  операции характеризуется уменьшением актива и пассива на одну и те же сумму. Итог актива и пассива баланса уменьшается на сумму хозяйственной операции. 
 

  Тема 4. Счета и двойная запись 

  1. Счета бухгалтерского учета, их сущность и строение
  2. Запись операций на счетах, подсчет оборотов и выведение остатков
  3. Двойная запись операций на счетах, корреспонденция счетов, бухгалтерские проводки, простые и сложные проводки
  4. Синтетический и аналитический учет на счетах, понятие о субсчетах
  5. Связь показателей синтетического и аналитического учета; оборотные ведомости по аналитическим счетам
  6. Оборотные ведомости по синтетическим счетам (простые и шахматные), их контрольное значение
 
 

  Баланс  отражает наличие средств и источников их образования организации только на определенную дату. Но уже в первый день нового месяца остатки средств изменятся в результате хозяйственных операций, которых в организациях совершается множество (поступили материалы, получили деньги с расчетного счета и т.д.). Составление нового бухгалтерского баланса после каждой хозяйственной операции не представляется возможным из-за большого объема работ.

  Средством для ведения текущего учета служит система бухгалтерских счетов. На счетах фиксируется наличие средств или источников на определенную дату и отражаются операции по их движению на основе бухгалтерских документов.

  Внешне  счет выглядит по-разному: в виде книги (например, «Кассовая книга», в которой ведется счет «Касса»), ведомостей (например, ведомость учета затрат на производство по счетам "основное производство" , "вспомогательное производство"), карточек по счету «Материалы» или по счету «Основные средства», а в современных условиях вместо карточек ведутся файлы на технических носителях информации.

  Однако  все счета представляют собой способ группировки и накопления в обобщенном виде информации о каких-либо объектах учета. На каждый вид имущества (активов) и его источников открывается отдельный счет.

  Графически  счет представляет собой таблицу  двухсторонней формы, левая сторона которой называется дебет, а правая — кредит. Между ними пишется название или шифр счета.

  Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета имущества предприятия (активов), а пассивные — для учета обязательств или собственных источников (капитала).

  На  счете в начале месяца записывается начальный остаток (сальдо), в течение месяца отражаются обороты по дебету и кредиту и выводится остаток на конец месяца. Оборотом называется сумма записей по дебету или кредиту счета без начального остатка.

    При одинаковом строении счетов назначение сторон (дебета и кредита) в активных и пассивных  счетах различно, что видно из приведенных схем счетов.  

  СХЕМА АКТИВНОГО СЧЕТА

  Дебет                                                                                          Кредит

  Остаток (сальдо) средств на начало месяца    
  Хозяйственные операции, вызывающие увеличение. средств в отчетном месяце (+)   Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение средств в отчетном месяце (-)
  Оборот  по дебету (сумма всех записей за месяц по дебету счета без сальдо)   Оборот  по кредиту (сумма всех записей по кредиту счета)
  Остаток (сальдо) на конец месяца равен остатку на начало месяца (+) оборот по дебету счета (-) оборот по кредиту счета    
 
 

  СХЕМА ПАССИВНОГО СЧЕТА

  Дебет                                                                                                   Кредит

      Остаток (сальдо) источника средств на начало месяца
  Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (-) источников средств в отчетном месяце   Хозяйственные операции, вызывающие увеличение (+) источников средств в отчетном месяце
  Оборот  по дебету (сумма записей по дебету счета за месяц)   Оборот  по кредиту (сумма записей по кредиту счета за месяц без начального остатка)
      Остаток (сальдо) на конец месяца равен остатку  на начало месяца (+) оборот по кредиту счета (-) оборот по дебету счета
 

  Следует заметить, что наряду с активными  и пассивными счетами имеются и активно-пассивные, например счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На этих счетах может появляться то дебетовое, то кредитовое сальдо, в зависимости от хозяйственных операций и результатов деятельности организации за определенный период

  Сумма каждой хозяйственной операции записывается на счетах дважды - по дебету одного счета и кредиту другого. Такая запись называется двойной. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах.

  Взаимная  связь между счетами, отражающими  данную операцию, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

  Указание дебетуемого и кредитуемого счета и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки, затрагивающие только два счета—дебет одного и кредит другого, называются простыми. Наряду с ними довольно часто встречаются и сложные проводки, когда один счет дебетуется, а несколько счетов кредитуются, либо наоборот: один счет кредитуется, а несколько счетов дебетуются.

  Например, с расчетного счета получены деньги в кассу в размере 9000 р. В данном случае будет составлена простая бухгалтерская запись:

  Дебет счета «Касса»

  Кредит  счета «Расчетный счет» — 9000 р. 

  Второй  пример, когда с расчетного счета  перечислено в бюджет 2000 р. и поставщикам за материалы 6500 р. В данном случае будут дебетоваться два счета и кредитоваться один, т.е. будет составлена сложная бухгалтерская проводка:

  Дебет счета «Расчеты по налогам и сборам»  — 2000 р.

  Дебет счета «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» — 6500 р.

  Кредит  счета «Расчетный счет» — 8500 р. 

  Счета бухгалтерского учета по способу группировки  и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.

  Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки средств организации и их источников, а учет на таких счетах называется синтетическим. Учет на синтетических счетах ведется только в денежном измерителе.

  Однако  для оперативного управления и руководства  работой организации, контроля и  планирования объема материально-технического снабжения, контроля за сохранностью всех видов имущества, учета затрат на производство, организации расчетов с рабочими и служащими, поставщиками, с бюджетом по налогам и сборам требуются детальные, частные сведения, подробно характеризующие все стороны деятельности организации.

  Счета, предназначенные для такого вида учета, называются аналитическими, а учет на этих счетах — аналитическим. Между синтетическими и аналитическими счетами существует тесная взаимосвязь: сумма начальных остатков по аналитическим счетам должна быть равна начальному остатку синтетического счета, в развитие которого открыты аналитические счета; сумма дебетовых оборотов по аналитическим счетам должна быть равна дебетовому обороту  синтетического счета, в развитие которого они ведутся; сумма кредитовых оборотов по аналитическим счетам должна быть равна кредитовому обороту синтетического счета, в развитие которого они ведутся; сумма конечных остатков по аналитическим счетам должна быть равна конечному остатку синтетического счета, в развитие которого ведутся аналитические счета.

  Промежуточная группировка аналитических счетов в пределах одного синтетического счета называется субсчетом. Например, синтетический счет «Материалы» будет иметь столько аналитических счетов, сколько видов материалов будет находиться в организации. Данные аналитических счетов должны быть сгруппированы по субсчетам, таким как «Сырье и материалы», «Топливо», «Запасные части» и т.д.

  После подсчета оборотов и выведения конечных остатков на синтетических и аналитических счетах проводят взаимную сверку показателей рассмотренных видов счетов. Для этого составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам, открытым к определенному синтетическому счету. В ведомость заносят наименования всех аналитических счетов, их начальное сальдо, дебетовые и кредитовые обороты и конечное сальдо.

  Различают два вида оборотных ведомостей. Оборотные  ведомости по товарно-материальным счетам ведутся в количественном и стоимостном выражении, оборотные ведомости по счетам расчетов и другим счетам, где натуральные показатели не используются, ведутся только в суммовом (денежном) выражении. Затем, когда аналитические счета и их показатели записаны в ведомость, подводят итоги в разрезе каждого показателя – начальное сальдо, дебетовый и кредитовый обороты, конечное сальдо. Эти итоги сверяют с аналогичными показателями синтетического счета, которые должны быть одинаковыми.

  Кроме оборотных ведомостей аналитического учета могут составляться сальдовые  ведомости.

  Такие ведомости, например, составляются по счетам (карточкам) аналитического учета материалов на складах, в которые заносят только конечные остатки материалов (сальдо) сверяют с аналогичным конечным сальдо, полученным в бухгалтерии предприятия по синтетическому счету. Оттуда происходит и название метода “Сальдовый (оперативно-сальдовый) метод учета материалов”. В условиях ручной техники ведения учета он позволяет сокращать трудоемкость учетных работ

  После сведения данных аналитического учета  приступают к проверке правильности записей на всех синтетических счетах. Для этого составляют оборотную ведомость по счетам синтетического учета за отчетный месяц (период) (таблица 2). В ведомости записывают наименование всех счетов, начальное сальдо, дебетовые и кредитовые обороты, конечное сальдо. По всем этим показателям подсчитывают итоги.

  Таблица 2 – Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за март 20-- г. 

Наименование  синтетических счетов Остаток на начало месяца Оборот  за месяц Остаток на конец месяца
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Основные  средства 6000   - - 6000 -
Материалы 3600   3000 1500 5100  
Основное  производство 2400   4000 6000 400  
Готовая продукция 1200   6000 4000 3200  
Касса 720   3500 1440 2780  
Расчетный счет 4800   2000 5500 1300  
Расчеты с поставщиками и подрядчиками    
2160
 
2000
 
3000
   
3160
Краткосрочные кредиты и займы   2400       2400
Расчеты с покупателями и заказчиками      
4000
 
2000
 
2000
 
Расчеты по налогам и сборам  
 
720       720
Расчеты с персоналом по оплате труда  
 
 
1440
 
1440
 
2500
   
2500
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами  
480
 
480
     
480
 
480
Уставный  фонд   8400 - -   8400
Нераспределенная  прибыль   1200       1200
Прибыль и убытки   2400 - -   2400
Итого 19200 19200 25940 25940 21260 21260

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"