Автор: k***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 00:54, курс лекций
1 Бухгалтерский учет, его сущность и значение
2 Предмет и объекты бухгалтерского учета
Тема 3. Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс, его сущность, строение и содержание
Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций
Активы могут быть сформированы за счет:
К собственному капиталу относятся: уставный фонд, резервный фонд, добавочный фонд, целевое финансирование и прибыль.
Уставный фонд представляет собой совокупность вкладов в денежном выражении учредителей в имущество при создании организации для обеспечения её деятельности в размерах, определённых учредительными документами. Эта сумма средств записывается в уставе организации, утверждается и регистрируется в государственных органах.
По договорённости между учредителями взносы вкладчиков в уставный фонд осуществляются либо в виде передачи основных средств, материалов, нематериальных активов и т.д., либо перечислением денежных средств создаваемой организации.
Прибыль – это сумма превышения доходов над расходами предприятия,
В
соответствии с действующим
К заёмному капиталу относятся долгосрочные и краткосрочные обязательства организации. Это кредиты банка и займы, кредиторская задолженность организации (поставщикам, персоналу по оплате труда, бюджету по налогам и сборам, другим кредиторам).
Хозяйственные
операции приводят к изменениям в
составе активов, обязательств или
собственного капитала организации.
3
Метод бухгалтерского
учета
Всю
совокупность применяемых в бухгалтерском
учёте приёмов, способов называют
методом бухгалтерского
учёта. Он включает отдельные элементы,
соответствующие стадиям учета (табл.
)
Стадии учета | Элементы метода |
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование каждого из этих элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях.
Документация - это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в местах их совершения. Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учёта только на основании соответствующих документов.
Документ - это письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции или право на её совершение.
Инвентаризация - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление отклонений от учётных данных. Ее цель – обеспечить достоверность данных бухгалтерского учёта.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчётном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяются руководителем организации.
Проведение инвентаризации обязательно:
• при реорганизации или ликвидации организации;
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта регулируются в следующем порядке:
Имущество, обязательства и факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности подлежат оценке в денежном выражении.
Оценка – это способ денежного (стоимостного) выражения средств (имущества) организации и обязательств. В основе оценки имущества и обязательств лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.
Оценка имущества, приобретённого за плату, осуществляется путём суммирования фактически произведённых расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно,- по рыночной стоимости на дату его оприходования; имущества, изготовленного в самой организации,- по стоимости его изготовления.
Обязательства оцениваются в денежном выражении на основании суммы, указанной договоре.
Оценка имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производиться в белорусских рублях путём пересчёта иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции.
Калькулирование – это способ группировки затрат и определения себестоимости единицы произведённой продукции.
Калькулирование
себестоимости продукции
Правильная,
объективная оценка имущества и
обязательств и научно обоснованное
калькулирование себестоимости продукции
(работ, услуг) имеет важное значение для
формирования достоверной информации
о таких важнейших экономических показателях,
как себестоимость, прибыль, рентабельность.
Тема 3.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщенного отражения данных об имуществе и источниках его образования, находящихся в распоряжении организации на определенную дату.
Бухгалтерский баланс является заключительным элементом метода бухгалтерского учета и одной из важнейших форм бухгалтерской отчётности. Он позволяет в обобщённом стоимостном виде представить информацию об активах, обязательствах и собственном капитале организации.
Как правило,
датой составления баланса
Слово “баланс” происходит от двух латинских слов (bis – дважды; lanx – чаши весов) и означает «равенство», «равновесие».
По своему строению баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется актив, а правая – пассив. И в активе, и в пассиве отражается одно и то же – имущественный комплекс организации, но по-разному расклассифицированный. В активе имущество представлено в виде объектов, сгруппированных по составу и размещению (основные средства, запасы материалов, денежные средства и т.д.), а в пассиве – по источникам образования (имущество, приобретенное за счет собственных средств, за счет кредита банка и т.п.). Итог актива баланса должен быть равен итогу пассива баланса.
Наименование отдельных видов имущества и их источников называется статьями баланса. Однородные статьи баланса объединены в разделы.
Схема
баланса представлена на рисунке.
Баланс ООО «Ритм» на 01.01 2010 млн.руб
АКТИВ | ПАССИВ | ||
Статьи актива | сумма | Статьи пассива |
|
1 Внеоборотные активы | 3 Капитал | ||
Основные средства | 100 | Уставный фонд | 80 |
Нематериальные активы | 23 | Резервный фонд | 10 |
Вложения во внеоборотные активы | 45 | Прибыль | 25 |
Итого 1 раздел | 168 | Итого 3 раздел | 115 |
2 Оборотные активы | 4 Долгосрочные обязательства | ||
Запасы и затраты | 90 | Кредиты долгосрочные | 0 |
Дебиторская задолженность | 40 | 5 Краткосрочные обязательства | |
Денежные средства | 21 | Кредиты краткосрочные | 85 |
Итого 2 раздел | 151 | Кредиторская задолженность | 21 |
Итого 5 раздел | 104 | ||
Баланс | 219 | Баланс | 219 |
Рис.
5 Схема баланса
Статьи актива баланса сгруппированы в два раздела, а статьи пассива – в 3 раздела. В первом разделе баланса отражаются внеоборотные активы, а во втором – оборотные. В третьем разделе (в пассиве) показаны уставный фонд, резервный фонд, прибыль (убыток) отчетного периода, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и другие источники собственных средств.
В четвёртом и пятом разделах отражаются все обязательства организации, т.е. источники заёмных средств.
Общая сумма имущества в одной из его группировок (по активу или пассиву) называется валютой баланса.
Методика
заполнения, содержание и структура бухгалтерского
баланса регламентируются законодательными
и нормативными документами.
2
Изменения в балансе
под влиянием хозяйственных
операций
Хозяйственная деятельность каждой организации вызывает необходимость совершать различные операции. Хозяйственные операции отражают изменения в составе активов либо в увеличении или уменьшении обязательств или собственного капитала. Каждая операция затрагивает две статьи баланса и приводит к изменению их суммы в одинаковом размере. Поэтому равенство между общей суммой активов и общей суммой пассивов в балансе сохраняется.
Хозяйственные операции приводят к четырем типам балансовых изменений (таблица 1).
Таблица 1 – Типы изменений в балансе, вызываемые хозяйственными операциями
№ | Тип
изме- нений |
Вид изменений | Пример хозяйственной операции | Влияние на итог баланса |
1 | А +; – | Изменяются две статьи актива баланса | Внесены деньги
из кассы на расчетный счет
(увеличение денег на расчетном счете, уменьшение денег в кассе) |
Не изменяется |
2 | П +; – | Изменяются две статьи пассива баланса | За счет кредита
банка погашена задолженность поставщику
(уменьшение
задолженности перед |
Не изменяется |
3 | А+;П+ | Увеличение в активе и в пассиве на одинаковую сумму | Поступили материалы
от поставщика, счет не оплачен
(увеличение запасов материалов; увеличение задолженности перед поставщиком) |
Увеличивается |
4 | А -; П- | Уменьшение в активе и в пассиве на одинаковую сумму | С расчетного счета
перечислены деньги в погашение задолженности
поставщику
(уменьшение денег на расчетном счете; уменьшение задолженности перед поставщиком) |
Уменьшается |