Курс лекйи по Бухгалтерской финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:46, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса на предприятии. Она составляется на основании данных всех видов учета – бухгалтерского, статистического и оперативно-технического.
Органическая связь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается лишь в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных показателей.

Содержание

ГЛАВА 1. Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности .……….…….1
1.1. Понятие, назначение и основные задачи бухгалтерской отчетности....………..1
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности ……………………2
1.3. Виды отчетности, ее классификация………………..………………….……….4
1.4. Правила составления бухгалтерской отчетности………………………………5
1.5. Требования, предъявляемые к отчетности…………………………….………..5
1.6. Качественные характеристики отчетных форм…………………………...7
1.7. Исправления в бухгалтерской отчетности………………………………………9
1.8. Пользователи бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее
представления……………………………………………………………………10
1.9. Состав и содержание бухгалтерской отчетности в России…………………...11

ГЛАВА 2. Бухгалтерский баланс…………………………….……………..………..12
2.1. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике………..12
2.2. Структура бухгалтерского баланса………………..……………………..……...13
2.3. Классификация бухгалтерских балансов………………………………………..14
2.4. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу…………………….....16
2.5. Принципы построения бухгалтерского баланса ………………………….18
2.6. Методы оценки отдельных статей баланса….…………………………………..18
2.7. Формирование бухгалтерского баланса в России (форма 0710001)…………...21
2.8. Вуалирование и фальсификация бухгалтерских балансов……………………..31
2.9. Использование данных бухгалтерского баланса для оценки
финансового состояния организации……………………………………………32

ГЛАВА 3. Отчет о прибылях и убытках…………………………………………….33
3.1. Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в
условиях рыночной экономики…………………………………………………...33
3.2. Состав и содержание отчета о прибылях и убытках
(форма 0710002). Порядок заполнения его статей……………………………...34
3.3. Аналитическое использование отчета о прибылях и убытках в
оценке доходности и рентабельности организации…………………..………...41

ГЛАВА 4. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках…………………………………………………………………………………..42
4.1. Отчет об изменениях капитала (форма 0710003)……………………………….42
4.1.1. Целевое назначение и содержание отчета об изменениях капитала …………42
4.1.2. Состав, содержание и порядок заполнения показателей отчета
об изменениях капитала (форма 0710003)………………………………….…...43
4.2. Отчет о движении денежных средств (форма 0710004) ……………………….48
4.2.1. Назначение и состав отчета о движении денежных средств…………………...48
4.2.2. Содержание и порядок формирования отчета о движении
денежных средств (форма 071004)……………………………………….……...49
4.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
(форма 0710005) - табличный вариант).……………………………………...54
4.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках –
текстовый вариант……………………………………………………………..63
1. Краткая характеристика деятельности организации, основные направления ее деятельности………………………………………………………………………………….64
2. Учетная политика организации и изменения в учетной политике……………………….65
3. Основные факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты………...68
4. Основные аналитические показатели………………………………………………………74
5. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках………………….74
6. Прочие расшифровки и комментарии………………………………………………………..78
События после отчетной даты…………………………………………………………..78
Условные факты хозяйственной деятельности………………………………………...80
Государственная помощь………………………………………………………………...81
Информация о связанных сторонах…………………...………………………………...81
Информация по сегментам………………………………………………………………82
Изменение оценочного значения………………………………………………………..85
Информация о природоохранных мероприятиях………………………………………86
4.5. Состав, содержание и порядок заполнения отчета о целевом
использовании полученных средств (форма 0710006)…………………………87

ГЛАВА 5. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность………….89
5.1. Определения и область применения консолидированной отчетности
в современном российском законодательстве…………………………………..89
5.2. Назначение сводной бухгалтерской отчетности. Основные отличия
консолидированной отчетности от сводной………………………….…………91
5.3. Состав и структура сводной (консолидированной) бухгалтерской
отчетности. Основные требования и правила их составления и
представления……………………………………………………………………..92
5.4. Порядок формирования консолидированной бухгалтерской
отчетности…………………………………………………………………………94

ГЛАВА 6. Трансформация российской финансовой отчетности………………109
6.1. Понятие, необходимость и цели трансформации…………………….………..109
6.2. Существующие варианты трансформирования………………………………..110
6.3. Основные этапы трансформации и методика ее проведения…………………112

Список литературы………………………………………………………….………..115

Работа содержит 1 файл

Лекции по БФО с новой отчетностью.doc

— 1.39 Мб (Скачать)
t-align:justify">      показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

      дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;

      выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту продажу; любые иные доходы, расходы, прибыли и убытки, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации.

3.      В случае, когда сумма финансовых вложений головной организации не совпадает со стоимостью акций (доли в уставном капитале), показанной в балансе у дочернего общества, возникает положительная или отрицательная разница, которая отражается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей «Деловая репутация дочерних обществ» (п. 3.7).

4.      При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочернего общества, в котором головная организация имеет более 50%, но менее 100% голосующих акций (уставного капитала), в сводном бухгалтерском балансе и сводном отчете о прибылях и убытках выделяются отдельно расчетные показатели, отражающие долю меньшинства в уставном капитале и финансовых результатах деятельности общества (п. 3.9).

Итак, основными особенностями составления сводной бухгалтерской отчетности группой взаимосвязанных организаций являются следующие:

      сводная бухгалтерская отчетность составляется по группе взаимосвязанных организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем головной организации;

      сводная отчетность группы характеризует имущественное и финансовое положение группы как единого хозяйственного целого. В связи с этим особенностью методики составления сводного отчета наряду с суммированием показателей является исключение показателей внутригрупповых расчетов, а также исключение внутригрупповой продажи и прибыли от операций между организациями группы;

      в сводной отчетности группы, состоящей из головной организации и дочерних обществ, выделяется доля активов и капитала группы, не принадлежащая головной организации, т.е. доля акционеров группы, находящихся в меньшинстве;

      основной сферой применения сводной отчетности группы является котировка акций группы на фондовом рынке;

      данные сводной отчетности не могут быть использованы для целей налогообложения.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным самой организацией на основе типовых форм. Головная организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется в миллионах рублей и миллиардах рублей. Она представляется головной организацией не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством РФ и учредительными документами организации.  Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации и представляется учредителям головной организации и иным заинтересованным пользователям, если это предусмотрено законодательством РФ. (Методические указания п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.9, 2.11, 2.12, 2.13).

 

5.4. Порядок формирования консолидированной

бухгалтерской отчетности

 

Рассмотрим алгоритм составления сводной (консолидированной) отчетности на условном примере, приведенном Новодворским В.Д. и Слеповым Ю.В., с некоторыми изменениями и дополнениями [62].

Перед началом составления сводной отчетности головная организация должна получить  от всех организаций группы следующие данные:

      о финансовых вложениях организаций группы в уставные капиталы других организаций;

      о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы;

      о полученном организациями группы эмиссионном доходе;

      об остатках кредиторской и дебиторской задолженности организаций  группы друг другу;

      о кредитах и ссудах, выданных организациями группы друг другу;

      о начисленных и выплаченных дивидендах организациями группы;

      о внутригрупповых доходах и прибыли;

      о приобретенных у организации группы основных средствах;

      о приобретенных у организации группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции.

Для составления сводного бухгалтерского отчета используем условные данные, приведенные в таблицах 1 – 5.

              В примере будем применять формы отчетности, составленные головной организацией на основе типовых форм с расшифровкой некоторых показателей, отражающих движение средств между головной организацией и дочерним обществом.

 

                                          

Таблица 1

(тыс. руб.)

 

№ п/п

Показатель

Сумма

Номер формы отчетности

Номер строки

Головная организация АО «А»

1.

Финансовые вложения в капитал дочернего общества (60% акций)

 

800

 

1

 

141

2.

Дебиторская задолженность дочернего общества

200

1

241

3.

Кредиторская задолженность дочернего общества

120

1

621

4.

Краткосрочный кредит, выданный дочернему обществу

 

500

 

1

 

251

5.

Дивиденды, полученные от дочернего общества

50

 

1

2

471

081

6.

Выручка от продажи продукции дочернему обществу

 

5 000

 

2

 

011

7.

Прибыль от продажи продукции дочернему обществу, в том числе:

прибыль от продажи основных средств

прибыль от продажи материалов

прибыль от продажи прочих товаров и услуг

400

 

50

70

280

1

2

472

051

 

 

 

 

 

Дочернее общество АО «Б»

8.

Номинальная стоимость уставного капитала

1 000

1

410

9.

Дебиторская задолженность головной организации

120

1

241

10.

Кредиторская задолженность головной организации

200

1

621

11.

Краткосрочный кредит, полученный от головной организации

 

500

 

1

 

610

12.

Дивиденды, выплаченные головной организации

(50)

1

471

13.

Стоимость основных средств, приобретенных у головной организации,

в том числе их остаточная стоимость на конец отчетного периода

 

800

 

700

 

-

 

1

 

-

 

121

14.

Стоимость материалов, приобретенных у головной организации,

в том числе не списанных на конец отчетного периода

 

1 200

 

200

 

-

 

1

 

-

 

211

15.

Себестоимость прочих товаров и услуг, приобретенных у головной организации

из них, не списанных на производство реализованной продукции

 

3 000

 

-

 

2

 

-

 

021

 

-

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Баланс головной организации АО «А»

на 01.01.ХХ

(тыс. руб.)

 

АКТИВ

Код строки

На конец отчетного периода

1. Внеоборотные активы

 

 

Нематериальные активы

110

350

Основные средства

120

3 200

Незавершенное строительство

130

120

Долгосрочные финансовые вложения, в том числе:

инвестиции в дочерние общества

140

141

1 500

800

Итого по разделу 1

190

5 170

2. Оборотные активы

 

 

Запасы

210

480

НДС по приобретенным ценностям

220

100

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

 

230

 

50

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в том числе:

дебиторская задолженность дочернего общества

 

240

241

 

900

200

Краткосрочные финансовые вложения, в том числе:

краткосрочный кредит, выданный дочернему обществу

250

251

700

500

Денежные средства

260

1 200

Итого по разделу 2

290

3 430

 

 

 

БАЛАНС

300

8 600

 

 

 

ПАССИВ

Код строки

На конец периода

3. Капитал и резервы

 

 

Уставный капитал

410

4 500

Добавочный капитал

420

400

Резервный капитал

430

1 000

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), в том числе:

дивиденды, полученные от дочернего общества

прибыль от продажи продукции дочернему обществу

470

471

472

500

50

400

Итого по разделу 3

490

6 400

5. Краткосрочные обязательства

 

 

Займы и кредиты

610

1 000

Кредиторская задолженность, в том числе:

Кредиторская задолженность дочернего общества

620

621

1 200

120

Итого по разделу 5

690

2 200

 

 

 

БАЛАНС

700

8 600

 

 

Таблица 3

Отчет о прибылях и убытках

головной организации АО «А»

на 01.01.ХХ

(тыс. руб.)

 

Наименование показателя

Код строки

За отчетный период

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), в том числе:

выручка от продажи продукции дочернему обществу

 

010

 

011

 

10 850

 

5 000

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг          

020

6 330

Валовая прибыль                                                                                    

029

4 520

Коммерческие расходы                                                                          

030

580

Управленческие расходы                                                                       

040

2 430

Прибыль (убыток) от продаж, в том числе:

прибыль от продажи продукции дочернему обществу

050

051

1 510

400

 

 

 

Прочие доходы и расходы

 

 

Проценты к получению

060

50

Доходы от участия в других организациях, в том числе

дивиденды, полученные от дочернего общества

080

081

50

50

Прочие операционные доходы                                                              

090

120

Прочие операционные расходы                                                            

100

87

Внереализационные доходы                                                                 

120

79

Внереализационные расходы                                                                

130

1 008

 

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

714

Текущий налог на прибыль

150

214

 

 

 

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

500

Информация о работе Курс лекйи по Бухгалтерской финансовой отчетности