Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:49, реферат
Задача данной аттестационной работы рассмотреть возможности возникновения кредитных рисков в банковской сфере, а также методы их анализа и управления, позволяющие их максимально уменьшить.
С целью подробного изложения указанной проблемы, кроме материалов собственного практического анализа были использованы статьи и материалы, появившиеся в последнее время и отражающие суть данной проблемы на современном уровне. Сюда относятся: “Банковский журнал”, справочная и учебная литература, список которой прилагается.
Аттестационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрена сущность и классификация кредитных рисков; во второй главе приводится анализ кредитных рисков коммерческого банка на примере АКБ “Банк развития региона”; в третьей главе изложены проблемы и пути снижения кредитных рисков коммерческих банков в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ 6
1.1 Принципы и критерии классификации банковских рисков 6
1.2. Риск кредитования заемщика 15
1.3 Методы расчета кредитного риска 18
2. АНАЛИЗ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ АКБ “БАНК РАЗВИТИЯ РЕГИОНА” 22
2.1. Организация кредитного процесса АКБ “БРР” 22
2.2 Анализ кредитного риска АКБ “БРР” 30
3. НАПРАВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 42
3.1. Проблемы управления кредитными рисками 42
3.2. Пути снижения кредитных рисков в современных условиях 53
3.2.1. Внутренняя политика банка как основа управления кредитным рисками 55
3.2.2 Анализ кредитоспособности заемщика 57
3.2.3 Привлечение достаточного обеспечения. 60
3.2.4 Другие способы снижения кредитных рисков 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Здесь, как и в предыдущем случае, проблема определения состава и числа взвешиваемых частных показателей однозначного решения не имеет. Вопрос же формирования системы весовых коэффициентов стоит еще более остро, чем для физических лиц, так как для количественного соизмерения роли и "веса" совершенно различных сторон жизни предприятия в данном случае нет вообще никакой объективной основы.
Между тем даже незначительные сдвиги в системе весовых коэффициентов могут принципиально изменить конечный результат проводимой экспертизы. Эта опасность особенно велика, если учесть, что на практике области высокой, невысокой и ничтожно малой вероятности неплатежеспособности кредитуемого объекта являются весьма узкими и близко примыкают друг к другу. Фактически любые числовые флуктуации в частных показателях заемщика могут спровоцировать его "переход" из одной зоны (например, более привлекательной) в другую (менее привлекательную).
Положение
осложняется наличием "конкурирующих"
количественных методов анализа
платежеспособности фирмы, основанных
на вычислении по данным бухгалтерского
баланса специальных
Каждый из названных коэффициентов имеет эталонное значение, с которым производится сравнение его расчетного аналога. При этом на практике эталонное значение является единым и "замороженным". Между тем очевидно, что оно должно быть, во-первых, дифференцировано для различных отраслей, имеющих объективно различную структуру активов и пассивов, во-вторых, жестко привязано к темпам инфляции, рост которых способствует завышению отчетных коэффициентов-индикаторов. По-видимому, не будет ошибкой утверждение, что эталонные коэффициенты должны быть дифференцированы и в региональном разрезе, так как различные территории имеют далеко не одинаковые воспроизводственные условия и возможности для сбыта продукции, что сказывается на финансовых показателях их деятельности.
Наличие "конкурирующих" методик оценки платежеспособности фирмы генерирует еще одну проблему: результаты анализа по разным методикам часто дают кардинально различные результаты. Так, расчет коэффициента текущей ликвидности применительно к ряду предприятий РСО-Алания свидетельствует об их финансовой несостоятельности, в то время как применение различных многофакторных методик, наоборот, позволяет диагностировать низкую вероятность их банкротства.4
Столь явные логические коллизии на стадии оценки кредитных рисков могут не только смутить, но и полностью дезориентировать любого банкира. Выход из данной ситуации только один - отдать предпочтение одной из методик. Однако подобный подход таит в себе возможность серьезных просчетов на отдельных отрезках макроэкономического цикла.
В данной связи можно констатировать, что в настоящее время перед аналитиками коммерческих банков стоит сложная задача по определению того, какую методику и в какое время целесообразно применять для оценки кредитных рисков. Ситуация осложняется еще и тем, что пока не существует никаких объективных критериев для такого упорядочения научно-методического инструментария кредитных институтов.
Отметим,
что управление кредитными рисками требует
высокой квалификации банковских специалистов,
которые должны не только владеть основами
современного количественного финансового
анализа, но и обладать высокой профессиональной
интуицией.
3.2.
Пути снижения кредитных
рисков в современных
условиях
Стратегия управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня Правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты риска, в особенности рыночный, кредитный и риск ликвидности, операционный, юридический риски, риски, связанные с репутацией банка и с персоналом. Эта структура включает в себя само Правление в качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они имеют четко определенные обязанности и порядок отчетности.
Ответственность
за повседневное отслеживание риска, оценка
и определение уровня риска возлагаются
на специальное структурное
Информация по рыночным, кредитным рискам и риску ликвидности, поступает в аналитический отдел из каждой отдельно взятой организационной единицы и агрегируется по типу риска. Общая картина масштабов и концентрации риска, которому подвержен банк в конкретный момент времени предоставляется руководству.
После того как кредит выдан, работа по клиенту не прекращается. С одной стороны, Информационным центром анализируется информация о клиенте, которую можно почерпнуть из уже упомянутых информационных источников, а с другой, кредитный работник, отвечающий за возврат выданной ссуды, всегда имеет возможность задать Центру любой конкретный вопрос, который может у него возникнуть в процессе сопровождения кредита, используя специально разработанный бланк запроса. Таким образом, слежение за клиентом осуществляется с двух сторон.
Крупнейшие российские банки не в последнюю очередь обязаны своими успехами тому, что ими вовремя были приняты меры по созданию информационных подразделений, непосредственно обслуживающих все этапы кредитной работы. Стремление банков страны соответствовать мировым стандартам неизбежно заставит их и далее совершенствовать деятельность собственных информационных структур, еще активнее использовать передовые информационные технологии и теснее взаимодействовать с частными специализированными информационными агентствами и государственными органами России.
Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т.д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала.
Отдел кредитования банка может также обратиться к специализированным кредитным агентствам и получить у них отчет о финансовом положении предприятия или физического лица (в случае персональной ссуды). Отчет содержит сведения об истории компании, ее операциях, рынках продукции, филиалах, регулярности оплаты счетов, размерах задолженности и т. д.
Как
уже указывалось выше, с кредитованием
связана значительная часть прибыли
российских банков. Поэтому более
подробно остановимся именно на анализе
и обобщении опыта управления кредитным
риском.
3.2.1.
Внутренняя политика
банка как основа
управления кредитным
рисками
Кредитная политика заключается в необходимости достижения цели роста активов и повышения их качества. При этом предпочтение отдается второму направлению кредитной политики.
Стратегия банка - это способ использования определенных инструментов и методов для реализации политики банка. Кредитная стратегия может заключаться в проведении анализа по следующим основным направлениям:
Закон
возлагает общую
Прежде всего формулируется общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.
Кроме этого в меморандуме дается расшифровка каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:
- приемлемые для банка виды ссуд
-
ссуды, от которых банк
-
предпочтительный круг
-
нежелательные для банка
- география работы банка по кредитованию
- политика в области выдачи кредитов работникам банка
- ограничение размеров ссуд по различным категориям заемщиков
-
политику банка в области
Разработанная
система мероприятий сама по себе
не может принять решение давать кредит
или нет, ее целью является создание твердой
основы для работы банка. А на вопрос о
возможности предоставления кредита частично
можно ответить посте рассмотрения финансового
состояния заемщика.
3.2.2
Анализ кредитоспособности
заемщика
Кредитный процесс состоит из нескольких этапов. На первом из которых осуществляется тщательный анализ кредитных заявок. Очень важный этап кредитного процесса - мониторинг кредитного портфеля, смысл которого заключается в контроле за текущей деятельностью заемщика и выявлении на ранней стадии problem loans, т. е. кредитов, которым грозит несвоевременное погашение.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.
Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.
Например, в состав пакета сопроводительных документов юридического лица, представляемых в банк вместе с заявкой, может входить следующие: