Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 02:53, курсовая работа
Цель исследования – подробное изучение на основании литературных источников миграции рабочей силы в соответствии с текущим законодательством Республики Беларусь.
Методы исследования. В процессе исследования применялись исследования, как анализ, синтез, системность, сравнение, выборка, обследование и др.
Задачи курсовой работы: рассмотреть миграцию рабочей силы: причины, основные миграционные потоки; изучить социально-экономические последствия миграции рабочей силы; рассмотреть Республику Беларусь в системе международных миграционных потоков.
Введение
1 Миграция рабочей силы: причины, основные миграционные потоки
2 Социально-экономические последствия миграции рабочей силы. Влияние миграции на основные макроэкономические показатели
3 Республика Беларусь в системе международных миграционных потоков
Заключение
Список литературы
Изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ. Основной источник финансирования таких программ — государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия и на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегалов). В то же время его возможности в Республике Беларусь ограничены.
К
примеру, мощным фактором возврата на
родину белорусских ученых и высококвалифицированных
специалистов в области высоких
технологий могло бы быть повышение
уровня зарплаты, социального престижа
высококвалифицированных
Также и в сфере экспорта белорусской рабочей силы государство лишь ограничивается регламентацией деятельности трудовых мигрантов, выдавая частным фирмам, занимающимся трудоустройством за границей лицензии на 5 лет и контролем за заключением мигрантами с работодателями контрактов, в которых оговариваются условия оплаты, жилья, сверхурочные работы, социальное страхование на случай болезни и пр. В материальном же плане оно мало чем может помочь белорусским эмигрантам.
Ограниченность государственных финансовых ресурсов диктует необходимость, с одной стороны, создания соответствующих условий по использованию на родине накопленных за границей денежных средств мигрантов для открытия собственного дела в рамках самозанятости малого и среднего бизнеса, с другой — усиления взаимодействия с международными организациями. В настоящее время отмечается определенная динамика в развитии сотрудничества с представительством MOM в Республике Беларусь. В мае 1999 г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Международной организацией по миграции. Соглашение предусматривает осуществление деятельности MOM в Республике Беларусь в соответствии с решением руководящих органов Организации и с учетом имеющихся в ее распоряжении средств по выполнению следующих миграционных программ: укрепление потенциала национальных структур в сфере миграции; оказание консультативных услуг; техническое сотрудничество по миграционным вопросам; информирование по вопросам миграции; оказание помощи в миграции гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам, лицам, нуждающимся в подобной помощи, а также в возвращении квалифицированной рабочей силы и в выборочной миграции.
Вступление Республики Беларусь в MOM придало бы новый импульс взаимоотношениям обеих сторон, способствовало бы успешной реализации Соглашения о сотрудничестве, а также целевых программ в области миграции [16].
Для
более успешного продвижения
белорусской рабочей силы на международный
рынок труда, сбалансированности экспортно-импортных
потоков экономической миграции
населения ведется работа по активизации
усилий белорусских загранучреждений
в изучении конъюнктуры рынка
труда стран аккредитации, поиске
партнеров по экспорту излишков рабочей
силы из Беларуси. Решение этих задач
настоятельно требует учреждения в
ряде дипломатических
Департаментом по миграции проводится целенаправленная работа по защите внутреннего рынка труда и государственному регулированию использования в стране труда иностранцев. В этих целях в соответствии с Государственной миграционной программой Республики Беларусь ежегодно проводятся республиканские проверки законности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
В последние годы осуществлен ряд мер по усилению контроля за незаконно работающими иностранцами, прибывшими из республик бывшего СССР. Постановлением Совета Министров от 14 февраля 2000 г. № 198 "Об освобождении отдельных организаций от платы за выдачу специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы" в Брестской области был урегулирован статус граждан Украины из приграничных Волынской и Ровенской областей, работавших на предприятиях г. Бреста на постоянной основе более 10 лет. В соответствии с требованиями Закона "Об иммиграции" по предложению Министерства труда правительством принято постановление о легализации положения на территории страны граждан государств — участников СНГ, въехавших в разные годы на территорию Республики Беларусь и принятых на работу субъектами хозяйствования сельскохозяйственной отрасли в силу нехватки кадров. В настоящее время упорядочен правовой статус свыше 3 тыс. таких граждан [19].
Таким
образом, проблемы внешней трудовой
миграции решаются Республикой Беларусь
в строгом соответствии с национальным
законодательством, концепцией государственной
миграционной политики, международными
документами.
Заключение
Миграция
населения остается одной из основных
проблем каждого государства, выражаясь
в различной форме. Главной причиной
миграции населения является плохое
экономическое положение
В данной работе были рассмотрены вопросы, актуальные для каждого человека, не зависимо от того, в какой стране он проживает. Проблемы миграции населения в современном мире остаются открытыми на сегодняшний день и требуют постоянного изучения, обсуждения и не только на уровне правительства, но и студентами – будущими управленцами, и другими группами людей.
Как бы правительство не боролось с этой проблемой, она все равно останется, и будет развиваться год от года.
В
данной работе мы можем увидеть, что
существует ряд проблем миграции
населения в современном мире,
которые являются результатом тех
или иных процессов, протекавших
много столетий назад, и процессов,
взявших свое начало в наше время,
имеющие различную природу
Список
литературы
1
Международные экономические
2
Экономическая теория
3
Семенов, К.А. Международные
5
Авдокушин, Е.Ф. Международные
экономические отношения:
6 Экономика и рынок труда: Учеб. пособие / А.С. Головачев, Н.С. Березиина, Н.И. Бокун, Л.И. Леутина; Под общ. ред. А.С. Головачева. – Мн.: Выш. шк., 1994. – 245с.
7 Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: Экоперспектива, 2009. - 637с.
8 Международные экономические отношения. Интеграция. Учебное пособие /Под ред. Щербанина Ю.А.-М.:Юнити, 2008.- 243 с.
9 Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2008. – 544с.
10 Шахотько, Л. Миграционные процессы в Республики Беларусь.// Белорусский журнал международного права и международных отношений 2009 - №5 – c. 18-29.
11 Цапенко, И. Социально-политические последствия международной миграции населения. МЭ и МО, 2009 - №3 – с.52-63
12 Тарлецкая, Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие. МЭ и МО, 2008 - №7 – с.140-145.
13 http://www.minfin.gov.by (Сайт Министерства Финансов)
14
Основные направления
15
Молодикова, И. Основные этапы
и методы регулирования
16
Миграция рабочей силы [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: www.revolution.
17
Дадалко, В.А. Мировая
18
Масленкова, Е. В. Тенденции трудовой
миграции в Республике Беларусь
// Елена Владимировна Масленкова
// Весник Беларускага
19
Снaпкoycкi, Ул. Беларуская палiтычная эмiграцыя
(1945-2009 гг.) // Полымя. 2009. - c. 213-215.