Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 02:53, курсовая работа
Цель исследования – подробное изучение на основании литературных источников миграции рабочей силы в соответствии с текущим законодательством Республики Беларусь.
Методы исследования. В процессе исследования применялись исследования, как анализ, синтез, системность, сравнение, выборка, обследование и др.
Задачи курсовой работы: рассмотреть миграцию рабочей силы: причины, основные миграционные потоки; изучить социально-экономические последствия миграции рабочей силы; рассмотреть Республику Беларусь в системе международных миграционных потоков.
Введение
1 Миграция рабочей силы: причины, основные миграционные потоки
2 Социально-экономические последствия миграции рабочей силы. Влияние миграции на основные макроэкономические показатели
3 Республика Беларусь в системе международных миграционных потоков
Заключение
Список литературы
Позитивным моментом является также возможность смягчения напряженности на рынке труда республики, хотя в настоящее время вклад внешней трудовой миграции в решение проблем, связанных с рынком рабочей силы, носит пока ограниченный характер [15, c. 48].
Отток кадров из научно-технической сферы и падение престижности научной деятельности имеют в своей основе, прежде всего, экономические причины:
Но всё же, основные потери кадров науки происходят за счет внутренней миграции. Доля ежегодной научной эмиграции составляет около 2,5 % от общего оттока кадров из НИИ и вузов. Эти потери представителей научной и технологической элиты наносят невосполнимый урон экономическому развитию страны (потеря средств, инвестированных в подготовку специалистов, и возможности получения прибыли от этих затрат; ослабление общего интеллектуального потенциала страны; несанкционированный вывоз за рубеж результатов научно-технических разработок и "ноу-хау").
Как считают эксперты, представители интеллектуальной элиты составляют около 5 % от общего потока эмигрантов с высшим образованием. При существующих в настоящее время в республике темпах эмиграции это около 100 человек ежегодно. При этом убытки, оцененные по методике ООН, составляют около 30 млн. дол. США [10, c. 28].
По результатам исследования, предпринятого в октябре 2008 г. Администрацией Президента Республики Беларусь, за последние пять лет из страны уехали 315 научных и научно-педагогических работников (в том числе и для работы по срочным контрактам). Темпы интеллектуальной миграции, таким образом, сохраняются, хотя, по данным исследований Института социологии НАН Беларуси, миграционный потенциал наших научных учреждений год от года падает ("кто хотел уехать – уехал"). В связи с этим можно ожидать, что научная эмиграция будет молодеть. Отток будет идти за счет молодых перспективных исследователей, лучших выпускников вузов. Западные университеты и научные центры сегодня проявляют к молодым ученым особый интерес. Это в особенности касается физиков, математиков, программистов, радиотехников и других специалистов естественно-научного и технического профиля. Под угрозу ставится будущее нашей науки и экономики; возникает опасность превращения наших элитных вузов в бесплатную кузницу кадров для зарубежных стран и фирм (в первую очередь, США, Израиля и Германии).
Наиболее распространенной формой интеллектуальной миграции в настоящее время является временная работа по контрактам и грантам, стажировки. В 2006 г. только из институтов НАН Беларуси работали по контрактам за границей более 6 % научных работников. Как правило, это наиболее активные и перспективные сотрудники [15, c. 64].
Нет
сомнения, что временная работа и
обучение научных кадров и студентов
за рубежом способствуют вхождению
наших ученых в мировое технологическое
пространство, позволяют подготовить
высококвалифицированные
Результаты
опросов свидетельствуют о
Таким образом, эмиграция научных работников и ее темпы представляют реальную угрозу для экономики, интеллектуального потенциала страны и ее будущего. До настоящего времени правительство и органы государственного управления уделяли этому процессу недостаточно внимания. В научных учреждениях, вузах, министерствах и ведомствах полная информация о работающих за границей ученых отсутствует.
В
связи с этим необходима четкая политика
государства, направленная на регулирование
интеллектуальной миграции. Имеются
два главных фактора эмиграции
ученых и длительного выезда на работу
по контрактам: заметная разница в уровне
жизни и в условиях профессиональной деятельности.
Экономическая ситуация в Беларуси не
позволит в ближайшем будущем существенно
повлиять на эти факторы. Прямое административно-
Согласно опросам, наиболее привлекательным направлением трудовой миграции для населения республики являются страны Западной Европы: 73 % избрали именно это направление желаемой трудовой миграции. На первом месте из этих стран стоит Германия – 51 % респондентов назвали ее как страну желаемой трудовой миграции. Далее идут Франция (9,5 %), Швеция (8 %), Великобритания (2,3 %). На втором месте по масштабу потенциального миграционного потока занимают страны Северной Америки. США, как страну предполагаемой трудовой миграции, выбрали 28,2 % опрошенных, Канаду – 18,6 %. Страны Восточной Европы не пользуются у населения столь значительным вниманием, как страны Западной Европы. Однако доля респондентов, желающих поехать на работу в эти страны, все же довольно весома – 41 %. Из этой группы стран выделяются Польша (22,7 %), Чехия (14,8 %). Далее следуют Словакия (1,2 %), Болгария (0,8 %). Несмотря на то, что страны СНГ и Балтии, по данным государственной статистики по международной трудовой миграции, в 2008 г. занимали лидирующее положение среди стран-реципиентов, принимающих легальных белорусских трудящихся-мигрантов, количество желающих работать в этих странах значительно уступает числу тех, кто хочет работать в странах Западной Европы и Америки. Всего 36,0 % респондентов изъявили желание работать в этих странах: в России – 26,8 %, в Украине – 2,9 %, странах Прибалтики – 1,4 %.
Работа в странах Западной Европы больше всего привлекает молодежь (80 %) [17].
Структура мотивов внешней трудовой миграции определяется прежде всего тяжелым материальным положением, в котором оказалось в настоящее время большинство населения республики. Основной мотив трудовой миграции для абсолютного большинства опрошенных – заработать деньги и тем самым улучшить свое материальное положение. Отрыв этого мотива от других столь значителен, что дает все основания говорить о резком падении жизненного уровня всех слоев населения.
На второе место в структуре мотивов трудовой миграции респонденты поставили нематериальный мотив – пожить в цивилизованной стране (41,1 % опрошенных). Желание увидеть другой мир воочию, испытать себя в этом мире – это, в конечном счете, другая сторона медали одного и того же состояния, а именно: отражение бедственного профессионального и материального положения, которое испытывают сегодня активные и высококвалифицированные кадры промышленного производства, непроизводственных сфер экономики Беларуси.
На третьем месте среди основных мотивов внешней трудовой миграции стоит опять же материальный интерес – заработать капитал для своего дела (бизнеса). Его определили как значимый 25,7 % опрошенных. Среди социальных групп в этом отношении выделяется учащаяся молодежь, прежде всего студенты. Отчасти в этом можно усмотреть влияние на молодежь реалий настоящего времени, процессов становления рыночной идеологии и новых социальных ориентаций. Однако, на наш взгляд, возможность заработать за границей достаточно большие деньги (стартовый капитал для открытия своего дела) ничтожно мала, и больше похожа на иллюзии, которые свойственны молодежи. Об этом говорит тот факт, что только 26,7 % респондентов-предпринимателей, которые как никто другой представляют, что такое "стартовый капитал" для открытия своего дела в бизнесе, отметили этот мотив как значимый. Более реальным мотивом внешней трудовой миграции для 46,7 % респондентов-предпринимателей оказался мотив, связанный с их профессиональными интересами: установление деловых контактов с зарубежными партнерами. Этот мотив в группе респондентов-предпринимателей занял второе место и оттеснил вместе с мотивом "заработать капитал для своего дела" мотив "пожить в цивилизованной стране" на четвертое место.
Среди основных мотивов желания поработать за границей мотив повышения своего профессионального уровня отметили как значимый 24,5 % опрошенных. Наибольшая доля респондентов, указавших на это, относится к ИТР – 35,1 %, а также к служащим – 34,4 %. Однако этот мотив можно отнести больше к желаемым, чем реально осуществимым. Следует в этой связи отметить, что только 16,3 % рабочих полагают, что работа за границей даст им возможность повысить профессиональный уровень. Данные графически представлены на рисунке 1.
Рис.
1. Мотивы желания
работать за границей
Как известно, выезд за границу для работы по контракту (или нелегально) всегда влечет за собой установление профессиональных контактов, связей и приобретение опыта проживания за рубежом. Опрос показал, что доля респондентов, имеющих этот мотив трудовой миграции, незначительна – 13,4 %. Наиболее полно он представлен у ИТР и служащих (19,3 % и 18,8 %), менее всего – у учащейся молодежи и студентов (9,9 %) и у рабочих (8,5 %) [16].
Как показал опрос, всего 18,1 % респондентов, имеющих желание поработать за границей, определили непреложным условием контракта работу только по специальности. Причем наиболее ярко это желание проявляется у служащих (25,8 %) и рабочих (22,8 %). У респондентов, занимающих должности ИТР, это условие найма для работы за рубежом выражено в значительно меньшей степени. Только 12,5 % из них ставят такое условие. В определенной степени это весьма неожиданный результат опроса. ИТР, как известно, люди с высшим образованием, с развитой самооценкой и высокой квалификацией. Такое снижение социально-профессиональных притязаний может говорить, во-первых, о том, что они более реалистично представляют себе ситуацию на рынке труда в западных странах и понимают, что при таких условиях им никогда не удастся найти работу по специальности за границей. Во-вторых, материальное положение их семей таково, что им приходится забыть о своих высоких социально-профессиональных притязаниях и соглашаться на любую работу, лишь бы она была высокооплачиваемой. Так, вероятно, и происходит: 46,4 % опрошенных ИТР согласны на любую высокооплачиваемую работу, а 10,7 % – вообще согласны на работу при любых условиях. Интересно отметить в этой связи, что наименьший процент респондентов, ставящих непременным условием выезда за границу работу по специальности, был выявлен у предпринимателей – 6,7 %. У них же и самая высокая доля (63,3 %) согласных на любую, но высокооплачиваемую работу. Вместе с тем, только 3,3 % предпринимателей выразили согласие на любую работу без каких-либо условий [10, c. 29].
В
современных социально-
Позитивным моментом является также возможность смягчения напряженности на рынке труда республики, хотя в настоящее время вклад внешней трудовой миграции в решение проблем, связанных с рынком рабочей силы, носит пока ограниченный характер.
Рассмотрим государственное регулирование миграционных процессов.
Государственная миграционная политика-это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из неё.
Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, включая выбор регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта.
Привлечение
иностранной рабочей силы в Республику
Беларусь осуществляется с учетом экономической
целесообразности, в интересах защиты
внутреннего рынка труда и
обеспечения приоритетного
Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий). Беларусь также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах [18].