Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 07:56, курсовая работа
Кредитные операции – самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.
Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и т.д.
Кредитование населения с каждым годом должно получать наибольшее распространение и развитие в сфере предоставляемых банком услуг.
Введение 3
1.Теория формирования и развития процессов кредитования физических лиц 4
1.1 История становления и развития кредитования физических лиц 4
1.2 Сущность и функции кредита 8
1.3 Принципы кредитования 12
1.4 Классификация банковских кредитов физическим лицам и их роль в экономическом развитии России 16
1.5 Порядок предоставления кредита. 19
1.6 Порядок погашения кредита и уплаты процентов. 23
2.Современная практика кредитования коммерческими банками физических лиц в России. 28
2.1 Анализ портфеля кредитов физическим лицам в российских коммерческих банках 28
3. Заключение. 35
4.Список использованной литературы 40
По сравнению с 2010 годом, когда было выдано автокредитов на сумму 10,1 млрд долларов, прирост должен составить около 69%.
Переход России к рыночной
экономике, преодоление кризиса
и возобновление экономического
роста, повышение эффективности
функционирования экономики, создание
необходимой инфраструктуры невозможно
обеспечить без использования и
дальнейшего развития кредитных
отношений. Кредит - предоставление денег
или товаров в долг, как правило,
с уплатой процентов; стоимостная
экономическая категория, неотъемлемый
элемент товарно-денежных отношений.
Возникновение кредита связано
непосредственно со сферой обмена,
где владельцы товаров
Много веков банковский кредит
физическим лицам развивался слабо.
Это было обусловлено рядом причин,
которые существовали на тот момент
в обществе. Вплоть до Второй мировой
войны коммерческие банки развитых
капиталистических странах
Рынок автокредитования в России динамично развивается, представляя в настоящее время один из наиболее востребованных продуктов банковской розницы.
Проблемы в области кредитования физических лиц, стоящие перед банками на сегодняшний день можно выделить следующие:
6. Высокие ставки. Первой проблемой кредитования в России, можно смело назвать высокие процентные ставки. Ведь именно поэтому большинство граждан, да и обычных предприятий не могут взять кредит и наладить свой бизнес, именно из-за высоких ставок. С другой же стороны величина ставки напрямую зависит от величины инфляции. То есть процентная ставка никак не может быть ниже инфляции, в противном случае банки будут работать себе в убыток.
7. Непрозрачность бизнеса. По мнению самих банкиров, нормальному развитию кредитования физических лиц, в первую очередь мешает непрозрачность российского малого бизнеса. Например, получить кредит для нужд малого бизнеса очень сложно предприятиям, которые проработали на рынке менее года и у которых бухгалтерия работает по упрощенной схеме.
8. Отсутствие у банков долгосрочных ресурсов. В этом также видится достаточно серьезная проблема кредитования. Ведь отсутствие у коммерческих банков долгосрочных ресурсов не позволяет последним создавать привлекательные программы кредитования для заемщика.
9. Проблема невозврата кредитов. К счастью на данный момент эта проблема не стоит уж очень остро в нашей стране, это скорее проблема “в перспективе”. Примечательно, что данная проблема может стать серьезной в развитых странах, где процент потребительских кредитов по отношению к ВВП составляет до 45%.
10. Нецелевое использование кредита. Данная проблема заключается в том, что банк, выдавая кредит, рассчитывает определенные риски, связанные с возвратом денег. Однако, как правило, происходит ситуация, когда кредит расходуется не на те цели, которые изначально были заявлены. Таким образом, расчеты банка оказываются несколько не корректными.
Пути решения проблем кредитования физических лиц включают:
1. Для развития рынка
ипотечного кредитования и
2. Для развития рынка образовательного кредитования необходима гарантия возврата кредита государством, позволяющая ему взять значительную часть рисков на себя.
3. В условиях конкуренции
выиграет тот, кто
4. Банкам необходимо взять на
вооружение передовые
- консолидированную информацию
о клиентах, представленную в
унифицированном виде. Информация
должна периодически
- достоверный способ
- модель классификации
заемщиков должна иметь
- модель классификации
должна периодически
Все это становится более актуальным в виду будущего бурного роста рынка потребительского кредитования и будущей конкуренции. Росту рынка будут способствовать ряд факторов, в числе которых продолжающийся рост экономики страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появление на рынке новых игроков и новых кредитных продуктов. Еще одним перспективным и важным направлением в конкурентной борьбе, является улучшение сервисных функций банков, то есть предоставление продуктов и услуг с использованием высокотехнологичных инструментов: интернет-банкинг, мобильный банк, киоски самообслуживания, банкоматы. Банки будут бороться за качественного заемщика, поэтому в 2008 году начали распространяться программы лояльности для повторно обратившихся клиентов с положительной кредитной историей. Таким клиентам банк может пойти навстречу и предложить более низкую процентную ставку по кредиту или сократить объем представляемых документов.
10. Горчаков, А. А. Тенденции
развития кредитного рынка