- целесообразностью
и законностью хозяйственных
операций организации
Направления
внутреннего контроля:
1) проверка систем контроля в целях выработки
политики компании в рамках законодательства;
2) оценка экономичности и эффективности
операций компании;
3) проверка уровня достижений программных
целей;
4) подтверждение точности информации,
используемой руководством при принятии
решений.
Вариант 3
1. Какие
организационные формы внешнего контроля
Вы знаете?
По
организационным формам внешний
финансовый контроль подразделяется на
государственный (вневедомственный), ведомственный
и аудиторский. Государственный контроль
осуществляется государственными и административными
органами контроля.
Ведомственный контроль проводится министерствами,
комитетами и другими органами государственного
управления за деятельностью подведомственных
им предприятий, организаций и учреждений.
Такой контроль осуществляется путем
проведения ревизий и тематических
проверок в подведомственных предприятиях
и организациях.
Аудиторский контроль осуществляется
за деятельностью предприятий независимыми
специализированными аудиторскими
фирмами или частными лицами, имеющими
лицензию на проведение контроля. Его
цель состоит в том, чтобы проверить
достоверность финансовой отчетности
и бухгалтерского баланса, установить
соблюдение действующего порядка финансовых
и хозяйственных операций, правильность
их отражения в аудите.
2. Назовите основные задачи внешнего
финансового контроля.
Внешний контроль предприятия проводят государственные
контрольные организации, общественные
и аудиторские фирмы. Цель внешнего контроля
- подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности
для пользователей бухгалтерской (финансовой)
отчетности организации. Цель внутреннего контроля
- обеспечение соблюдения всеми сотрудниками
предприятия своих должностных обязанностей
в соответствии с целями организации.
Внешний и внутренний виды контроля объединяются
общей целью, заключающейся в правильном
и своевременном отражении хозяйственных
операций в бухгалтерском учете и отчетности,
законности хозяйственных операций и
их целесообразности для организации
.Внешний независимый контроль основан на
общепринятых нормах - стандартах (правилах)
аудиторской деятельности, которые регулируют
основные принципы, цели, правила проведения,
порядок исследования и сбора аудиторских
доказательств, оформления результатов,
взаимодействия с третьими лицами и руководством
организации. Внутренний контроль организуется
исходя из целей и задач управления организацией.
Государством регламентируются только
основные направления внутреннего контроля
- порядок проведения инвентаризаций,
правила организации документооборота,
рекомендации по организации аналитического
учета, определение должностных обязанностей
управленческого персонала и некоторые
другие. Объектами внешнего контроля являются
разделы и участки бухгалтерского учета
-основные средства, нематериальные активы,
производственные запасы и другие. Объектами
внутреннего контроля являются циклы
деятельности организации: снабжение,
производство, реализация (сбыт). Для целей
внутреннего управленческого контроля
все центры ответственности (затрат, выручки,
прибыли) являются прежде всего и центрами
контроля. При внешнем контроле хозяйственная
деятельность организации воспринимается
как единое целое. При осуществлении внутреннего
контроля основное внимание уделяется
центрам ответственности - структурным
подразделениям (на промышленных предприятиях
- цех, участок, бригада; в организациях
торговли - секция; в научно-исследовательской
организации -отдел и т.д.).
3. В чем заключается государственное
регулирование внешнего контроля?
Вопросы государственного финансового контроля
нашли также отражение в налоговом и валютном
законодательстве, Таможенном кодексе
РФ, Положении о Минфине России, ряде других
нормативных правовых документов. Государственный
финансовый контроль в Российской Федерации
включает в себя контроль за исполнением
федерального бюджетов субъектов Российской
Федерации, бюджетов государственных
внебюджетных фондов, организацией денежного
обращения, использованием кредитных
ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых
льгот и преимуществ. Контролируются,
хотя еще в недостаточной степени, финансовые
результаты, получаемые от использования
государственного имущества, деятельность
кредитных учреждений и организаций по
привлечению и использованию средств
юридических и физических лиц. Государственный
финансовый контроль осуществляется как
в масштабе Российской Федерации, так и в каждом
субъекте Российской Федерации. На уровне
местного самоуправления осуществляется
муниципальный финансовый контроль. Органами
государственного финансового контроля
в Российской Федерации являются:
-Счетная палата Российской Федерации;
-Контрольные и финансовые органы исполнительной власти
(Департамент государственного финансового
контроля и аудита Минфина России и контрольно-ревизионные
управления Минфина России в субъектах
РФ; Федеральная служба России по валютному
и экспортному контролю). Отдельные функции
государственного финансового контроля
возложены на ФНС России, Федеральное
казначейство России, Государственный
таможенный комитет Российской Федерации
и некоторые другие органы;
-Контрольные органы законодательных
(представительных) органов субъектов
РФ. Органы государственного финансового
контроля строят свою работу на основе
годовых и текущих планов и программ, которые
разрабатываются исходя из необходимости
обеспечения всестороннего системного
контроля за формированием и использованием
государственных средств. При решении стоящих перед ними задач
и осуществлении своих функций органы государственного
финансового контроля имеют право проводить
ревизии и проверки, получать письменные
и устные объяснения от должностных лиц
и граждан при проведении ревизий и проверок,
направлять представления и предписания
по результатам проведенной ревизии или
проверки в федеральные органы государственной
власти, органы власти субъектов Российской
Федерации, а также руководителям других
объектов контроля. В случае выявления нарушений,
за которые предусмотрена уголовная ответственность,
органы государственного финансового
контроля обязаны передать материалы
ревизии или проверки в правоохранительные
органы.
4. В
чем заключаются задачи и функции
контрольно-ревизионных управлений?
Основными задачами Главного контрольно-ревизионного
управления являются:
- организация и осуществление контроля
за выполнением департаментами, комитетами,
управлениями и другими органами исполнительной
власти возложенных на них функций и соблюдением
ими действующего законодательства;
- организация и осуществление контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью
государственных и муниципальных предприятий,
учреждений и организаций, а также предприятий,
имеющих в уставном фонде долю государственной
и муниципальной собственности;
- организация и осуществление контроля
за сохранностью и использованием государственной
и муниципальной собственности, бюджетных
средств любыми хозяйственными субъектами,
соблюдением интересов территорий в договорных
отношениях с любыми юридическими и физическими
лицами.
Контрольно-ревизионное управление имеет право:
-проверять в ревизуемых организациях денежные,
бухгалтерские и другие документы, относящиеся к проверке,
фактическое наличие и правильность использования денежных средств, ценных бумаг и материальных
ценностей;
-запрашивать в установленном порядке у федеральных органов
исполнительной власти,их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
и организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;
-получать от должностных, материально ответственных и других лиц
ревизуемых организаций объяснения,в том числе письменные,по вопросам,
возникающим в ходе ревизий;
-требовать от руководителей ревизуемых организаций обязательного проведения
инвентаризации имущества и обязательств
при выявлении фактов хищения, злоупотребления
или порчи имущества, а при обнаружении
подлогов, подделок и других злоупотреблений
ставить вопрос перед правоохранительными
органами об изъятии документов, подтверждающих
эти факты;
-привлекать в установленном порядке для участия в проведении ревизий
и проверок специалистов других организаций;
-принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями
ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений
финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, а также
давать обязательные указания об устранении этих нарушений,
о возмещении причиненного ущерба и привлечении
к ответственности виновных лиц в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
-направлять в установленном порядке предложения об ограничении, приостановлении, а в необходимых случаях и
прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении нецелевого использования бюджетных средств, а также в случае непредставления ими бухгалтерских и финансовых
документов, связанных с использованием
этих средств;
-вносить по результатам ревизий и проверок предложения о взыскании
в соответствии с законодательством Российской Федерации с организаций
бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению,
и доходов от их использования;
-в случаях выявления нарушения законодательства,фактов хищений
денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений
ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц,
виновных в этих нарушениях,передавать материалы ревизий и проверок
в правоохранительные органы;
-информировать вышестоящие органы ревизуемых организаций о выявленных в ходе ревизий и проверок
нарушениях и ставить вопрос о принятии мер по устранению
этих нарушений и их последствий, а также наказанию виновных
лиц в соответствии с компетенцией этих органов;
-по результатам проверок аудиторов и аудиторских организаций ставить
вопросы перед Министерством финансов Российской Федерации
об аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности.
Вариант 11
1.В какой последовательности и какие
необходимо проводить действия во время
ревизии?
Ответ. Основополагающий подход к
ревизорской проверке заключается
в последовательности и необходимости
проведения следующих действий:
• определение типа, структуры
и особенностей управления предприятием;
• планирование и последующий контроль
проверки;
• определение и оценка учетных
систем;
• определение, оценка, проверка важных
внутренних контрольных структур;
• проведение проверок операций и
учетных записей;
• проверка наличия, названий и величины
денежных сумм, включенных в баланс;
• сверка финансовой отчетности с
учетными записями;
• подтверждение того, что балансовый
счет прибылей и убытков отражает
истинную картину результатов финансово-хозяйственной
деятельности;
• проверка соответствия финансовой
отчетности требованиям законодательства
и нормам учетной практики;
• оценка финансовой отчетности в
целом и составление общего вывода
о том, действительно ли в отчетах
дана объективная и правдивая
информация.
Выделенные руководителем ревизионной
группы ревизоры включаются в состав
инвентаризационной комиссии и контролируют
её работу. Ревизоры принимают меры
к тому, чтобы материально ответственные
лица присутствовали при инвентаризации
вверенных им ценностей, контрольных
обмерах выполненных работ, контрольных
запусках сырья и материалов в
производство, взятие проб и образцов
на исследование, а также при других
аналогичных действиях, направленных
на проверку деятельности материально
ответственных лиц. В ревизионной
работе следует выделить следующие
этапы:
1) подготовительный;
2) проведение ревизии;
3) оформление результатов ревизии;
4) реализация результатов ревизии;
5) контроль над выполнением
решений, принятых по результатам ревизии.
Результат ревизии во многом
зависит от ее подготовки еще до
выезда на объект. Подготовительный этап
ревизии заключается в сборе
информации о ревизуемом субъекте.
На основании собранной информации
определяются задачи ревизии, подготавливается
план проведения ревизии.
Ревизии
проводятся в соответствии с планами
работы контрольно-ревизионных органов
и министерств по мотивированным
постановлениям, требованиям ревизионных
органов. Составлению программы
ревизии и ее проведению должен предшествовать
подготовительный период, в ходе которого
участники ревизии обязаны изучить необходимые
законодательные и другие нормативные
акты, отчетные и статистические данные,
другие имеющиеся материалы, характеризующие
финансово-хозяйственную деятельность.
Проведение
мероприятий по проведению ревизии
представляет собой процесс получения
доказательств для оценки и обоснования
результатов и выводов на основе выполненных,
предусмотренных программой контрольных
процедур (правильность отражения в бухгалтерском
учете оборотов и сальдо по счетам; аналитические
процедуры; оценка системы внутреннего
контроля).
Руководитель
ревизионной группы должен предъявить
руководителю ревизуемой организации
документ, удостоверяющий право проведения
ревизии, ознакомить его с основными
задачами, представить ревизоров, решить
организационно-технические вопросы
проведения ревизии.
Руководитель
ревизуемого объекта знакомит ревизоров
с ответственными работниками объекта,
оказывает содействие в организации
работы ревизоров, предоставлении помещения
ревизионной группе и.т.д.
Ревизоры
на начальной стадии ревизии знакомятся
на месте с организацией и особенностями
производства, условиями работы ревизуемого
объекта, системой бухгалтерского учета,
производят оценку состояния бухгалтерского
учета и системы внутреннего
контроля. Одновременно в соответствии
с программой проверки руководитель
ревизуемого объекта организует
проведение инвентаризации денежных средств
и материальных ценностей. Участки
(объем) инвентаризации устанавливаются
руководителем ревизионной группы.
Выделенные руководителем ревизионной
группы ревизоры включаются в состав
инвентаризационной комиссии и контролируют
ее работу. Ревизоры принимают меры
к тому, чтобы материально ответственные
лица присутствовали при инвентаризации
вверенных им ценностей, контрольных
обмерах выполненных работ, контрольных
запусках сырья и материалов в
производство, взятии проб и образцов
на исследование, а также при других
аналогичных действиях, направленных
на проверку деятельности материально
ответственных лиц.