Консолидированная отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе последовательно рассмотрены общие вопросы, касающиеся понятия консолидированной бухгалтерской отчетности, ее состава и структуры, требований, предъявляемых к ней.

Содержание

Введение
1. Понятие, назначение консолидированной бухгалтерской отчетности, требования, предъявляемые к ней
2. Состав и структура консолидированной отчетности
3. Методы составления консолидированной отчетности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

К У Р С О В А Я-консолидированная отчетность - копия.doc

— 318.00 Кб (Скачать)
  1. исключить балансовую стоимость инвестиций материнской компании в каждую дочернюю компанию и, соответственно, для головной компании в собственном капитале каждой дочерней компании;
  2. скорректировать прибыль группы исходя из суммы чистой прибыли дочерних обществ, причитающейся материнской компании, т.е. за минусом суммы чистой прибыли, приходящейся на долю, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно;
  3. отразить в балансе группы отдельно от обязательств и капитала материнской компании долю в чистых активах сведенных дочерних компаний, не принадлежащую прямо или косвенно материнской компании (доля меньшинства);
  4. исключить любую задолженность по расчетам внутри группы; операции, совершенные внутри группы; нереализованную прибыль и нереализованные убытки от таких операций, за исключением случаев, когда затраты не могут быть возмещены [10,c36].

   Консолидированная отчетность, согласно Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности № 34н как и любой другой вид отчетности должна включать:

  1. бухгалтерский баланс;
  2. отчет о прибылях и убытках;
  3. приложения к ним, в частности отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иные отчеты, предусмотренные нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  4. пояснительные записки;
  5. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

    Если  обратиться к составляющим отчетности согласно МСФО, то можно увидеть, что  она несколько отличается. Кроме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках в нее включаются отчет, показывающий либо все изменения в капитале, либо изменения в капитале, отличные от операций -капитального характера с владельцами и распределения им; отчет о движении денежных средств; учетную политику и пояснительные примечания.

      Для составления консолидированной отчетности по международным стандартам российские компании могут выбрать один из двух вариантов.

      Согласно  первому варианту сначала готовятся отчетности по МСФО для каждой организации группы. Потом эти данные складывается и корректируются для составления консолидированной отчетности.

      По второму варианту сначала складываются показатели российских отчетностей всех компаний. Затем общая российская отчетность группы изменяется в соответствии с МСФО и корректируется в целях консолидации. Выбор того или иного варианта зависит от кадровых и технических возможностей компаний группы компаний. 
        По идее результаты обеих вариантов должны совпадать. Хотя первый вариант и является более дорогостоящим и долгим процессом, однако он дает возможность проанализировать не только консолидированную отчетность группы, но и отчетность каждой компании группы. Второй вариант гораздо легче, т.к. изменение одной отчетности занимает меньше времени, чем изменение нескольких маленьких. Второй вариант проще, поскольку трансформация одной отчетности занимает гораздо меньше времени, чем трансформация нескольких маленьких.

      Получение точной информации от дочерних обществ усложняется и за счет того, что некоторые из них имеют большое количество структурных подразделений, расположенных в разных регионах. Поэтому в случае отсутствия единой системы информации, которая бы позволила получить необходимые данные в единой форме из каждого структурного подразделения, процедура составления консолидированной отчетности усложняется. В случае если учетная политика дочерней фирмы не совпадает с учетной политикой, по которой составляется консолидированная отчетность, осуществляется ее корректировка.

      Составление консолидированной отчетности предусматривает  целый ряд специальных расчетов. Его можно представить в виде многошаговой процедуры.

      К числу наиболее общих шагов формирования консолидированной отчетности относятся:

  1. элиминирование внутригрупповых операций;
  2. расчет гудвилла;
  3. расчет накопленного капитала;
  4. расчет прав меньшинства;
  5. непосредственное формирование отчетов [15c.37].

      Наиболее типичным примером внутригрупповой операции может служить реализация товаров одним из предприятий группы другому предприятию той же группы. Реализация отражается в финансовой отчетности каждого из участников сделки (балансе и отчете о прибылях и убытках), и это адекватно характеризует экономическую сущность отношений между двумя самостоятельными организациями. Но если посмотреть на состояние дел с позиций группы в целом, то суть произошедших событий будет выглядеть совсем иначе. Дело в том, что оба предприятия находятся внутри группы, и поэтому, с точки зрения группы, никакой реализации не было, произошло лишь простое перемещение запасов из одного подразделения в другое. Поэтому все перечисленные выше последствия сделки должны быть исключены из консолидированной финансовой отчетности (но при этом, разумеется, сохраниться в отчетах каждого отдельного предприятия). Эту процедура и называется элиминированием внутригрупповых операций. 
         Элиминированию подлежат все долговые отношения между элементами группы: ведь, с точки зрения «единого предприятия», долг одного подразделения перед другим никак не должен сказываться на требованиях и обязательствах предприятия в целом. Сказанное относится не только к задолженностям, возникшим в результате торговых сделок, но и к кредитным операциям (включая как основную сумму, так и проценты), а также к начисленным дивидендам.(ссылка)

    Гудвилл 
        В общем случае гудвилл – это разница между стоимостью бизнеса в целом и агрегированной величиной его идентифицируемых чистых активов, оцененных по справедливой стоимости. Сущность гудвилла состоит в оценке дополнительного экономического потенциала компании — когда в силу тех или иных причин предприятие способно получить дополнительные экономические выгоды, в дополнение к «обычной» прибыли от использования своих чистых активов. Другими словами гудвилл - это деловая репутация. Выделяют внутренний и покупной гудвилл. Внутренний гудвилл определяется для компаний, которые ни разу не продавались и не продаются. Однако такой гудвилл только оценивается, в отчетность он не включается.  
Покупной гудвилл отражается в консолидированной отчетности и оценивается при продаже компании [15,c37].
 
 

    Накопленный капитал

    В консолидированную отчетность полностью  включается капитал материнской  компании. Что же касается дочерней компании, то было бы неправильно включать его в отчетность целиком. Ведь некоторая его часть, а именно — та, которая существовала в момент приобретения, уже, по сути дела, вошла в консолидированную отчетность — через стоимость чистых активов, на основе которой рассчитывался гудвилл. Поэтому, для избежания двойного счета в консолидированную отчетность включается только та накопленная прибыль, которая сформировалась уже после даты приобретения. 
       
Права меньшинства

    Предположим, что некая материнская компания (МК) владеет 80 процентами голосующих акций  своей дочерней компании (ДК). Допустим, что стоимость некоторых активов МК (например, товарных запасов) составляет 500.000 руб., а стоимость аналогичных активов ДК — 100.000 руб. Вопрос: какая сумма будет фигурировать в строке «Товарные запасы» консолидированной отчетности? 
Напрашивается ответ: 580.000 руб. (стоимость запасов МК, плюс 80% запасов ДК). Такое рассуждение выглядит вполне обоснованным, и все же один аргумент побуждает к тому, чтобы усомниться в его справедливости. Да, действительно, МК владеет ДК на 80%, но эта доля владения дает МК полный (т.е. 100%) контроль над всеми активами и обязательствами ДК, в т.ч. и над товарными запасами. А это означает, что МК, владея консолидированными запасами на 580.000 руб., контролирует консолидированные запасы на 600.000 руб. Или, иначе говоря, МК контролирует некоторое количество запасов, которые ей не принадлежат, и сумма этих запасов составляет 20.000 руб. (20% от суммы запасов ДК). 
           В этом случае уместно вспомнить принцип приоритета содержания над формой. В частности, этот принцип предусматривает приоритет отношений экономического контроля (содержания) над отношениями собственности (формой), и поэтому именно 100.000 руб. запасов должны быть показаны в активе консолидированного балансового отчета. Но при этом «чужая» собственность, контролируемая группой, но принадлежащая миноритарным акционерам ДК (20.000 руб.), также должна найти отражение в балансе: она показывается в пассиве и носит название доли меньшинства. 
Таким образом, доля меньшинства, представленная в пассиве консолидированного балансового отчета, рассчитывается путем умножения стоимости чистых активов дочерней компании на долю владения миноритарных акционеров[15,c.37]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3. Методы составления консолидированной отчетности 

     Консолидирование  обеспечивает элиминирование повторного учета взаимных операций компаний группы.

     Можно выделить этапы консолидирования баланса  в зависимости от наличия или  отсутствия взаимных операций:

  • первичная консолидация связана с приобретением инвестируемого предприятия. Применяется при составлении первой консолидированной отчетности ранее самостоятельных компаний группы;
  • последующая консолидация применяется при составлении консолидированной отчетности группы, которая была организована раньше, но уже выполняющей взаимные операции.

     В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления  первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод  слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.

     В соответствии с методом покупки, на дату приобретения определяется справедливая рыночная цена приобретенных материнской компанией идентифицируемых активов и обязательств. Стоимость таких активов отражается в учете материнской компании по статье «Инвестиции».

     Следует иметь в виду, что покупаются не собственно активы инвестируемой компании, а доля в ее акционерном капитале, эквивалентная нетто-активам по стоимости. Покупка активов, например, недвижимости, земельного участка и т.д. коренным образом отличается от покупки акций или доли в уставном капитале на аналогичную сумму. Покупка активов не влечет за собой необходимость составления консолидированной отчетности, а приобретение более 50% акций с правом голоса потребует консолидации.

     При покупке и установлении контроля достаточно сложно определить дату, на которую необходимо составлять консолидированную  отчетность, поскольку дата приобретения доли в капитале и дата переоценки активов могут быть разными.

     Прибыль приобретаемого предприятия, полученная до даты приобретения, не включается в  консолидированную отчетность.

     Разница между ценой, уплаченной за приобретенные  нетто-активы действующего предприятия, и их справедливой рыночной ценой представляет цену фирмы (гудвилл) или резервный капитал (отрицательный гудвилл, возникающий при покупке по цене, меньшей справедливой рыночной оценки).

     Таким образом, цена фирмы отражает потенциальную доходность дочернего предприятия, не показанную в учете, а также стоимость неидентифицируемых активов и качественных показателей. Цена фирмы отражается в консолидированном балансе по статье «Нематериальные активы», которая подлежит амортизации в течение срока ее ожидаемой будущей доходности.

     Если  приобретается компания, уже обладающая репутацией, связями, налаженным и прибыльным производством, пользующейся спросом  продукцией и хорошо организованной системой сбыта, то цена ее приобретения будет отличаться не только от балансовой стоимости (carring value) нетто-активов, но и от справедливой рыночной цены (fair value) идентифицируемых активов.

     Справедливая  рыночная цена в разных ситуациях  может быть различной. В одних  случаях — это стоимость активов  и обязательств по сделкам информированных и заинтересованных сторон, не принимающих участия в конкретной операции по приобретению. В других — наименьшая стоимость замещения (lower of replacement cost), применяемая если активы действительно подлежат замещению. Это может быть и стоимость нетто-реализа-ции (net realizable value), если активы подлежат продаже [11,c.37].

     Следует отметить, что справедливую рыночную цену определяют дифференцированно  по видам имущества. При этом могут  быть использованы справочные цены на машины и оборудование, цены соответствующих рынков, дисконтированная стоимость долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности, текущая стоимость воспроизводства земельных участков и незавершенного производства, скорректированная стоимость приобретения материально-производственных запасов и долгосрочных контрактов.

     Таким образом, цена фирмы — это разница  между суммой, уплаченной за действующее  предприятие, и справедливой рыночной ценой приобретаемых идентифицируемых активов.

     При приобретении может возникнуть отрицательный гудвилл, если стоимость приобретения (инвестиции) меньше справедливой рыночной цены. Такое явление типично при недооцененных активах молодых или убыточных компаний, находящихся на грани банкротства фирм. Отрицательная цена фирмы, возникающая при консолидации, показывается как резервный капитал, возникающий при консолидации.

     Резервный капитал определяется как цена покупки  минус справедливая цена приобретенных  активов. Резервный капитал характеризует  ожидаемые будущие доходы или  выгоду от сделки при покупке предприятия по более низкой цене. Он пропорционально списывается. Несписанный остаток рассматривается как прибыль.

Информация о работе Консолидированная отчетность