Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа
Рынок банковских услуг является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих современной рыночной экономики. Поэтому сегодня растет интерес к различным аспектам деятельности банковских систем. Банки постепенно превратились в основных посредников в перераспределении капиталов, в обеспечении процесса диверсификации хозяйственной деятельности, они в то же время являются носителями важной экономической и финансовой информации. Условия возрастающей конкурентности в финансовой сфере и коммерциализации деятельности диктуют необходимость реорганизации структур, разработки гибких рыночных стратегий, проведения сегментации рынка банковских услуг, развития новых операций и методов обслуживания.
Введение. 3
1. Сущность, функции и роль
системы коммерческих банков. 5
1.1. Понятие о коммерческих банках. 5
1.2. Операции коммерческих банков. 7
1.3. Функции и роль коммерческих банков. 9
2. Тенденции развития системы коммерческих банков
в современных условиях РФ. 13
2.1. Система коммерческих банков России. 13
2.2. Проблемы развития банковской системы РФ. 16
2.3. Тенденции развития коммерческих банков России. 25
Заключение. 31
Литература. 32
Международный банковский опыт и тенденции развития ряда коммерческих банков России подтверждает особую роль рынка банковских платежных карт в расширении видов и увеличении объемов различного вида услуг, оказываемых банками населению. Именно это объясняет ужесточение межбанковской конкуренции на российском рынке платежных карт и усиление заинтересованности в расширении присутствия на этом рынке таких авторитетных международных организаций, специализирующихся в карточном бизнесе, как VISA и Europay. Проблемы и препятствия на пути развития этого перспективного вида рынка банковских услуг можно проследить на примере банков Санкт-Петербурга.
В связи с тем, что самостоятельная реализация крупномасштабных карточных проектов требует значительных инвестиций, основными конкурентами на рынке банковских карт являются, как правило, крупные универсальные банки. В Санкт-Петербурге к таким банкам относятся: "Северо-Западный банк Сбербанка России", ОАО "Промстройбанк", "Петровский народный банк" и "Балтийский банк". Далее с существенным отрывом идут банк "Санкт-Петербург", Санкт-Петербургские филиалы "Импэксбанка" и "Альфа-Банка", Банк "Менатеп СПб"[8].
Устойчивое развитие рынка платежных карт зависит от разнообразия, качества и ликвидности, предоставляемых с их помощью услуг, развитости соответствующей инфраструктуры и технологий.
Исследования показывают, что неразвитость рынка банковских платежных карт (в настоящее время значительная часть эмиссии платежных карт связана с так называемыми зарплатными проектами) стоит в прямой зависимости от степени согласованности и взаимной заинтересованности (тем более, что требуются и значительные финансовые затраты) как банков, так и многочисленных предприятий и организаций торговли, индустрии развлечений и отдыха, здравоохранения.
Немаловажными являются здесь и необходимость снижения платы за обслуживание платежных карт, расширение внедрения систем скидок и поощрения. Необходимо и окончательное решение (играющее важную стимулирующую роль) об отмене налога с продаж по операциям, осуществляемым населением с использованием банковских карт. Опыт зарубежных банковских ассоциаций показывает, что важную роль в развитии рынка банковских карт играет объединение усилий банков (хотя они и являются конкурентами) в стандартизации банковских технологий и популяризации среди населения этого нового вида банковских услуг, создание условий по противодействию мошенничеству при использовании банковских карт. Именно эти задачи стоят перед коммерческими банками России.
Заключение.
Коммерческие банки играют значительную роль в экономике любой страны. И количество банков не всегда означает качество, как мы уже убедились на примере России. Систематическое выполнение банком своих функций и создает тот фундамент, на котором зиждется стабильность экономики страны в целом. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется командой сотрудников, они переплетаются между собой. Так, банки обладают уникальной способностью создавать средства платежа, которые используются в хозяйстве для организации товарного обращения и расчетов (открытие и ведение чековых и других счетов, служащих основой безналичного оборота). Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков, как организаторов этих расчетов.
Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Но не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции).
Правительство РФ и Банк России, рассмотрев в контексте социально-экономического развития итоги реализации принятой в 2002 г. Стратегии развития банковского сектора РФ, отмечают, что развитие экономики и банковского дела выдвинуло новые задачи. Основная ближайшая задача – создание условий, повышающих эффективность банковского сектора, укрепляющих его функциональную роль в экономике. Важными компонентами для ее решения выступают снижение рисков банковской деятельности, стоимости банковских продуктов и услуг, прежде всего кредитных, для реальной экономики и населения; увеличение сроков и удешевление стоимости привлекаемых банками ресурсов; повышение качества капитала, сокращение издержек кредитных организаций.
Литература.
1. Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
2. Гамза В. Банковская система России: проблемы развития.// ОРЕС RU – экспертный канал. Открытая экономика, 2006.
3. Жарковская Е.П. Банковское дело. – М.: Омега-Л, 2004.
4. Колесникова В.И. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Коммерческие банки. Под ред. Усоскина В.М. М.: "Космополис",1999.
6. Панова Г.С., Анализ финансового состояния коммерческого банка, М., Финансы и статистика, 1998.
7. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
9. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции.
М .:
ИПЦ " Вазар-Ферро",
2004.