Классификация затрат в управленческом учете, принципы и назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является получение знаний о принципах учета и контроля затрат на производство.
Задачи: определить задачи и принципы управленческого учета, выделить классификацию затрат, проследить за тем, как организован учет.

Содержание

Введение 3
1.Экономическая сущность и нормативно – правовая база учета
затрат 5
2.Задачи учета и классификация затрат 15
2.1 Задачи и принципы учета затрат на производство 15
2.2 Классификация затрат на производство 18
3. Организация управленческого учета 22
3.1 Система управленческого учета 22
3.2 Организация учета затрат на производство 26
3.3 Методы учета затрат 30
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

3.2    Организация учета затрат на производство

 

На основе общих правил ведения бухгалтерского учета  организация обеспечивает себя информацией, необходимой для контроля, анализа,  управления, планирования хозяйственной деятельности.

Деятельность организации состоит из процессов: заготовление,  производство, реализация. Необходимо знать содержание каждого из этих процессов, способы управления ими, контроля затраты результатами, сравнение с планом.

Отличительные особенности одной организации от другой является технология ведения процесса производства. Поэтому всю информацию, которая необходима для определения затрат на  производство, для принятия управленческого решения организация формирует самостоятельно. При этом должна быть правильная организация аналитического учета.

Сложность процесса производства, разнообразие затрат требуют использования целой группы производственных счетов.

Общая схема учета затрат на производство представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ и включает следующие этапы.

На первом этапе все фактически произведенные затраты в течение отчетного периода (месяца) на основании первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, начислению износа основных средств и нематериальных активов, по денежным расходам отражаются на производственных счетах:

−                дебет счета 20 «Основное производство» и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. – прямые затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг) основного производства. Счет 20 в целях обеспечения менеджеров достоверной информацией ведут по каждому виду продукции, заказу отдельно, в разрезе статей калькуляции и мест выполнения работ.

−                дебет счета 23 "Вспомогательные производства" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. — прямые затраты вспомогательного производства. Если производство является простым, то все затраты вспомогательного производства рассматриваются как прямые и учитываются по дебету счета 23. К счету 23 открывают аналитические счета по видам  производств, а внутри их-по видам работ, статьям калькуляции.

−                дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. — расходы на обслуживание, организацию структурного подразделения предприятия (цеха, производства, мастерской и т. п.). При цеховой структуре управления, когда используется счет 25  аналитический учет надо  организовать в разрезе каждого цеха по статьям расходов.

−                дебет счета 26 "Общехозяйственные резервы" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. — расходы на общее обслуживание и организацию производства и управление предприятием в целом. Аналитический учет общехозяйственных расходов и других видов расходов ведут по статьям смет расходов, по местам возникновения затрат, центрам ответственности.

−                дебет счета 28 "Брак в производстве" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70 и т. д. — расходы по исправлению брака;

−                дебет счета 97 "Резервы будущих периодов" и кредит счетов 51, 60, 76 и т. д. — расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (оплаченные вперед арендная плата, подписка на периодическую печать и др.);

−                дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов" и кредит счетов 10, 23, 60, 69, 70 и т. д. — расходы, произведенные за счет созданных резервов (на ремонт основных средств, оплату отпусков работников и др.).

На втором этапе затраты распределяются по назначению после окончания отчетного периода, прежде всего, затраты вспомогательного производства. Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, отраженная по дебету счета 23, списывается с кредита счета 23 в дебет счетов 25, 26, 29. Затраты вспомогательного производства между потребителями распределяются в специальном расчете (ведомости) пропорционально количеству отпущенной продукции (объему работ, услуг) на основании данных счетчиков и других измерителей.

Расходы будущих периодов списываются с кредита счета 97 в дебет счетов 25, 26 в доле, относящейся к отчетному периоду.

На третьем этапе распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25 и 26 расходы сначала распределяются между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства пропорционально нормативной их величине. При небольшом удельном весе и стабильности остатков незавершенного производства общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся на остатки незавершенного производства в плановом (сметно-нормализованном) размере. В таком же размере они включаются в себестоимость забракованных изделий.

Затем общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции, работ, услуг. Базой для распределения этих расходов могут использоваться: заработная плата производственных рабочих без доплат по прогрессивно-премиальным системам; затраты на обработку без стоимости материалов, полуфабрикатов и доплат по прогрессивно-премиальным системам; прямые затраты и др. Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляются специальные расчеты (ведомости).

Расходы, учтенные на счетах 25 и 26, списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 20 с кредита счетов 25, 26.

Предприятия могут принять в учетной политике порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 с кредита счета 26.

На четвертом этапе при наличии производственного брака на счете 28 выявляются окончательные потери от брака путем сопоставления себестоимости забракованной продукции и затрат по исправлению брака с суммами стоимости его по цене возможного использования и удержанными с виновников брака возмещений. Окончательные потери от брака списываются с кредита счета 28 в дебет счета 20.

По завершении данного этапа на счете 20 собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период.

На пятом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции. Для расчета фактической себестоимости выпущенной продукции определяется незавершенное производство на конец периода, т.е. затраты на продукцию, не прошедшую всех стадий обработки, испытаний, приемки, не комплектованную.

Стоимость незавершенного производства остается как сальдо на начало следующего месяца на счете 20 "Основное производство" в разрезе каждого изделия. Остальная сумма затрат списывается на выпущенную продукцию:

Дт сч. 43 "Готовая продукция"

Кт сч. 20 "Основное производство".

Для контроля производственных затрат используют гибкие и жесткие сметы. Гибкая смета используется в случае пересчета установленных сметных затрат на фактический объем производства при нормальной работе путем использования коэффициента корректирования.

Жесткая смета корректированию не подлежит. Такая смета устанавливается большинству вспомогательных цехов, занятых обслуживанием основного производства, затраты за небольшим исключением (в случае изготовления продукции на сторону), относятся на себестоимость основных цехов.

Для управления производственными затратами обязательно нужно разрабатывать плановые цены на оказываемые услуги (цена 1т пара, 1000м куб. сжатого воздуха). Тогда основные цеха на свою себестоимость принимают стоимость услуг только по этим ценам. В этом случае центры ответственности является руководство вспомогательного цеха.

На основе первичных документов, фиксирующих отнесение затрат на  производство (требования, лимитно-заборная карта, акты приемки работ, наряды на выполнение работ, расчетно-платежные ведомости) составляют разработочные таблицы распределения материалов, транспортно-заготовительных расходов, возвратных отходов, начисленной  заработной платы. Информация, рассчитанная в этих таблицах, заносится в карточки учета  производства.

Все затраты учитываются в ведомостях 12 и 15, заполняемые на основе разработочных таблиц, а также в журнале-ордере №10.

 

 

3.3 Методы учета затрат

 

На производственных предприятиях учет затрат можно организовать различными методами в зависимости от способа: оценки затрат, характера производственного процесса, полноты включения затрат в себестоимость продукции (рис.1). Все методы используют при принятии управленческих решений.

В зависимости от способа оценки затрат, выделяют методы учета затрат по фактической себестоимости, нормативной и плановой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Схема методов учета затрат

 

В зависимости от способа оценки затрат, выделяют методы учета затрат по фактической себестоимости, нормативной и плановой.

При использовании метода учета затрат по фактической себестоимости величина фактических затрат определяется по формуле:

Зф=Кф*Цф, где

Зф - фактические затраты;

Кф - фактическое количество использованных ресурсов;

Цф - фактическая цена использованных ресурсов.

Фактическая себестоимость определяется продукции путем прибавления (вычитания) к нормативной себестоимости доли отклонений от норм по каждой статье.

Нормативный метод по сравнению с методом учета затрат по фактической себестоимости, долее эффективно решает задачу управления затратами. Основные достоинства метода:

−        возможность контроля над затратами путем сопоставления нормативных калькуляций;

−        возможность контроля затрат путем сопоставления их фактических значений с нормативными;

−        возможность выявления и анализа мест, причин и виновников отклонений фактических затрат от нормативных;

−        возможность принять оперативные меры в процессе производства, а не только в конце отчетного периода.

К недостаткам метода относят увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонениям.

При использовании метода учета затрат по плановой себестоимости за основу берут допустимые затраты на продукцию и единицу изделия, исходя из прогрессивных норм расходов материалов, топлива, энергии и др.

Этот метод учета затрат сохраняет все положительные черты нормативного метода, но по сравнению с ним обладает дополнительным преимуществом: более глубокая обоснованность плановых величин по сравнению с нормативными обеспечивает увеличение точности прогнозов и эффективности контроля.

Нормативный метод учета затрат - система разработки норм и нормативов на используемые в производстве ресурсы; составление на их основе плановых и нормативных калькуляций; отражение фактических затрат с подразделением их на  затраты по нормам и отклонения от них.

Сущность метода состоит в раздельном учете затрат по установленным нормам и отклонений от них. Отклонения учитывают так, чтобы можно было выявить места возникновения, виновных лиц, влияние отклонений на себестоимость продукции.

Задача метода - своевременное предупреждение нерационального расходования всех видов ресурсов, выявление резервов. Нормы производственных затрат - важнейший инструмент управления производством.

При сопоставлении фактических затрат с утвержденными нормативами осуществляется анализ хозяйственной деятельности предприятия, выявляются резервы, пути их использования.

При нормативном методе пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляцией. Контроль за применением установленных в производстве норм при изготовлении продукции осуществляется с помощью строго установленной документации по оформлению затрат по нормам и отклонениям от них.

Особенность нормативного метода считается возможность текущего и предварительного контроля за расходами: по одним документам производится отпуск материалов, сырья, топлива; по другим-отпуск ценностей со склада, начисление заработной платы в случае превышения действующих норм.

Отклонения от норм показывают, как соблюдается технология производства, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда. Отклонения отражают экономию или увеличение затрат.

Нормативный метод учета обеспечивает оперативность и возможность предварительного контроля производственных затрат и фактически удовлетворяет все требования управленческого учета.

Нормативный метод соответствует применяемой на Западе системе «стандарт-кост», которая состоит из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов. Сумма фактических затрат подразделяется на нормы и отклонения от них с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления за этим процессом.

В зависимости от характера производственного процесса учета затрат выделяют попередельный и позаказный методы.

Информация о работе Классификация затрат в управленческом учете, принципы и назначение