Качество продукции и ее конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности 5
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» 16
3. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности 26
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Работа содержит 1 файл

Качество продукции и ее конкурентноспособность - курсовая.doc

— 407.50 Кб (Скачать)

     4. Рентабельность продаж повысилась  до 15 % на ОАО «НТЭАЗ; до 14% на ОАО «ЮАИЗ».

     За  первое полугодие 2009г. на ОАО «НТЭАЗ»  в соответствии с требованиями инновационной  системы менеджмента качества ИСО  серии 9001:2000 была разработана конструкторская документация, проведена сертификация, получено разрешение в органах гостехнадзора, спроектирована, изготовлена и поставлена в эксплуатацию энергетическая ячейка для производства распределительных устройств рудничного назначения. Это позволило увеличить объём продаж комплексных распределительных устройств на ОАО «НТЭАЗ»  в 2,37 раза.

     Общая рентабельность производства в первом полугодии 2009г. по сравнению с планом на ОАО «НТЭАЗ» увеличилась на 5.

     Совокупный  капитал ОАО «НТЭАЗ» увеличился на 2,4 %. В источниках формирования капитала большую долю занимают собственные средства предприятия – 90,4%. Оба предприятие продолжают наращивать собственные оборотные средства. Их доля в оборотных средствах обоих предприятий увеличилась на 2 %. Удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов на конец анализируемого периода составил 68 % на ОАО «НТЭАЗ».

     Структура активов предприятия в первом полугодии 2009г., с точки зрения их ликвидности, значительно улучшилась. Показатель текущей ликвидности (покрытия) на 01.07.2009г. составил 7,7 на ОАО «НТЭАЗ»

     Показатели  финансовой устойчивости по-прежнему выше нормативных значений, то есть предприятия независимы от внешних кредиторов.

     Положительным моментом в хозяйственной деятельности ОАО «НТЭАЗ» по сравнению с  началом года является снижение дебиторской  и кредиторской задолженностей.

     Анализ  результативности инновационной системы  менеджмента качества.

     1. Результаты внутренних проверок.

     Внутренние  проверки на ОАО «НТЭАЗ» проводятся с сентября 2007 года. График проведения внутренних аудитов инновационной  системы менеджмента качества за период с января 2008г. и первое полугодие 2009г. выполнен в полном объёме. За анализируемый период в ходе внутренних аудитов во всех структурных подразделениях проверяли процедуры по управлению документацией и управление записями в соответствии с требованиями инновационной системы менеджмента качества ИСО серии 9001:2000. Кроме этого в сборочном цехе проверялись процедуры: управление производством и обслуживанием, управление несоответствующей продукцией, мониторинг и измерение продукции; в отделе продаж: анализ требований, относящихся к продукции, удовлетворенность потребителей. В ходе внутренних аудитов за анализируемый период выявлено:

     - 18 значительных несоответствий, что  значительно меньше, чем во втором  полугодии 2007г. – 47 значительных  несоответствий;

     - 25 малозначительных несоответствий, число которых также снизилось,  во втором полугодии 2007г. наблюдалось  57 малозначительных несоответствий.

     Проанализировав результаты внутренних аудитов на ОАО  «НТЭАЗ» мною сделаны следующие  выводы:

     - персонал подразделений недостаточно ознакомлен с требованиями регламентирующих документов инновационной системы менеджмента качества. Владельцам процессов нужно обеспечить самостоятельное изучение документов системы менеджмента качества персоналом. Отделу кадров совместно с бюро по управлению качеством разработать программу проверки знаний у персонала;

     - для реализации процессного подхода  на второе полугодие 2009г. запланировать проведение внутренних аудитов процесса жизненного цикла продукции с проверкой всех подразделений, участвующих в проверяемом процессе19.

     2. Информация, полученная по обратной  связи от потребителей.

     по  ОАО «НТЭАЗ»

     всего потребителей, включенных в перечень для опроса -12

     опрошено  потребителей      - 6

     всего признанных претензий (отрицательных  оценок)   -

     всего наград (положительных оценок)      -

     средний балл по вопросам о качестве    - 4,12

     средний балл сравнения с конкурентами   - 1,03

     итого средний балл (с учетом претензий  и наград)   - 5,15

     оценка  по шкале оценки удовлетворенности (4,6-6,0) - «хорошо»

     По  результатам анализа отмечается хороший уровень удовлетворенности  потребителей продукцией ОАО «НТЭАЗ». По сравнению с конкурентами оценка не изменилась. Максимальную оценку получили такие оценки, как «качество» и «надежность».

     Для предприятия необходимо сохранить достигнутый уровень удовлетворенности потребителей.

     Анализ  основных процессов инновационной  системы менеджмента качества проводится владельцами процессов с периодичностью и критериям оценки результативности, установленными Руководством по качеству. Оценка результативности основных процессов системы менеджмента качества проводилась не в полном объеме, так как критерии установлены, но не полностью отработаны методы сбора данных для оценки результативности процессов. 20

     Критерии  результативности системы менеджмента качества ОАО «НТЭАЗ» и их оценка.

     1. Выявление требований к продукции  - оценивается по двум критериям:

     а). Доля продаж постоянным клиентам (процент; один раз в месяц); за первое полугодие 2009г. составляет 50%, за второе полугодие 2008г. – 30%.

     б). Выполнение сроков поставок (среднее  по всем контрактам отклонение от срока (задержки) в днях); за первое полугодие 2009г. составляет 0,5 , за второе полугодие 2008г. – 0,8.

     Владельцем  процесса является бюро по управлению качеством.

     2. Проектирование продукции, где оценивается соблюдение установленных сроков проектирования (среднее отклонение от срока (задержки) в днях); за первое полугодие 2009г. составляет 2,8 , за второе полугодие 2008г. –5.

     3. Разработка техпроцессов, где оценивается:

     а). Соблюдение установленных сроков разработки техпроцессов (среднее отклонение от срока (задержки) в днях); за первое полугодие 2009г. составляет 2,6, за второе полугодие 2008г. – 4,2.

     б). Соблюдение установленных сроков проведения изменений по ВУ, ТИ, КИ (среднее по всем извещениям отклонение от срока (задержки) в днях); за первое полугодие 2009г. составляет 0,5, за второе полугодие 2008г. – 1,0.

     в). Выполнение заявок от структурных подразделений  по обеспечению документацией составляет 100%.

     По  результатам анализа финансово-экономической службы предприятия финансовых изменений, способных оказать существенное влияние на инновационную систему менеджмента качества не предвидится.

     В соответствии с корректирующими  мероприятиями анализа инновационной  системы менеджмента качества за первое полугодие был проведен анализ существующей оценки удовлетворенности персонала, внесены соответствующие изменения и с учетом этих изменений проведен социологический опрос. Проанализировав результаты опроса, мною сделаны следующие выводы:

     - работники предприятий достаточно  хорошо организованы, сознательно  относятся к выполнению порученного задания, а также качественно и ответственно относятся к выполнению своих обязанностей. Удовлетворенность работников сферами труда и быта на предприятии выражается в высокой оценке коллектива, взаимоотношений с непосредственным руководителем.

     - область неудовлетворенности включает  систему оплаты труда, моральную  мотивацию и высокий процент  износа некоторого оборудования.

     Заключение  о результативности инновационной системы менеджмента качества:

     На  ОАО «НТЭАЗ» процессы и система  менеджмента качества в целом  функционируют результативно, соответствуют Политике качества предприятия и позволяют реализовывать поставленные цели. Наряду с этим критерии и методы оценки результативности процессов требуют анализа и корректировки. По всем процессам инновационной системы менеджмента качества имеется определенный потенциал для улучшения.

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

     Проанализировав результаты внутренних аудитов на ОАО  «НТЭАЗ» мною сделаны следующие выводы:

     - персонал подразделений недостаточно  ознакомлен с требованиями регламентирующих документов инновационной системы менеджмента качества.

     По  результатам анализа информации, полученной по обратной связи от потребителей, отмечается хороший уровень удовлетворенности потребителей продукцией ОАО «НТЭАЗ». По сравнению с конкурентами оценка не изменилась. Максимальную оценку получили такие оценки, как «качество» и «надежность». Для предприятия необходимо сохранить достигнутый уровень удовлетворенности потребителей.

     По  результатам анализа основных процессов  в процессе внедрения инновационной системы менеджмента качества отмечается их результативное функционирование.

     На  ОАО «НТЭАЗ» все корректирующие действия, включенные в план развития системы менеджмента качества на первое полугодие 2009г. и корректирующие мероприятия по результатам анализа системы менеджмента качества за шесть месяцев выполнены.

     По  результатам анализа финансово-экономической  службы предприятия финансовых изменений, способных оказать существенное влияние на инновационную систему менеджмента качества не предвидится.

     Процессы  и система менеджмента качества на ОАО «НТЭАЗ» в целом функционируют результативно, соответствуют Политике качества предприятия и позволяют реализовывать поставленные цели. По всем процессам инновационной системы менеджмента качества имеется определенный потенциал для улучшения.

     Для улучшения показателей качества продукции и более результативного  функционирования инновационной системы  менеджмента качества на ОАО «НТЭАЗ» мной предложены  следующие мероприятия:

     - владельцам процессов нужно обеспечить  самостоятельное изучение документов системы менеджмента качества персоналом, путем проведения деловых игр, разъяснения руководителям подразделений содержания документов на совещаниях;

     - руководителям всех уровней необходимо  освоить принципы и правила  системного менеджмента качества;

     - для изменения отношения к  менеджменту качества в позитивную  сторону необходимо усилить горизонтальные  связи;

     - отделу кадров совместно с бюро по управлению качеством разработать программу проверки знаний у персонала;

     - для реализации процессного подхода на второе полугодие 2009г. запланировать проведение внутренних аудитов процесса жизненного цикла продукции с проверкой всех подразделений, участвующих в проверяемом процессе;

     - необходимо преобразование технико-технологической  базы, использование комплексной  механизации и автоматизации  производства и управления;

     - провести обновление всех форм  и методов управления, в том  числе организация труда и производства;

     - создание эффективной мотивационной  системы в работе с персоналом;

     - требуют анализа и корректировки  критерии и методы оценки результативности процессов;

     - необходима замена морально и  физически устаревшего оборудования  на более усовершенствованное оборудование, что позволит повысить качество продукции и снизить затраты на ее производство;

     - необходима компьютеризация многих  структурных подразделений - это  повысит эффективность работы всего персонала, что положительно повлияет на качество, производимой продукции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анализ  финансовой отчетности: учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2008
  2. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2009
  3. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2008
  4. Бариленко В. И. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008
  5. Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2009
  6. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ТК Велби, 2008
  7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007
  8. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ТК Велби, 2007
  9. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник – 2-е изд., доп. И перераб.- М.: Экономика, 2009
  10. Капырин В.В. Системы управления качеством: учебник для студентов вузов/ В.В. Капырин, Г.Д. Коренев.- М., Европ. Центр по качеству., 2008.-323 с.
  11. Менеджмент (Современный Российский менеджмент) учеб. для студ. вузов/ под ред. Ф.М. Русинова.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.-502 с
  12. Матюшин В.А., Крюков И.Э., Шадрин А.Д. Система менеджмента качества как сфера применения информационных технологий // Открытое образование. - 2008. - № 3. - С. 43
  13. Матюшин В., Шадрин А. Менеджмент качества и <электронная система> Билла Гейтса // Стандарты и качество. 2009 № 4
  14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.-498 с.
  15. А.В. Гличёв. Основы управления качеством продукции. Изд-во АМИ, 2008 г.
  16. Качество и стандартизация.- М.: Экономика, 2009 - 168с.
  17. Курганская Н.И. Прогнозирование, планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учебное пособие, Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2008
  18. Паспорт ассортимента качества продукции предприятия, вырабатываемого хлебобулочные изделия.
  19. Полховская Т., Адлер Ю. и др. Система менеджмента качества организации: почему она не дает отдачи? // Стандарты и качество. 2009. № 5
  20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.:  Инфра-М, 2007
  21. Строганов Г. Технологические инструкции по выработке изделий.- М.: Пищевая промышленность, 2009
  22. Чернышева Ю.Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности для студентов вузов. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  23. Шадрин А.Д. Качество и стандартизация в условиях рынка // Стандарты и качество. - 2007. - № 11. - С. 18-23

Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность