Качество продукции и ее конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности 5
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» 16
3. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности 26
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Работа содержит 1 файл

Качество продукции и ее конкурентноспособность - курсовая.doc

— 407.50 Кб (Скачать)

     а) международные стандарты (ИСО);

     б) государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы);

     в) отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО);

     г) стандарты предприятий (СТП) и технические  условия (ТУ).

     Основные  цели, преследуемые компаниями при  введении программ затрат на качество, следующие7:

     1. Определение масштаба проблем  с качеством на языке, доступном для восприятия высшим руководством компаний, - языке денег. В некоторых компаниях необходимость улучшить взаимопонимание высшего и среднего уровней персонала по вопросам качества была так остра, что стала  главной целью проведения исследований в отношении стоимостей плохого качества.

     2. Выявление основных возможностей  снижения затрат. Затраты из-за  плохого качества неоднородны.  Они - сумма отдельных конкретных  сегментов, каждый из которых  прослеживается к какой-либо определенной  причине. Эти сегменты не равны по величине, и только некоторые из них составляют значительную долю в сумме затрат. Главный побочный продукт оценивания затрат на плохое качество - выявление таких жизненно важных сегментов.

     3. Поиск возможностей для уменьшения неудовлетворенности заказчика и связанной с этим угрозы для сбыта товаров. Часть затрат из-за плохого качества - следствие отказов продукции, имеющих место после продажи. Соответственно, эти расходы оплачиваются изготовителем в форме гарантийных начислений, учета рекламаций и т.д. Но независимо от того, оплачиваются ли расходы изготовителем или нет, такие отказы увеличивают стоимость продукции для заказчика из-за простоев и других форм нарушения работоспособности изделий. Анализ затрат изготовителя, дополненный маркетинговым исследованием потерь заказчика из-за плохого качества, позволяет выявить некоторые жизненно важные области высоких затрат. Эти области, в свою очередь, ведут к идентификации проблем с качеством.

     4. Расширение бюджетных и стоимостных  регуляторов. Большинство компаний задействуют финансовые рычаги по структурным подразделениям. В результате бюджет и стоимостные рычаги включают, например, затраты на технический контроль и испытания, поскольку эти расходы приходятся на всеми признаваемый отдел контроля и испытаний. Однако, финансовые регуляторы таких расходов, как расходы из-за лома, переделки, отказов в условиях эксплуатации, не укладывающихся в рамки конкретных отделов, в большинстве компаний отсутствуют. Поэтому одной из целей оценивания затрат на качество становится выявление возможностей для расширения бюджетных и стоимостных регуляторов с тем, чтобы охватить межотдельские расходы на плохое качество.

     5. Стимулирование улучшения качества  путем доведения результатов  до общественности.

     Надлежащим образом спроектированное табло с баллами может служить здоровым стимулом для соревнования (конкуренции) между отделами, заводами и отделениями. Чтобы добиться эффективности, помимо табло, нужна структурированная программа улучшений. Кроме того, при подсчете баллов должны учитываться присущие различным организационным единицам трудности в проведении операций. Иначе сравнение станет источником трений.

     6. Язык денег - это существенно.  Деньги - основной язык высших  уровней руководства. Высшему  руководству нужно представлять информацию, содержащую8:

     - общий объем затрат на качество;

     - их долю в областях вне производства;

     - главные возможности улучшений.

     Без оценок затрат в цифрах общение с  высшим руководством идет вяло и мало эффективно.

     Сейчас  организации планируют затраты на качество. Разработка программы затрат, как правило, начинается с определения статьи расходов на качество в рамках рассмотренной выше классификации. По каждой статье предусматривается ведение отчетности на основе анализа и контроля. Для осуществления разработанной программы необходимы накопление банка данных и обработка их на ЭВМ; представление сведений на все уровни управления организацией; проведение анализа тенденций изменения расходов на качество и установление их оптимального уровня; выявление тех звеньев производства, где необходимо усилить контроль. Должны быть осуществлены анализ эффективности бухгалтерской ревизии затрат на качество, разработка корректирующих мер и анализ их эффективности, а также обязательное информирование потребителя о расходах на качество. По данным американских экспертов, затраты на качество многих фирм достигают 20% от суммы продаж, причем наблюдается их ежегодный рост на 5-7%. Внедрение же эффективной системы управления качеством, работающей по принципу предупреждения, а не обнаружения дефектов, позволяет снизить уровень затрат на качество до 2,5%9.

     Наиболее  важная цифра в изучении затрат на качество - сумма расходов. Сумма  может быть так мала, что не станет предметом управленческого приоритета. Менеджеры решат, что программа снижения таких затрат может подождать, поскольку и без того хватает проблем более высокой приоритетности.

     Однако, чаще встречается ситуация, когда  менеджеры бывают ошеломлены величиной  суммарных затрат. Им и в голову не приходило, что затраты так высоки. Один запоминающийся пример связан с изготовителем авиационных моторов. Когда суммарные затраты на качество стали известны управляющему директору, он мгновенно собрал высшее руководство компании, чтобы обсудить широкий план действий.

     Надо  сказать, что в любой компании уживаются два универсальных языка. Внизу - язык дел и предметов: квадратные метры производственных площадей, календарные графики отгрузок за неделю, уровень забракования и т.п. Язык верхушки - язык денег: продажи, прибыль, налоги, инвестиции. Среднее руководство и технические специалисты обязаны владеть обоими языками, чтобы разговаривать с подчиненными на языке дел, а с руководством - на языке денег.

     Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

     Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры  рынка является одним из важнейших  индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

     Обобщающую  характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим  образом: объем продукции, принятый в расчет делим на базовый объем  производства (реализации) продукции.

     В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

     Увеличение  объема производства (реализации) по одним  видам и сокращение по другим видам  продукции приводит к изменению  ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других — уменьшается.

     Для характеристики интенсивности структурных  преобразований на предприятии можно  использовать коэффициент структурной  активности, который мы предлагаем рассчитывать следующим образом: 

     Кстр.акт = ∑√∆Уді²                   (6) 

     где ∆Уді² — изменение удельного  веса i-гo вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

     Где ∑ имеет диапазон от і=1 до п.

     п — число номенклатурных групп (видов) продукции.

     Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень  данного коэффициента. Это свидетельствует  о том, что администрация предприятия  активно реагирует на изменение  конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

     Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес  более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

     Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. Также результат можно получить и более простым способом - способом процентных разностей. Для этого разность между индексами объема производства продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно - натуральных объемов выпуска (можно в нормо-часах), необходимо умножить на выпуск продукции базового периода в стоимостном выражении (В По)10:

     ∆ВПстр = (Iст - Iн)*ВП0                  (7) 

 

2. Технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» 

     Исследуемое мной предприятие “Нижнетуринский электроаппаратный завод” был создан в январе 1958 года на базе “Нижнетуринского металлургического завода”. В 1992 году “Нижнетуринский электроаппаратный завод” по Государственной программе приватизации был преобразован в акционерное общество открытого типа. Численность работающих в настоящее время – 630 человек.

     Производственно-хозяйственная  деятельность ОАО “Нижнетуринский  электроаппаратный завод”, его права и обязанности регулируются законом о предпринимательской деятельности. Управление ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” осуществляется в соответствии с Уставом.  ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные со своей деятельностью.

     Управление предприятием осуществляется на базе сложившейся организационной структуры. При разработке системы управления было обеспечено эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом учитывалось выполнение следующих условий:

     - решение одних и связанных с ними вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений;

     -все  функции управления должны входить  в обязанности управляющих подразделениями;

     -на  данное подразделение не должно  возлагаться решение вопросов, которые  эффективнее решать в другом.

     Система управления может изменяться во времени  в соответствии с динамикой масштабов и содержанием функций управления.

     В системе управления ОАО «Нижнетуринский  электроаппаратный завод» придерживается принципов, выработанных А. Файолем, большинство из которых сохраняет свою актуальность и сейчас.

     В условиях рыночной экономики главными критериями системы управления предприятия  служат конкурентоспособность и  эффективность. Эти два понятия  неразрывно связаны между собой. От их уровня, от их состояния зависит дееспособность предприятия, его способность выживать и успешно функционировать в современных условиях.

      На  основе баланса ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» за 2007- 2008 года (Приложение 1) выделим основные технико-экономические показатели в таблице 1. Рассчитаем абсолютные и относительные показатели и сделаем соответствующие выводы.

   Таблица 1.

   Оценка  экономической эффективности 

   использования основных средств

Показатели Прошлый год Отчетный год Изменение

(+;-)

Темп роста,

%

1. Выручка от продаж, тыс.руб. 2 293 3 544 +1 251 54
2.Среднегодовая  стоимость основных средств, тыс.  руб. 550 709 +159 29
3. Фондоотдача,  руб. 4,17 5 +0,83  
4. Фондоемкость, руб. 0,24 0,2 -0,04  
5. Фондорентабельность, % 0,31 0,43 +0,12  

Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность