Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:27, курсовая работа
В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности 5
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» 16
3. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности 26
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
а) международные стандарты (ИСО);
б)
государственные и
в) отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО);
г) стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ).
Основные цели, преследуемые компаниями при введении программ затрат на качество, следующие7:
1. Определение масштаба проблем с качеством на языке, доступном для восприятия высшим руководством компаний, - языке денег. В некоторых компаниях необходимость улучшить взаимопонимание высшего и среднего уровней персонала по вопросам качества была так остра, что стала главной целью проведения исследований в отношении стоимостей плохого качества.
2.
Выявление основных
3.
Поиск возможностей для
4.
Расширение бюджетных и
5.
Стимулирование улучшения
Надлежащим образом спроектированное табло с баллами может служить здоровым стимулом для соревнования (конкуренции) между отделами, заводами и отделениями. Чтобы добиться эффективности, помимо табло, нужна структурированная программа улучшений. Кроме того, при подсчете баллов должны учитываться присущие различным организационным единицам трудности в проведении операций. Иначе сравнение станет источником трений.
6. Язык денег - это существенно. Деньги - основной язык высших уровней руководства. Высшему руководству нужно представлять информацию, содержащую8:
-
общий объем затрат на
-
их долю в областях вне
- главные возможности улучшений.
Без оценок затрат в цифрах общение с высшим руководством идет вяло и мало эффективно.
Сейчас организации планируют затраты на качество. Разработка программы затрат, как правило, начинается с определения статьи расходов на качество в рамках рассмотренной выше классификации. По каждой статье предусматривается ведение отчетности на основе анализа и контроля. Для осуществления разработанной программы необходимы накопление банка данных и обработка их на ЭВМ; представление сведений на все уровни управления организацией; проведение анализа тенденций изменения расходов на качество и установление их оптимального уровня; выявление тех звеньев производства, где необходимо усилить контроль. Должны быть осуществлены анализ эффективности бухгалтерской ревизии затрат на качество, разработка корректирующих мер и анализ их эффективности, а также обязательное информирование потребителя о расходах на качество. По данным американских экспертов, затраты на качество многих фирм достигают 20% от суммы продаж, причем наблюдается их ежегодный рост на 5-7%. Внедрение же эффективной системы управления качеством, работающей по принципу предупреждения, а не обнаружения дефектов, позволяет снизить уровень затрат на качество до 2,5%9.
Наиболее
важная цифра в изучении затрат на
качество - сумма расходов. Сумма
может быть так мала, что не станет
предметом управленческого
Однако, чаще встречается ситуация, когда менеджеры бывают ошеломлены величиной суммарных затрат. Им и в голову не приходило, что затраты так высоки. Один запоминающийся пример связан с изготовителем авиационных моторов. Когда суммарные затраты на качество стали известны управляющему директору, он мгновенно собрал высшее руководство компании, чтобы обсудить широкий план действий.
Надо сказать, что в любой компании уживаются два универсальных языка. Внизу - язык дел и предметов: квадратные метры производственных площадей, календарные графики отгрузок за неделю, уровень забракования и т.п. Язык верхушки - язык денег: продажи, прибыль, налоги, инвестиции. Среднее руководство и технические специалисты обязаны владеть обоими языками, чтобы разговаривать с подчиненными на языке дел, а с руководством - на языке денег.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Своевременное
обновление ассортимента продукции (услуг)
с учетом изменения конъюнктуры
рынка является одним из важнейших
индикаторов деловой активности
предприятия и его
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом: объем продукции, принятый в расчет делим на базовый объем производства (реализации) продукции.
В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других — уменьшается.
Для
характеристики интенсивности структурных
преобразований на предприятии можно
использовать коэффициент структурной
активности, который мы предлагаем
рассчитывать следующим образом:
Кстр.акт
= ∑√∆Уді²
(6)
где ∆Уді² — изменение удельного веса i-гo вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;
Где ∑ имеет диапазон от і=1 до п.
п — число номенклатурных групп (видов) продукции.
Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. Также результат можно получить и более простым способом - способом процентных разностей. Для этого разность между индексами объема производства продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно - натуральных объемов выпуска (можно в нормо-часах), необходимо умножить на выпуск продукции базового периода в стоимостном выражении (В По)10:
∆ВПстр
= (Iст - Iн)*ВП0
(7)
2. Технико-экономическая
характеристика предприятия, мероприятия
по повышению качества продукции, проводимые
на предприятии ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный
завод»
Исследуемое мной предприятие “Нижнетуринский электроаппаратный завод” был создан в январе 1958 года на базе “Нижнетуринского металлургического завода”. В 1992 году “Нижнетуринский электроаппаратный завод” по Государственной программе приватизации был преобразован в акционерное общество открытого типа. Численность работающих в настоящее время – 630 человек.
Производственно-
Управление предприятием осуществляется на базе сложившейся организационной структуры. При разработке системы управления было обеспечено эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом учитывалось выполнение следующих условий:
- решение одних и связанных с ними вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений;
-все
функции управления должны
-на
данное подразделение не
Система управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержанием функций управления.
В системе управления ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» придерживается принципов, выработанных А. Файолем, большинство из которых сохраняет свою актуальность и сейчас.
В условиях рыночной экономики главными критериями системы управления предприятия служат конкурентоспособность и эффективность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. От их уровня, от их состояния зависит дееспособность предприятия, его способность выживать и успешно функционировать в современных условиях.
На основе баланса ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» за 2007- 2008 года (Приложение 1) выделим основные технико-экономические показатели в таблице 1. Рассчитаем абсолютные и относительные показатели и сделаем соответствующие выводы.
Таблица 1.
Оценка экономической эффективности
использования основных средств
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Изменение
(+;-) |
Темп роста,
% |
1. Выручка от продаж, тыс.руб. | 2 293 | 3 544 | +1 251 | 54 |
2.Среднегодовая
стоимость основных средств, |
550 | 709 | +159 | 29 |
3. Фондоотдача, руб. | 4,17 | 5 | +0,83 | |
4. Фондоемкость, руб. | 0,24 | 0,2 | -0,04 | |
5. Фондорентабельность, % | 0,31 | 0,43 | +0,12 |
Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность