Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экологического аудита в Республике Казахстан.
В соответствии с целью курсовой работы, определяющей общую структуру изложения, были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие аудита, его значение и место в рыночной экономике;
- рассмотреть нормативно-правовые документы в сфере экологического аудита;
-рассмотреть понятие, сущность а также цели аудита в сфере экологии;
-изучить программы экологического аудита, а также аудиторское заключение в данном виде аудита

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава1 Теоретические основы аудита………………………………...5
Организация и место аудита в рыночной экономике………........6
Сущность, задачи и цели аудита…………………………………..10
Глава2 Экологический аудит…………………………………………..14
2.1 Понятие, значение и цели экологического аудита……………….14
2.2 Нормативно-правовые акты Республики Казахстан
в сфере экологии………………………………………………………..18
2.3 Программа проведения экологического заключения……………21
2.4 Экологическое аудиторское заключение………………………….25
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по аудиту.docx

— 76.12 Кб (Скачать)

     Третьим важным правовым актом регулирующий данный вид аудита является Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2004 года за № 889 «О некоторых вопросах лицензирования и ведения экологической аудиторской деятельности».Данные постановления  основываются в соответствии с Законами Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года "О лицензировании", и от 15 июля 1997 года "Об охране окружающей среды".

      Положение  утверждают порядок  проведения экологического аудита и правила лицензирования экологической аудиторской деятельности.

     Настоящие Правила обязательного государственного лицензирования экологической аудиторской  деятельности разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года "О лицензировании" и от 15 июля 1997 года "Об охране окружающей среды", определяют порядок и условия выдачи юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления экологической аудиторской деятельности.

      Положение о порядке проведения экологического аудита в Республике Казахстан разработано  в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об охране окружающей среды", Указом Президента Республики Казахстан  от 20 сентября 2002 года N 949 "О Концепции  правовой политики Республики Казахстан", Указом Президента от 3 декабря 2003 года N 1241 "Об одобрении Концепция экологической  безопасности Республики Казахстан  на 2004-2015 годы".

      Кроме выше указанных законов и положений  существуют и другие нормативно-правовые акты.

      Президент нашей страны поставил задачу создания к 2010 году основных экологических стандартов устойчивого развития общества. Первым шагом в этом направлении явилось  принятие в январе текущего года Экологического кодекса Республики Казахстан.

     Данный  Экологический кодекс призван решить следующие важнейшие задачи:

-обобщение и систематизация на законодательном уровне  вопросов охраны окружающей среды;

-поднятие статуса экологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямого действия;

-внедрение международных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашей стране.

   Нормативно-правовые акты Республики Казахстан в сфере экологии

     Закон РК «Об охране окружающей среды» от 15.07.1997 г. (с изменениями в соответствии с Законом РК от 11.05.1999 г. №381-1 и Законом РК от 29.11.1999 г. №488-1).

     Закон РК «Об экологической экспертизе» 18.03.1997 г. №85-1 ЗРК (с изменениями в  соответствии с Законом РК от 11.05.1999 г. №381-1).

     Закон РК «Об особо охраняемых природных  территориях» от 15.07.1997 г. №162-1 ЗРК (с  изменениями в соответствии с  Законом РК от 11.05.1997 г. №381-1).

     Закон РК «Об охране, воспроизводстве и  использовании животного мира»  от 21.10.1993 г. (с изменениями в соответствии с Законом РК от 11.05.1999 г. №381-1).

     Лесной  кодекс РК от 23.01.1993 г. (с изменениями  в соответствии с Законом РК от 11.05.1999 г. №381-1).

     Водный  кодекс РК от 31.03.1993 г. (с изменениями  в соответствии с Законом РК от 11.05.1999 г. №381-1).

     Распоряжение  Президента РК «О концепциях общественной и экологической безопасности Республики Казахстан» от 30.04.1996 г. №2967.

Закон РК «Об использовании атомной  энергии» от 14.04.1997 г. №93-1.

     Закон РК «О радиационной безопасности населения» от 23.04.1998 г. №219-1.

     Постановление Правительства РК от 06.09.2001 г. №1154 «Об  утверждении Правил выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды» (с изменениями и дополнениями от 28.10.2004 г. №1104).

     Постановлением  Правительства РК от 23.08.2004 г. №889 утверждены:

     квалификационные  требования к лицензированию экологической  аудиторской деятельности;

     правила лицензирования экологической аудиторской  деятельности;

     правила ведения экологической аудиторской  деятельности.

     2.3 Программа проведения  экологического аудита

     Вопрос  о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно  его проведение аудиторской комиссией  в соответствии со специально разработанной  программой проверки.

     Постановка  конкретных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы аудита. Цели и задачи в целом должны соответствовать  общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по результатам аудита.

     Постановка  конкретных целей и задач аудита зависит от вида аудиторской программы, объекта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой программы аудита является развитие (экологической деятельности, таких как производственный экологический контроль; государственный экологический мониторинг; государственный и общественный экологический контроль; разработка территориальных экологических программ; экологическое образование, просвещение и воспитание и другое.

     Программа проведения экологического аудита разрабатывается  с учетом технического задания заказчика  на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия  или гражданина-предпринимателя  по охране окружающей среды и рациональному  использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

       Разработка "Программы экологического  аудита", которая включает:

        а) сбор исходных данных о  технологических и экологических  аспектах деятельности предприятия  и состоянии окружающей Среды  в пределах промплощадки и  на прилегающей к ней территории. Границы последней определяются  по согласованию с органами  Министерства экологии и биоресурсов  и Министерства здравоохранения  Республики Казахстан;

        б) определение необходимости  проведения научных, изыскательских, исследовательских работ, восполняющих  недостающие данные для оценки  воздействия;

        в) согласование с контролирующими органами

     Эффективность любой программы аудита природоохранной  деятельности, начиная с предварительного определения основных целей и задач, в значительной степени зависит от квалификации привлекаемых специалистов. Внутренний аудит может проводиться и без специалистов со стороны.

     Формирование  группы аудита природоохранной деятельности, как показывает практика, лучше начинать с подбора руководителя - ключевой фигуры любой аудиторской программы. Руководитель группы должен иметь специальную  подготовку в области промышленной экологии, аудирования, оценки воздействия на среду, экологической экспертизы. Необходимая квалификация достигается здесь в первую очередь за счет практического опыта и требует периодической аттестации. Подготовка в области промышленной экологии не является, разумеется, исчерпывающей для проведения аудита по всему спектру экологических проблем промышленного производства. Но именно специалисты по промышленной экологии способны к организации аудиторской деятельности.

Другим  обязательным участником группы экоаудита  становится ответственный председатель заказчика - специалист в области государственного или производственного экологического контроля (например, руководитель или ведущий инженер природоохранной (экологической) службы предприятия, территориальной администрации). Дальнейшее формирование группы и ее численность будут зависеть от определения и конкретизации основных целей и задач программы.

     Этап  планирования программы экологического аудирования можно представить  в виде следующих стадий:

-предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных по основной экологической документации предприятия;

-анализ исходных данных, определение основных объектов аудирования, методик программы и критериев оценок;

-формирование собственно программы аудита.

     Этап  планирования программы должен занимать у аудиторов минимальное количество времени с учетом высокой стоимости аудиторских услуг и временной ограниченности работ непосредственно на производственной площадке.

     Предварительный сбор, обобщение и организация  основных исходных данных по объектам аудирования, и, соответствующая их оценка представляют одну из наиболее важных стадий программы аудита в целом. Как

правило, на каждом аудируемом предприятии накоплен значительный объем данных о воздействии  на окружающую среду, состоянии среды, использовании ресурсов, технологии производства. Практика исследования показала, что зачастую использование этих данных крайне затруднительно из-за разбросанности по разным владельцам, противоречивости, громоздкости, отсутствия обобщения и систематизации, неудобной формы в виде пространных таблиц и описаний. Часто официальная позиция предприятия или территории по конкретным вопросам (например, характеристики отходов и источников воздействия на окружающую среду) бывает неопределенной.

     Учитывая  отмеченное, предварительный сбор и  обобщение исходных данных для оценки фактического воздействия на среду, разработки эффективных рекомендаций по изменению воздействия должны быть формализованы (вплоть до согласования исходных данных заказчиком программы аудирования). Основной задачей здесь является максимально четкое и ясное обозначение официальной (декларируемой) позиции предприятия по рассматриваемым вопросам формирования информационной базы, дальнейшей оценки рекомендации. Как один из методов сбора, обобщения и организации основных исходных данных программы аудита природоохранной деятельности, может использоваться так называемый метод «анкетирования».

     Все случаи отсутствия необходимых данных или их разночтений специально оговариваются и анализируются. Обобщение и систематизация исходных данных дают возможность предварительно оценить степень их достоверности, выявить отсутствие необходимых данных, определить основные объекты и сформулировать приоритетные вопросы программы.

     Для формирования основных исходных данных программ аудита природоохранной деятельности могут использоваться следующие документы:

     -экологические паспорта предприятий;

     -тома ПДВ и ПДС;

     -паспорта водного хозяйства;

     -экологическая статистическая отчетность за несколько лет;

     -справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

     -акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;

     -данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;

     -лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;

     -территориальные экологические программы и планы;

     -производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки об их фактическом выполнении;

     -справки  о потреблении сырья, реагентов,  материалов, объемов производства  готовой продукции;

     -существующие  технологические регламенты по  эксплуатации средоохранных технологий  и оборудования;

     -проекты  строительства основных производств,  систем очистки стоичных вод,  отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;

     -существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы.

      Основной  этап программы аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При  выполнении его проводятся:

     -определение  маршрутов проведения «обзор»  туров по объектам аудирования;

     -ознакомление  с рабочей документацией и интервьюирование персонала;

     -уточнение  и дополнение исходных данных  при работе на лобъектах аудирования.

Информация о работе Экологический аудит