Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение экологического аудита в Республике Казахстан.
В соответствии с целью курсовой работы, определяющей общую структуру изложения, были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие аудита, его значение и место в рыночной экономике;
- рассмотреть нормативно-правовые документы в сфере экологического аудита;
-рассмотреть понятие, сущность а также цели аудита в сфере экологии;
-изучить программы экологического аудита, а также аудиторское заключение в данном виде аудита
Введение…………………………………………………………………3
Глава1 Теоретические основы аудита………………………………...5
Организация и место аудита в рыночной экономике………........6
Сущность, задачи и цели аудита…………………………………..10
Глава2 Экологический аудит…………………………………………..14
2.1 Понятие, значение и цели экологического аудита……………….14
2.2 Нормативно-правовые акты Республики Казахстан
в сфере экологии………………………………………………………..18
2.3 Программа проведения экологического заключения……………21
2.4 Экологическое аудиторское заключение………………………….25
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы…
Одной из важнейших задач аудиторских фирм, как и любого экономического субъекта, является обеспечение рентабельности своей деятельности. Аудиторская работа требует высокой квалификации, большого внимания и профессионализма. Естественно, она должна высоко оплачиваться соответственно статусу профессии. Вместе с тем интересуясь более высокими доходами и большим числом обслуживаемых клиентов, аудиторы не могут позволить себе недобросовестно выбирать клиентов. Поэтому необходим тщательный и деликатный подбор клиентов, чтобы в будущем избежать угрозы репутации аудиторской фирмы.
Задачей
аудиторских фирм является также
и систематическое проведение маркетинговых
исследований в области расширения аудиторских
услуг. В настоящее время в Казахстане,
особенно в крупных городах, стремительно
увеличивается число аудиторских фирм.
В рыночных условиях это нормальное явление,
обуславливающее возрастание конкуренции.
Разнообразие аудиторских услуг ведет
к специализации аудиторов в определенных
сферах деятельности. В Казахстане начал
выделяться аудит в сфере экологии. Значимость
этого вида аудита повышается в последние
годы из-за возрастающей озабоченности
общественности и правительства тем негативным
воздействием, которые промышленные и
другие предприятия оказывают на окружающую
среду.
2. Экологический аудит
2.1 Значение, объекты и цели экологического аудита
Экологический аудит предполагает проверки, которые определяют степень соответствия стандартам радиации и загрязнения окружающей среды.
До середины XX века природа воспринималась как неисчерпанный ресурс, а экологические проблемы, как преодолимые.
Наука долго не замечала существующей проблемы воздействия цивилизации на природу. Первым об этом поставил вопрос В.Н. Вернадский, который доказал, что мощность влияния деятельности человека на биосферу к началу XX столетия стали несопоставимы с геологическими и естественными явлениями. Понадобилось несколько десятелетий, чтобы научная мысль пришла к выводу, что магистральный путь развития цивилизации ведет к гибели природы, а это противоречит законам существования человечества. Столь радикальный вывод, предупреждающий о возможности экологической катастрофы, связан с научным открытием XX века- открытием окружающей среды как объекта исследования.
В начале 70-х годов компании стран Европы и Северной Америки стали привлекать к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, поэтому они начали оценивать соответствие своей деятельности нормам экологического законодательства. По многим признакам такая оценка была аналогична финансовому аудиту и поэтому получила название экологического аудита. В Казахстане экологический аудит также получил свое развитие.
Экологический аудит – это независимая проверка хозяйственной и иной деятельности организаций и граждан с целью соблюдения ими норм и правил охраны окружающей среды, экологических требований, включая правильность составления отчетности по использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Значение экологического аудита является то, что многие производственные компании приносят свой вред окружающей среде. Государство путем экологического аудита контролирует соблюдение норм и правил охраны окружающей среды, экологических требований, включая правильность составление финансовой отчетности. Кроме того, экологический аудит как независимая проверка позволяет многим организациям определение риск возникновения у аудируемого лица убытков вследствие негативного воздействия его деятельности на окружающую среду, выбрать наиболее эффективных и экономически выгодных вариантов снижения негативного воздействия аудируемого лица на окружающую среду, а также получит консультацию по правильности составления финансовой отчетности в данной сфере аудита.
Экологический
аудит может быть обязательным или
инициативным, внутренним или внешним.
Инициативный
экологический аудит - это аудит, проводимый
по воле аудируемого лица.
Обязательный
экологический аудит - это аудит, являющийся
для аудируемого лица принудительным.
Обязательный
экологический аудит проводится в следующих
случаях:
1. Осуществления экологически опасных
видов деятельности;
2. При наличии данных, свидетельствующих
о высокой степени отрицательного влияния
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду и здоровье населения,
требующих незамедлительных мер по их
устранению;
3. Недостаточной полноты и достоверности
данных, характеризующих влияние хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду
и здоровье населения, что затрудняет
осуществление государственного экологического
контроля и организацию природопользования
в регионе и создает конфликтные ситуации;
4. Неоднократных обращений в республиканские,
областные (городские, районные) контролирующие
органы жителей, юридических лиц и экологических
общественных объединений, непосредственно
ощущающих негативное воздействие хозяйственной
и иной деятельности;
5.При приватизации и смене собственника
хозяйствующего субъекта - для определения
возможного наличия ущерба, причиненного
предыдущим собственником;
6.При сертификации продукции, услуг, работ
на соответствие требованиям международных
и государственных стандартов в области
охраны и использования окружающей среды;
7. В других случаях, предусмотренных законодательными
актами РК.
Внутренний
экологический аудит - это аудит, который
проводится по заказу аудируемого лица
в целях использования полученной информации
им самим.
Внешний
экологический аудит - это аудит, который
проводится по заказу аудируемого лица
или иного субъекта, и при этом полученная
информация поступает не только к аудируемому
лицу, но и к другим заинтересованным в
ней лицам.
Экологический
аудит проводится в соответствии
с планом проведения экологического
аудита, который составляется экологическим
аудитором и согласуется с
заказчиком и аудируемым субъектом.
Типовая форма плана проведения
экологического аудита утверждается палатой
экологических аудиторов и
Результатом проведения экологического аудита является в первую очередь экономия финансовых средств за счет более рационального ведения природопользования и соблюдения предписаний экологических требований.
Основными
принципами экологической аудиторской
деятельности являются:
1.Независимость экологической аудиторской
деятельности ;
2.Обязательность учета требований экологической
безопасности и устойчивого развития;
3.Объективность и научная обоснованность
экологического аудиторского заключения;
4.Профессиональная компетентность;
5.Достоверность и полнота информации;
6.Конфиденциальность информации.
Экологический аудит проводится в несколько этапов:
-установление
целей и критериев экологического аудита;
-предварительный анализ документации
проверяемого лица;
-заключение договора на проведение экологического
аудита и создание группы по аудиту;
-проведение экологического аудита;
-вынесение экологического аудиторского
заключения.
Цели экологического аудита является:
1.Определение соответствия деятельности аудируемого лица законодательству Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и иным требованиям;
2.Формирование у аудируемого лица системы охраны окружающей среды, поддержание этой системы в рабочем состоянии или ее сертификация в соответствии с определенными стандартами;
3.Определение риска возникновения у аудируемого лица убытков вследствие негативного воздействия его деятельности на окружающую среду;
4.Выбор наиболее эффективных и экономически выгодных вариантов снижения негативного воздействия аудируемого лица на окружающую среду;
5.Другие цели, связанные с воздействием аудируемого лица на окружающую среду.
Критерии экологического аудита - это требования, на соответствие которым в ходе экологического аудита проводится проверка его объектов.
Критериями экологического аудита могут быть:
1. Экологические и иные требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
2.Нормативные правовые акты центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды;
3.Экологическая
политика аудируемого лица;
4. Иные требования, установленные соглашением
между исполнителем и заказчиком и направленные
на обеспечение охраны окружающей среды.
Объект аудита - определенная экологическая деятельность, событие, условие, система управления окружающей средой и сопутствующая им информация.
В качестве объекта экологического аудита могут выступать предприятия и сооружения, оказывающие воздействие на окружающую среду, проекты планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных объектов, а также проекты освоения территории, в частности:
-
инвестиционные и
-
кредитные соглашения, инвестиционные
подрядные контракты,
- отраслевые и местные хозяйственные и админастративные решения, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов
-
экологически опасные
-
объекты приватизации
Экологический аудит
План экологического аудита должен содержать
- цели
экологического аудита - то есть представление
о его предполагаемых результатах;
- задачи экологического аудита - промежуточные
результаты, которые необходимо получить
для достижения целей аудита;
- вид, характер и последовательность мероприятий
по сбору необходимой информации - встречи
с определенными лицами, посещение организации
аудируемого лица, изучение его документации,
опрос его работников, отбор проб и другие
разумные меры;
- проведение рабочих встреч с заказчиком
и аудируемым лицом;
виды и количество ресурсов, необходимых
для проведения аудита.
Руководитель группы по
аудиту должен распределить обязанности
между членами группы и установить сроки
выполнения каждым из них своих функций.
В ходе экологического аудита
выполняющие его аудиторы применяют и
иные приемы получения информации в уполномоченных
государственных органах - проведение
натурных и лабораторных исследований,
инспектирование производственных объектов,
проведение интервью с работниками аудируемого
лица, опрос граждан, проживающих в сфере
воздействия аудируемого лица, получение
необходимой информации в уполномоченных
государственных органов, проведение
лабораторных исследований.
2.2 Нормативно-правовые акты Республики Казахстан в сфере экологического аудита.
В
настоящее время в западных странах,
так же как и в нашей стране
существует система экологического
контроля. Правительством Республики
Казахстан разработаны проекты
нормативно-правового
Экологический аудит определяется и регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» был принят 15 июля 1997 года. Изменения были внесены в соответствие с Законом РК от 11.05.1999года №381-1, Законом РК от 29.11.1999 года №488-1 и Законом РК от 08.12.04 г. № 1285.
Настоящий
Закон регулирует отношения, возникающие
между государственными органами, юридическими
и физическими лицами в процессе
осуществления экологической
Законодательство Республики Казахстан об экологической аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, закона Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Если
международными договорами, ратифицированными
Республикой Казахстан, установлены
иные правила, чем те, которые содержит
законодательство Республики Казахстан
об экологической аудиторской
Вторым нормативно-правовым актом регулирующий экологический аудит является Закон Республики Казахстан от 18 марта 1997 г. За № 85-1 «Об экологической экспертизе».
Законодательство
Республики Казахстан об экологической
экспертизе основывается на Конституции
Республики Казахстан и состоит из настоящего
Закона, а также иных правовых актов Республики
Казахстан, регулирующих вопросы экологической
экспертизы.
Экологическая экспертиза - определение
соответствия хозяйственной и иной деятельности
нормативам качества окружающей среды
и экологическим требованиям, допустимости
реализации объекта экспертизы в целях
предупреждения возможных отрицательных
воздействий этой деятельности на окружающую
среду и связанных с ними последствий.
Целями экологической экспертизы являются:
1) Предотвращение возможных негативных
последствий реализации планируемой управленческой,
хозяйственной инвестиционной и иной
деятельности на здоровье населения и
окружающую среду;
2) Оценка соответствия экологическим
требованиям планируемой управленческой,
хозяйственной, инвестиционной и иной
деятельности на стадиях, предшествующих
принятию решения об их реализации, а также
в процессе их строительства и реализации;
3) Обеспечение экспертной обстановки
вследствие размещения и развития производительных
сил.