Изучение затрат как основного объекта управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Управление предприятием — сложный и многосторонний про¬цесс, охватывающий все стороны его деятельности.
В экономической литературе, и особенно по бухгалтерскому учету, часто употребляют понятия «затраты на производство», «из¬держки производства», «расходы на производство» (производствен¬ные расходы), подразумевая в них либо одно содержание, либо раз¬ные по составу категории.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 480.23 Кб (Скачать)

В частном  случае ожидаемого роста объемов  производства без расчета их точной величины или темпов затраты подразделяют на: инкрементные и маржинальные. То же можно отнести и к доходам. Инкрементные затраты являются дополнительными и возникают в случаях увеличения изготовления какой-то партии продукции. Эти затраты иногда называют дифференцированными. Имея сведения об инкрементных затратах, можно определить ожидаемые результаты от появления новых рынков сбыта и возрастания объемов производства.

В основном состав инкрементных затрат включает переменные производственные издержки и в некоторых случаях — постоянные. К примеру, если в результате какого-то решения увеличиваются постоянные затраты (выплачивается премия за ускоренное производство продукции), то их включают в состав инкрементных. Если принятое решение о дополнительном выпуске не влечет за собой увеличения абсолютной суммы постоянных затрат, то инкрементные затраты равны нулю. В отличие от инкрементных затрат маржинальные представляют собой такие же дополнительные затраты, но в расчете на единицу продукции, а не на весь выпуск.

Другим  частным случаем взаимосвязи  затрат и объемов производства выступает ситуация, при которой отсутствуют конкретные заказчики и предприятие выпускает продукцию «на склад». Тогда процесс принятия управленческих решений предполагает сравнение вариантов разных структур выпуска продукции, отказ от выпуска одного продукта и освоение производства другого, замену структуры производственных факторов и иные альтернативы.

Прогноз результатов изменений требует  деления затрат на принимаемые и не принимаемые в расчет при принятии решений. Е основе такой классификации лежит принцип сравнения альтернативных вариантов и временнбго периода решений об объеме продукции или замещении ресурсов. Затраты, принимаемые в расчет, — это такие затраты, которые зависят от принятого решения. Под не принимаемыми в расчет понимают такие затраты» которые не зависят от принятого решения. С этих позиций затраты разделяют на альтернативные (вмененные и невозвратные) и не реагирующие на принятое решение.

Вмененные — это расходы, учитываемые при принятии решений. Они возникают в случае ограниченности ресурсов. Вмененные затраты называют «воображаемыми», так как их добавляют при принятии решений, но реально в будущем их может и не быть. Они характеризуют возможности по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения. Если ресурсы не ограничены, то вмененные затраты равны нулю.

Безвозвратные — это расходы прошлого периода, которые возникли в результате принятого решения и никоим образом не будут изменены в будущем. Безвозвратные расходы при принятии решений в расчет не принимают. Однако нельзя смешивать понятие расходов, не принимаемых в расчет, с безвозвратными. Так, стоимость материалов, одинаковая в двух ситуациях, может не приниматься в расчет, но не относиться к безвозвратным.

 

    1. Классификация затрат для осуществления процессов контроля и регулирования

Управление затратами требует  иных подходов к выбору группировки затрат, позволяющих организовать систему наблюдения и своевременно реагировать на негативные моменты роста затрат. В этих целях применяется следующая классификация затрат: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые — это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени влияния на них менеджера. В целом на предприятии все затраты регулируемые, но не на все из них могут воздействовать на низших уровнях управления. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные участки, цехи и т. д., в то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления.

Регулируемые затраты следует  рассматривать в трех аспектах: полностью  регулируемые; частично регулируемые (произвольные); слабо регулируемые (заданные). Критериями отдельных категорий  затрат является временный период возникновения  и сегменты деятельности предприятия.

Полностью регулируемые затраты возникают в процессе производства и в сфере сбытовой деятельности. К ним относятся материальные и трудовые затраты, использованные в технологических операциях по производству и реализации конкретной продукции. Обычно это прямые затраты, сопровождающие продукт от первой производственной операции (вход) до момента реализации (выход), т.е. в течение всего внутреннего цикла.

Частично регулируемые затраты либо возникают, либо отсутствуют в ходе выполнения научно-исследова- тельских и опытно-конструкторских работ, в ходе маркетинга продукции и исполнения услуг по обслуживанию клиента. Кроме того, они могут быть вызваны нестандартными технологическими операциями, носить вероятностный характер, иметь длительный период формирования.

Слабо регулируемые, или установленные, з а т р а - т ы возникают во всех сферах внутренней деятельности предприятия, так как функциями управления установлена обязательность исполнения планирования, диспетчирования, нормирования и т. д. Они связаны с использованием основных средств, капитальными вложениями и с другими долгосрочными активами. Такого рода затраты имеют самый длительный период оборота.

Классификация затрат по степени регулируемости предусматривает обший подход к выявлению динамики затрат и воздействия на них специфики организации управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела. Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности, что позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу по осуществлению контроля за затратами подразделения предприятия.

Оценка управленческой деятельности строится на классификации затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные — затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные — расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, поскольку не будет произведен продукт. Неэффективные расходы — это потери в производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и в цеховых кладовых, порчу материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы в будущем они не вошли в нормы и сметы.

Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете для определения эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню.

Для обеспечения действенности  системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, поддающиеся проверке со стороны субъектов управления. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.

Неконтролируемые затраты — это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления (например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и др.).

В аспекте контроля большое значение имеет деление затрат на нормируемые и ненормируемые. Нормативы затрат отражают будущие издержки и потому более предпочтительны для оперативного контроля, чем сравнение фактических затрат со сметными. Применение нормативных затрат целесообразно при установлении цен, принятии управленческих решений, контроле за использованием ресурсов.

Следует обратить внимание на тот  факт, что если нормы установлены на основе затрат прошлых периодов, то они не должны включать неэффективные расходы, которые имели место в практике предприятия, в противном случае такие нормативные затраты становятся не контролируемыми.

 

 

 

Состав каждой из групп затрат устанавливается  администрацией при планировании и расчете бюджетов. В любом случае должна быть выполнена основная задача классификации — обеспечение информацией системы контроля и регулирования затрат на производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Объекты учета  затрат и калькуляции себестоимости  продукции, центры ответственности  и места возникновения затрат

3.1 Объекты учета затрат  и калькуляции себестоимости  продукции

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) представляют собой единый процесс формирования информации о себестоимости продукции. Калькулирование – это система расчета производственных затрат как на весь выпуск продукции, так и расчет себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг).Процесс калькулирования следует после завершения учета затрат на производство.

В зависимости от назначения, способа  составления, временного периода, на который  составляется расчет, калькуляции бывает: плановой (бюджетной), проектной (перспективной), нормативной и отчетной.

Плановая (бюджетная) калькуляция  представляет собой расчет затрат на производство отдельных видов продукции (работ, услуг) в планируемом периоде. В ее основе лежат нормы материалов, труда производственных работ и  бюджеты производственных накладных  расходов. Плановые калькуляции обычно составляются на год с разбивкой  по кварталам и месяцам на все  виды продукции, входящие в план. Плановые калькуляции являются основой для плановой себестоимости всей продукции.

Проектная (перспективная) калькуляция  необходима для экономического обоснования  модернизации и реконструкции действующих  производственных мощностей, строительных проектов и т.п. В зависимости  от целей проектные калькуляции  могут разрабатываться как по всем затратам, образующим себестоимость, так и по отдельным видам затрат.    

Нормативная калькуляция составляется на всю выпускаемую продукцию  на основе разработанных норм и нормативов затрат. Она используется для контроля за выполнением плана, для выявления и анализа отклонений от норм, оценки незавершенного производства и брака. Нормативная калькуляция на отдельные виды продукции является основой для плановой калькуляции, но ее отличает большее раскрытие затрат.

Отчетная калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета и  определяет фактическую себестоимость  продукции в разрезе статей калькуляции. Фактическая себестоимость продукции  используется для составления финансовой отчетности и контроля за выполнение  плана.

С учетом отраслевых особенностей необходимо правильно установить объекты учета  и объекты калькулирования.

Объекты учета затрат – это места  их возникновения, виды или группы однородных продуктов ( предприятие в целом, отдельные подразделения, производственные процессы, заказы, готовая продукция и т.д.). Выбор того или иного объекта учета затрат зависит от целого ряда факторов, таких, как особенности технологии производства, тип производства и т. п.

Объекты калькулирования – это вид продукции (работ, услуг), имеющий определенную потребительную стоимость. Перечень объектов калькулирования предприятия разрабатывает с учетом их специфики.

Объекты калькулирования связаны с калькуляционными единицами, которые представляют собой единицами измерения калькуляционного объекта. Выделяют следующие калькуляционные единицы:

1) натуральные единицы – штуки,  тонны, килограммы, литры и др.;

2) условные единицы – минеральные  удобрения в пересчете на процент  действующего вещества и др.;

3) условно-натуральные единицы  – один станкокомплект, 1000 пар обуви определенной модели и др.;

4) стоимостные единицы – 1000 руб.  и др.;

5) единицы времени – машино-час,  человеко-час и др.;

6) единицы работы – одна тонна  перевезенного груза и др.;

7) эксплутационные единицы – мощность, производительность и др.

для калькулирования себестоимости используется, как правило, один измеритель, который может рассматриваться в качестве основного.

Одним из аспектов калькулирования  себестоимости продукции (работ, услуг) является разработка технико-экономических норм и нормативов. Норма – это предельно допустимая величина абсолютного расхода ресурсов, связанных с производством продукции. Нормативы – относительные величины, характеризующие, например, режим работы оборудования и др.

Для калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) используются фактические, средние и  плановые (нормативные) затраты. Величина фактических затрат является результатом производства прошлых отчетных периодов. Средние затраты также рассчитываются по данным прошлых отчетных периодов, но они носят усредненный характер с целью устранения воздействия случайных факторов и сезонных колебаний фактических затрат. Расчет средних затрат все равно требует исчисления фактических затрат за отчетный период для выявления и анализа отклонений. Нормативные затраты представляют собой планируемый уровень затрат. Такие затраты определяют на основании экспертных оценок, аналитических процедур и др. Для прямых затрат, как правило, разрабатывают нормы и нормативы, а для косвенных (накладных) – бюджеты. Как и в случае со средними затратами, необходимо сопоставление нормативных затрат с фактическими, выявление и анализ отклонений.

Информация о работе Изучение затрат как основного объекта управленческого учета