Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:20, курс лекций
В условиях рыночной экономики и совершенствования управления усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Основной целью бухгалтерского учета является формирование качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности субъекта, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения поведения субъекта на рынке и выявления субъектов-конкурентов и так далее.
План счетов состоит из 10 разделов. С 1 по 8 разделы — счета финансового учета,
9 - счета производственного учета, 10 - забалансовые. Разделы делятся на подразделы, а подразделы объединяют группы однородных по экономическому содержанию счетов. Для облегчения работы с Планом счетов каждому подразделу и его счетам присваивается номер (код), который может заменить его наименование.
Схема кодировки счетов выглядит следующим образом.
Счет состоит из трехзначного кода. Обозначим их так – ХХХ. Где первая Х – номер раздела, 1 и 2 вместе (ХХ) – подраздел, все три вместе (ХХХ) – счет.
Например, счет 123, это -12 подраздел, 1 раздел.
Аналитические счета в Типовом плане счетов не предусмотрены. Каждый субъект
имеет право открывать субсчета в рабочем плане счетов, который утверждается руководителем субъекта в учетной политике.
Рассмотрим пример учета процессов производства и реализации, а также порядок определения финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.
3.1. Учетные регистры
Под учетными регистрами понимаются разграфленные специальным образом листы, в которые производятся текущие учетные записи. Это второй этап учетных работ. В них группируются и систематизируются по синтетическим и аналитическим счетам данные о состоянии и движении хозяйственных средств и их источников. По данным учетных регистров составляется отчетность. В практике бухучета применяются учетные регистры, различные как по внешнему виду, так и по содержанию. Используются свободные листы (журналы-ордера, ведомости), карточки (хранятся в картотеках) и книги (кассовая. депонированной зарплаты и др.).
Выбор того или иного типа учетного регистра обусловливается требованиями организации учета на конкретном участке его применения.
По содержанию или назначению учетные регистры делятся на регистры:
синтетического учета;
аналитического учета;
совмещающие синтетический и аналитический учет.
В основу построения регистров синтетического учета заложена шахматная форма графления учетных таблиц.
Для записи хозяйственных операций по аналитическим счетам используются специальные учетные регистры. При этом построение и содержание регистров, в которых ведется аналитический учет, может быть разнообразным в зависимости от объектов аналитического учета, задач учета, оперативного контроля и руководства хозяйственной деятельностью субъекта.
Предприятию для контроля за материальными ценностями необходимо иметь точные сведения о ежедневном поступлении и выбытии но каждому виду в натуральном и денежном выражении, но операциям взаимных расчетов с поставщиками необходимо иметь конкретные сведения о состоянии расчетов с каждым отдельным поставщиком или каждой партии полученных от него материалов. Поэтому регистры аналитического учета товарно-материальных запасов будут отличаться от регистров аналитического учета по расчетам с поставщиками.
3.2. Формы бухгалтерского учета
1. Мемориально-ордерная форма учета ведется на основании данных первичных и накопительных документов. Запись операций производится в регистрационный журнал, а затем в Журнал-главную, Аналитический учет ведут в карточках, записи в которых делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяют между собой. Учет при этой форме осуществляется последовательно, однако она трудоемка, так как происходит многократное дублирование одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах), аналитический учет загроможден и ведется в отрыве от синтетического, очень трудно собрать показатели, необходимые для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.
Мемориальный ордер по счету 451
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, тенге |
Снято с расчетного счета наличными в кассу |
| 441 «Деньги на текущем счете» | 1 000 |
Сдан в кассу остаток неиспользованных подотчетных сумм | 333 «Расчеты с подотчетными лицами» |
| 100 |
2. Журнально-ордерная форма учета.
Основные особенности:
для учета хозяйственных операций применяются журналы-ордера, запись в которые производится линейно-позиционным способом по кредитовому признаку, и имеют шахматную форму графления;
• в ряде журналов-ордеров совмещен синтетический и аналитический учет:
• объединены систематическая и хронологическая записи;
• отражаются операции в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности
• сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книг.
Журналы-ордера представляют собой свободные листы со значительным количеством реквизитов. Открываются на отдельный синтетический счет и группу счетов, данные накапливаются ежедневно в течение месяца из первичных документов. В конце месяца подсчитываются итоги и переносятся а Главную книгу, где они собираются в течение года. На основания Главной книги составляются баланс и отчетность.
Применение журнально-ордерной формы учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета, способствует повышению его контрольного значения и облегчает составление отчетности.
Однако и эта форма имеет недостатки это сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на заполнение данных вручную и затрудняющих механизацию учета.
З. Автоматизированная форма учета (ведение бухгалтерского учета па компьютере) свободна от указанных выше недостатков.
Компьютеры относительно просты в эксплуатации, в их применение обеспечивает механизацию и автоматизацию учетного процесса, высокую точность учетных данных; оперативность учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования.
4. Упрощенная форма учета предназначена для субъектов малого предпринимательства и предусматривает всего два регистра: книга учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств. товарно-материальных запасов и др.), являющихся регистрами аналитического учета. данные книги и ведомостей используют для составления баланса и отчетности. Ведение этой формы регламентируется стандартом бухгалтерского учета № 23 «Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства» и методическими рекомендациями к нему.
Право выбора формы бухгалтерского учета предоставлено самим субъектам. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки данных, соблюдая общие методологические принципы и технологию обработки учетной информации.
3.3. Инвентаризации и порядок ее проведения
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъекты не менее одного раза в 1 год должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие. состояние и оценка.
Это способ бухгалтерского учета, с помощью которого сопоставляются и регулируются учетные данные о средствах субъекта с их фактическим наличием в целях обеспечения соответствия этих показателей.
В процессе хозяйственной деятельности и могут возникнуть расхождения данных бухгалтерского учета с фактическим наличием товарно-материальных запасов:
• по естественным причинам (усушка. растряска, распыл, разлив);
• недостачи при приемке или отпуске средств (просчеты, промеры, провесы):
• ошибки в учете арифметические в подсчетах, описки в первичных документах, неправильное отражение документальных данных;
• хищения, обвесы, обмеры - при приемке или отпуске материальных ценностей, обсчеты при выдаче денег и других, а также прямое присвоение средств.
Расхождения можно выявить путем периодической сверки данных фактических остатков средств с данными бухгалтерского учета путем инвентаризации.
Порядок и срок и про ведения инвентаризации и определяются руководителем субъекта в соответствии со стандартом бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской службы» и Методическими рекомендациями к нему «О порядке проведения юридическими лицами инвентаризации имущества и обязательств», утвержденными приказом департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 6 марта 1998г. .№47, (с изменениями и дополнениями) в соответствии с которыми установлен порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформление результатов инвентаризации.
Инвентаризации бывают:
1. Полные. Касаются всех средств хозяйствующего субъекта. Обычно инвентаризацию проводят в следующие сроки:
• основных средств — не менее одного раза в год (не ранее 1 ноября);
• зданий. сооружений и других неподвижных объектов основных средств один раз в 2-3 года;
• капитальных вложений один раз в год (не ранее 1 декабря);
• незавершенного производства — на 1 января;
• капитального ремонта. расходов будущих периодов — не менее одного раза в квартал;
• нефтепродуктов не реже одного раза в месяц:
• расчеты с банком по мере получения выписок по лицевым счетам;
• расчетов с финансовыми органами ежеквартально;
• денежных средств и документов строгой отчетности — не менее одного раза в месяц;
• межбалансовых расчетов (с Дочерними, зависимыми, совместно контролируемыми юридическими лицами) — на первое число каждого месяца;
• расчетов с прочими дебиторами и кредиторами — два раза в год;
• остальных статей баланса — на 1 января следующего за отчетным года.
2. Частичные. Охватывают один вид средств (денежных средств в кассе, материалы на складе). Проводятся систематически на протяжении всего года в целях сохранности материальных ценностей.
З. Плановые. Проводятся в установленные по плану сроки.
4. Внезапные — но распоряжению руководителя, при смене материально-ответственных лиц, по требованию следственных органов.
5. Внеплановые - после стихийных бедствий (пожаров и др.), а также ежемесячная инвентаризация денежных средств.
Так же инвентаризация проводится для обеспечения реальности бухгалтерского учета и баланса хозяйствующего субъекта. Для этих целей создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе руководителя субъекта (председателя комиссии), главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений, главных специалистов служб.
Она проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей организует проведение инвентаризаций и осуществляет инструктаж членов рабочих комиссий; ведет постоянный контроль за ходом инвентаризации и организует контрольные проверки правильности проведения инвентаризации товарно-материальных запасов; проверяет правильность ведения складского учета и хранения ценностей в межинвентаризационный период; выведения результатов инвентаризации (излишки, недостачи); в необходимых случаях проводит повторные сплошные инвентаризации рассматривает объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу или порчу) ценностей, а также другие нарушения и вносит предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.
Для непосредственного проведения инвентаризации приказом руководителя субъекта создается рабочая комиссия в составе председателя комиссии и членов комиссии (специалистов и работников бухгалтерии).
В состав комиссии включаются опытные работники, хорошо знающие инвентаризируемые ценности, цены и первичный учет. Работники рабочих инвентаризационных комиссий несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка инвентаризации, за полноту и точность составления описей и представления их в бухгалтерию.
Информация о работе История становления бухгалтерского учета как науки