История становления бухгалтерского учета как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:20, курс лекций

Описание работы

В условиях рыночной экономики и совершенствования управления усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Основной целью бухгалтерского учета является формирование качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности субъекта, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения поведения субъекта на рынке и выявления субъектов-конкурентов и так далее.

Работа содержит 1 файл

Теория бух. учета 1-6.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

В основу группировки хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению положен признак закрепления их за данным предприятием.

 

Схема 2.2

Классификация источников образования средств предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из данных схемы 2 видно, что средства делятся на:

Собственные, используемые длительное время па всем протяжении деятельности предприятия (уставный капитал, резервный капитал. нераспределенный доход).
Уставный капитал это сумма выделенных учредителями (участниками) хозяйствующему субъекту средств при его организации и указывается в его уставе. Размер его остается постоянным и неизменным. Увеличение или уменьшение уставного капитала осуществляется только по решению учредителей (участников) после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

Резервный капитал часть собственных средств. образуемая за счет отчислений от прибыли. используется для покрытия потерь от хозяйственной деятельности, пополнения уставного капитала, выплаты дивидендов и других затрат субъекта.

Нераспределенный доход (непокрытый убыток) оставшаяся сумма дохода после вычета всех расходов и уплаты налогов.

Заемные средства покрывают дополнительную потребность в оборотных средствах, в том числе для создания сезонных запасов сырья. материалов. топлива и тд. Они выделяются предприятию во временное пользование и через определенный срок должны быть возвращены.

Например, на начало отчетного периода па предприятии имелись следующие средства:

Наименование

Сумма тенге

Здания и сооружения

754 000

Расчеты с персоналом по оплате труда

14 000

Расчеты по пенсионному обеспечению

1 400

Незавершенное производство

25 000

Вклады и паи в уставный капитал

787 000

Резервный капитал

55 000

деньги и на текущем счете

62 410

Наличность в кассе в национальной валюте

1 090

Краткосрочный заем банка

16 000

Материалы

80 300

Топливо

12 800

Расчеты с прочими дебиторами

2 000

Расчеты с прочими кредиторами

2 500

Расчеты с поставщиками

15 000

Готовая продукция

55 600

Нераспределенный доход

42 300

Расчеты с бюджетом во НДС

60 000

Сгруппируем средства по видам и источникам их образования

Классификация средств по видам и размещению

Сумма,
тенге

Классификация средств по источникам образования

Сумма.
тенге

1

«Здания и сооружения»

754 000

1

«Расчеты с персоналом но оплате труда»

14 000

2

«Незавершенное производство»

25 000

2

«Расчеты по пенсионному обеспечению»

1 400

3

«Деньги и на текущем счете»

62 410

3

«Вклады и паи в уставный капитал»

787 000

4

«Наличность в кассе»

1 090

4

«Резервный капитал»

55000

5

«Сырье и материалы»

80 300

5

«Краткосрочный займы банка»

16 000

6

«Топливо»

12 800

6

«Расчеты с прочими кредиторами»

2 500

7

«Расчеты с прочими дебиторами

2 000

7

«Расчеты с поставщиками»

42 300

8

«Готовая продукция»

55 600

8

«Нераспределенный доход»

15 000

 

 

 

9

«Расчеты с бюджетом»

60 000

Итого

993 200

Итого

993 200

 

 

2.4. Метод бухгалтерского учета

IIод методом бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых производятся наблюдение, изучение и исследование учитываемых данных.

Элементами метода бухгалтерского учета являются:

1. Документация - способ первичной регистрации хозяйственных операций и обоснование правильности бухгалтерских записей (это начало учета). Ни одна запись в бухучете не может быть сделана без соответствующего оформления его документом. Документ - это материальный носитель, который содержит в зафиксированном виде информацию о совершившейся хозяйственной операция оформленной в установленном порядке.

2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бухучета. Целью инвентаризации является уточнение фактического состояния дел в целях последующего контроля за сохранностью средств, обеспечение реальных учетных показателей.

3. Оценка — способ выражения в денежном измерении имущества предприятия на определенный момент времени. Правильность оценки средств в предприятия требует отражения действительной величины затрат живого и овеществленного труда, которые включаются в денежное измерение объектов учета. Неправильная оценка товарно-материальных запасов, затрат на производство, неточное исчисление зарплаты и другие расходы, которые включаются в себестоимость продукции, приводят к искажению при выявлении результатов хозяйственной деятельности.

В бухгалтерском учете в основу оценки средств предприятия положена фактическая себестоимость (покупная стоимость со всеми расходами, связанными с доведением объекта до рабочего состояния).

 

Важнейшие виды имущества предприятия отражаются в текущем учете и в балансе в следующих оценках:

- основные средства оценивается по первоначальной, балансовой или остаточной стоимости:

- материалы, топливо, сырье учитываются по фактической себестоимости;

- готовая продукция по фактической себестоимости;

- расчеты с разными дебиторами и кредиторами отражаются в бухгалтерском учете в суммах, которые указаны в документах.

 

4. Калькуляция — способ исчисления себестоимости единицы продукции, работ и услуг в денежном выражении. Себестоимость продукции складывается из материальных, трудовых затрат, затрат на управление, отчислений социального налога.

5. Счета — экономическая группировка, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии средств, обязательствах и капитале. Запись на счетах делают на основании документов - это вторичная регистрация операции. На каждый вид хозяйственных средств или источников открываются отдельные счета.

6. Двойная запись — способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского счет, показывающий взаимную связь объектов учета. Он заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается на двух взаимосвязанных счетах.

7. Баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе, обязательствах и капитале субъекта на определенный момент (дату). Это основная отчетная форма. характеризующая финансовое состояние субъекта. Баланс необходим для сопоставления всех хозяйственных средств с источниками их формирования и осуществления контроля за всей совокупностью объектов учета.

8. Отчетность - система показателей, которая характеризует хозяйственную деятельность предприятия за определенный период (месяц, квартал, год).

И баланс, и отчетность составляются после соответствующей группировки и обработки счетов.

 

Бухгалтерский баланс


2.5.1. Баланс предприятия его форма и содержание

 

Для обеспечения оперативного руководства деятельностью предприятия необходимы сведения об имеющихся на предприягии ресурсах. их состоянии, размещении и использовании. а также об источниках их формирования. Такие сведения, обобщенные и
группированные в определенном порядке, получают с помощью баланса.

Баланс — один из элементов метода бухгалтерского учета, который состоит их двух
разделов. Первый называется «Актив», а второй — «Пассив». В первом разделе показаны состав, размещение, использование хозяйственных средств. а во втором — «Собственный капитал и обязательства» (СКО), т.е. источники образования и целевое назначение средств.

 

Актив

Пассив

1. Долгосрочные активы

1. Собственный капитал

1 Нематериальные активы

1. Уставный капитал

2. Основные средства

2. Резервный капитал

3. Долгосрочная дебиторская

3. Дополнительно оплаченный капитал

    задолженность

4. Дополнительно неоплаченный капитал

4. Инвестиции

5. Нераспределенный доход (непокрытый

2. Текущие активы

    убыток)

1. Товарно-материальные запасы

2. Долгосрочные обязательства

    (материалы, готовая продукция,

1. Долгосрочные займы

    товары)

2. Долгосрочная кредиторская задолженность

2. Денежные средства (касса, расчетный

3. Налоги

    счет, валютный счет)

3. Текущие обязательства

3. Дебиторская задолженность (расчеты

1. Краткосрочные займы

    с подотчетными лицами)

2. Расчеты с бюджетом

4. Финансовые инвестиции

3. Авансы полученные

5. Расходы будущих периодов

4. Расчеты по зарплате

 

5. Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Каждый отдельный вид средств в Активе или их источников в Пассиве называется статьей баланса.
Бухгалтерский баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных документами. Для составления баланса используется Главная книга,
журналы-ордера, а также регистры аналитического учета.

Баланс состоит из 5 подразделов:
1. Долгосрочные активы (НМА, ОС и тд.).

2. Текущие активы (менее 1 года).
3. Собственный капитал.
4. Долгосрочные обязательства (более 1 года).

5. Краткосрочные обязательства (менее 1 года).

 

Для сравнения в таблице баланса приводятся показатели на начало и конец года. Для механизированной обработки баланса каждая статья таблицы кодируется. По каждому подразделу актива и пассива подсчитываются итоги. Активы должны быть равны пассивам.

На основании баланса судят о финансовом положении организации, то есть о наличии экономических ресурсов, принадлежащих организации и противопоставленном им капитале. Финансовое положение можно определить только на какой-то момент времени (в соответствии с законодательством — на 31 декабря отчетного года). Финансовое состояние хозяйствующего субъекта можно вычислить, используя следующее уравнение:

 

А

=

СК

+

О

(активы)

(собственный капитал)

(обязательства)

Это уравнение называется. в международной системе бухгалтерского учета балансовым уравнением. Или «волшебной» формулой баланса.


2.5.2. Изменения в балансе при осуществлении
хозяйственных операций


Бухгалтерский баланс составляется и отражает состояние средств и источников их образования на определенную дату. В процессе хозяйственной деятельности происходит непрерывное движение средств, изменение их состава. размещения и источников формирования. В процессе деятельности субъекты совершают хозяйственные операции, которые являются частью процессов снабжения, производства и реализации и вызывают те или иные изменения в составе средств и их источников. Они отражаются в балансе в виде увеличения или уменьшения соответствующей статьи, в ряде случаев вызывают появление новых статей баланса или их исчезновение.

Информация о работе История становления бухгалтерского учета как науки