Инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается один из важнейших методов бухгалтерского учета – инвентаризация. Понятие инвентаризация происходит от латинского слова «inventarium», что означает «находить».

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………..….3
Раздел 1. Теоретическая часть……………………………………….….….4
1.1. Инвентаризация и порядок ее проведения………………………..…..4
1.2. Ситуации, когда проведение инвентаризации обязательно………..11
1.3. Документальное оформление инвентаризационных проверок…….13
Раздел 2. Формирование журнала хозяйственных операций с корреспон¬денциями счетов………………………………………………………………...16
Раздел 3. Формирование вторичной бухгалтерской документации…….22
Раздел 4. Составление основных бухгалтерских отчетов………………..38
Список используемой литерату-ры………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по бухучету.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

    По  окончании инвентаризации могут  проводиться контрольные проверки правильности ее проведения, с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.

    В межинвентаризационный период в  организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработку. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

    При  инвентаризации ценностей в пути, а также отгруженных без перехода права собственности, переданных или принятых на ответственное хранение или в переработку производится проверка наличия соответствующих документов (в инвентаризационные ведомости вносятся реквизиты этих документов и места нахождения ценностей). Кроме того, производится проверка верности учетных данных в плане действительной незавершенности соответствующей операции, в том числе путем сопоставления данных о вышеуказанных объектах с данными по соответствующим другим счетам бухгалтерского учета. Для ценностей, на которые право собственности переходит к покупателю с особом порядке (числящихся на счете 45 «Товары отгруженные») в описи указываются контрактные цены.

    При инвентаризации объектов незавершенного капитального строительства дополнительно к физическому пересчету соответствующих ценностей производится проверка факта начала монтажа по оборудованию, переданному в монтаж по данным бухгалтерского учета, а также проверка причин и оснований консервации объектов, не ввода в эксплуатацию фактически завершенных строительством объектов, не оформления документов на ввод в эксплуатацию фактически уже используемых объектов.

    При инвентаризации основных средств и нематериальных активов производится проверка наличия всей необходимой бухгалтерской, технической и иной документации, включая регистрационные свидетельства на недвижимость, учетную документацию на транспортные средства, патенты на изобретения и т.п. Соответствующие существенные сведения вносятся в инвентаризационные ведомости. При выявлении неучтенных или неверно учтенных основных средств в инвентаризационную опись включается их подробное описание. По всем основным средствам производится проверка корректного отражения в учете произведенных дооборудования, реконструкции и модернизации этих основных средств, а также факта не начисления амортизации за период нахождения основных средств по решению руководителя организации на длительной (свыше 3 месяцев) консервации или за более чем годовой период восстановления основных средств. На основные средства, находящиеся в ремонте, составляются отдельные инвентаризационные описи с указанием в них процента технической готовности объектов, а также экономии или перерасхода ремонтных затрат по сравнению с заказом (сметой). При принятии в качестве элемента учетной политики оценки основных средств по восстановительной стоимости в ходе годовой инвентаризации следует определить индекс изменения рыночных цен на аналогичные основные средства, т.е. отследить необходимость своевременной переоценки соответствующей группы однородных основных средств, а также проверить, списана ли сумма до оценки по выбывшим основным средствам со счета 83 «Добавочный капитал» в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

    При инвентаризации ценных бумаг проверяется как фактическое наличие ценных бумаг (либо соответствующих выписок реестродержателя или депозитария), так и правильность их оформления. Если ценные бумаги хранятся в организации, то их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. При инвентаризации перед составлением финансовой отчетности выявляются котирующиеся на рынке ценные бумаги, по которым рыночная стоимость ниже балансовой, т.е. требующие создания или корректировки резервов под их обесценение. По долговым процентным и дисконтным ценным бумагам производится проверка своевременности начисления процентного и дисконтного дохода.

    При инвентаризации расчетов данные бухгалтерского учета сопоставляются с информацией контрагентов (актов сверок), договоров и иных документов. В ходе инвентаризации перед составлением промежуточной и годовой финансовой отчетности необходимо уточнить договорные сроки погашения задолженностей с длительными сроками погашения для корректного их отнесения к краткосрочным, либо долгосрочным в зависимости от периода от отчетной даты до даты погашения задолженности. Производится  проверка обоснованности сумм, числящихся на счетах расчетов, в том числе своевременность начисления процентов по займам «по начислению» в операционные расходы или на увеличение стоимости инвестиционного актива, а также корректность отнесения процентов по займам, использованным для осуществления предоплат, на увеличение дебиторской задолженности поставщика (за период до поступления соответствующих ценностей) или на операционные расходы в соответствии с ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Внимание должно быть уделено также оплаченным ценностям в пути и неотфактурованным поставкам (при этом анализируются соответствующие иные бухгалтерские счета на предмет нестыковок при отражении взаимосвязанных операций). Не допускается оставление в бухгалтерской отчетности неотрегулированных разниц по расчетам с банками и бюджетом.

1.2. Ситуации, когда проведение инвентаризации обязательно.

    Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     К сожалению, эти требования часто  не выполняются, в результате чего после  увольнения материально ответственных  лиц нередко вскрываются значительные суммы недостач материальных и денежных средств, иски, на взыскание которых впоследствии к виновным не предъявляются, и списываются эти суммы в конце года в большинстве случаев на финансовые результаты, что делать категорически запрещено.

    При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

     Выборочные  инвентаризации и контрольные проверки в течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют своевременно вскрыть нарушения, злоупотребления  и факты хищения, содействуют  сохранности имущества предприятия. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль над своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотребления и фактов хищения имущества сводится к минимуму.

    В деле обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств важное значение имеют подбор, расстановка и воспитание работников, занимающих должности, связанных с материальной ответственностью. В целях усиления ответственности лиц за сохранность вверенных им материальных ценностей и денежных средств администрация предприятия заключает письменные договоры о полной ответственности с работниками, достигшими 18-летнего возраста, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Назначение, увольнение, перевод и перемещение работников, с которыми заключается или заключены письменные договоры о полной материальной ответственности, производятся по согласованию с главным бухгалтером (лицом, его заменяющим).

    1.3. Документальное оформление  инвентаризационных  проверок.

     Госкомстатом  России от 18.08.98 г. № 88 (в ред. от 03.05.2000 № 36) «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете типовые унифицированные формы первичной учетной документации.

     Для проведения инвентаризации руководителем  организации издается приказ.

     Приказ  регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

     Сведения  о фактическом наличии имущества  и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

     Инвентаризационные  описи могут быть заполнены как  с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом — чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

     Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

     На  каждой странице описи прописью указывают  число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

     Ошибки  исправляются во всех экземплярах описей, т. е. зачеркиваются неправильные записи и над ними проставляются правильные. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

     В описях не допускается оставлять  незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку.

     Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

     При проверке фактического наличия имущества  в случае смены Материально ответственных лиц принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

     На  имущество, находящееся на ответственном  хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

     Если  по окончании инвентаризации проводятся контрольные, проверки, то результаты оформляются актом и регистрируются и книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Практическое  задание.

    Исходные  данные.                                                               Таблица 1.

п/п

Дата Содержание  операций Общая сумма, руб.
1 03.01 При регистрации  предприятия сформирован уставный капитал 108000
2 05.01 Внесены наличные в кассу (вклад в уставный капитал) 39000
3 06.01 Вклад в уставный капитал на расчетный счет 69000
4 08.01 С расчетного счета  оплачена лицензия на строительную деятельность. НДС не взимается 950
5 08.01 Из кассы  выданы деньги подотчет 4665
6 10.01 Оприходован материал 1 от поставщика П1. 1000 ед. Сумма с НДС. В документах выделен 24642
7 12.01 С расчетного счета  оплачен персональный компьютер 16800
8 15.01 Отпущен материал 1 по учетным ценам для объекта  А 10246
9 16.01 Оприходован материал 2 от поставщика П2 1000 ед. Сумма с НДС. В документах выделен 12805
10 20.01 Акцептован  счет транспортной организации Т1 за доставку материалов. Сумма с НДС 1352
11 20.01 Отпущен материал 2 по учетным ценам для объекта  Б 6402
12 20.01 Оприходован персональный компьютер и по акту введен в эксплуатацию. Сумма с НДС 16800
13 22.01 Оплачен счет поставщика П1 24642
14 25.01 Отпущен материал 1 по учетным ценам для ремонта офиса 2134
15 29.01 Оплачен счет транспортной организации Т1 за доставку материалов с расчетного счета 1352
16 30.01 Акцептован  счет за электроэнергию, воду по объекту  А. Сумма с НДС 545
17 30.01 Акцептован  счет за электроэнергию, воду по объекту  Б. Сумма с НДС 360
18 30.01 Акцептован  счет за электроэнергию, воду по офису. Сумма с НДС 258
19 30.01 Начислена заработная плата рабочим по объекту А 1900
20 30.01 Начислена заработная плата рабочим по объекту Б 1425
21 30.01 Начислена заработная плата администрации 1340
22 30.01 Начислен подоходный налог 307
23 30.01 С расчетного счета перечислен подоходный налог 307
24 30.01 Начислен единый социальный налог на ФОТ по объекту  А. (26,2 %) Расчет  
25 30.01 Начислен единый социальный налог на ФОТ по объекту  Б. (26,2 %) Расчет  
26 30.01 Начислен единый социальный налог на ФОТ администрации. (26,2 %) Расчет  
27 30.01 Списываются отклонения в стоимости материалов по объекту А. Расчет  
28 30.01 Списываются отклонения в стоимости материалов по объекту Б. Расчет  
29 30.01 Списываются отклонения в стоимости материалов по общехозяйственным расходам. Расчет  
30 30.01 Объект А  сдан заказчику (подписан акт сдачи-приемки 1). Сумма вместе с НДС 347000
31 30.01 Объект В  сдан заказчику (подписан акт сдачи-приемки 2). Сумма вместе с НДС 36750
32 30.01 Списываются накладные расходы  
33 30.01 Списываются затраты  
34 30.01 Закрытие счета  реализация  
35 30.01 Полученные  наличные деньги в кассу от подотчетного лица 1670
36 30.01 Выдана заработная плата из кассы 4215
37 30.01 Списание НДС 20510,54

Информация о работе Инвентаризация