Инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: углубленное изучение общей характеристики инвентаризации.
Задачи:
1. Определить сущность и значение инвентаризации;
2. Изучить порядок проведения инвентаризации;
3. Рассмотреть проведение инвентаризации по объектам учёта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1 Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета…………………4
1. 1 Сущность и значение инвентаризации…………………………………...4
1.2 Законодательная и нормативная база инвентаризации…………………..7
1.3 Порядок проведения инвентаризации…………………………………….9
2. Инвентаризация по объектам учета……………………………………………29
2.1 Инвентаризация основных средств……………………………………….29
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов……………...36
2.3 Инвентаризация финансовых вложений………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………………...47
Список использованных источников…………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

инвентаризация.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Активы, имеющие материально-вещественную форму, такие как основные средства, материально-производственные запасы, а также нематериальные активы не являются финансовыми вложениями (п.4 ПБУ 19/02).

     Согласно  п. 23 Методических рекомендаций о порядке  формирования показателей бухгалтерской отчетности в бухгалтерском балансе финансовые вложения разделены на долгосрочные и краткосрочные. Финансовые вложения являются краткосрочными, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальные финансовые вложения отражаются как долгосрочные и отражаются в разделе "Внеоборотные активы" [1].

     Учет  финансовых вложений ведется на счете 58 "Финансовые вложения" с обеспечением возможности получения данных о  краткосрочных и долгосрочных активах.

     При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

  • правильность оформления ценных бумаг;
  • сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
  • своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам;
  • реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг.

     При хранении ценных бумаг в организации  их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств  в кассе.

     Инвентаризация  ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Все ценные бумаги, имеющиеся в организации, должны быть описаны в книге учета ценных бумаг, хранящейся в бухгалтерии. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными этой книги [4.]

     Инвентаризация  ценных бумаг, сданных на хранение в  специальные организации (банк, депозитарий, специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в  сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций. При хранении бланков (сертификатов) ценных бумаг в депозитарии они продолжают числиться в бухгалтерском учете у организации с указанием в аналитическом учете реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение [22].

     Финансовые  вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные  другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документально.

     Если  такое подтверждение отсутствует, то фактически имеет место необоснованное перечисление денежных средств (передача материальных ценностей или нематериальных активов) сторонней организации, что  может быть расценено как злоупотребление  служебным положением должностными лицами, отдавшими распоряжение о совершении такой операции. При этом собственники организации (акционеры, пайщики и т.п.) могут предъявить к виновным должностным лицам иск о взыскании с них суммы нанесенного ущерба.

     При проверке правильности оценки финансовых вложений следует иметь в виду, что согласно п. 19 ПБУ 19/02 они подразделяются на две группы:

  • финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;
  • финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

     Финансовые  вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую  рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской  отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем  корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально (п. 20 ПБУ 19/02).

     В частности, порядок расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже  или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, и установления предельной границы колебаний их рыночной цены утвержден распоряжением ФКЦБ России от 05.10.98 № 1087 –р.

     В соответствии с п. 21 ПБУ 19/02 финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

     Согласно  п. 9 ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации  на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах).

     Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показывается в активе бухгалтерского баланса  в полной сумме фактических затрат на их приобретение с отнесением непогашенной суммы по соответствующей статье группы статей "Кредиторская задолженность" в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет оплаты подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по соответствующей статье группы статей "Дебиторская задолженность" (п. 23 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности)[1].

     Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия ценных бумаг  и выявления количественных расхождений  их с учетными данными применяется  инвентаризационная опись ценных бумаг  и бланков документов строгой  отчетности (форма № ИНВ – 16).

     Опись составляется в двух экземплярах, подписывается  ответственными лицами инвентаризационной комиссии и материально ответственным  лицом (лицами). Один экземпляр описи  передается в бухгалтерию организации, второй – остается у материально ответственного лица (лиц), который принимает ценные бумаги или бланки документов строгой отчетности на ответственное хранение [4].

     При наличии бланков документов строгой  отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием  количества документов в нем.

     При смене материально ответственных  лиц опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, принявшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; второй экземпляр  – материально ответственному лицу, сдавшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; третий экземпляр – бухгалтерии.

     На  последней странице формы перед  подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в  случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации [4].

     При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма № ИНВ – 16 выдается комиссии на бумажных и машинных носителях  информации с заполненными графами с 1 по 10. В описи комиссия заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

     Бухгалтерское оформление

     Обнаруженные  финансовые вложения приходуются с  учетом рыночных цен. Рыночная цена определяется:

  • для ценных бумаг, допущенных к торговле на фондовой бирже – по биржевым котировкам;
  • для ценных бумаг, не имеющих биржевого обращения, и прочих финансовых вложений – экспертным путем.

     Бухгалтерская ошибка исправляется проводкой:

     Дебет счета 58 Кредит счета 50 (51) – отражена покупка ценных бумаг.

     В общем случае (если бухгалтерских  ошибок не выявлено) принятие неучтенных финансовых вложений к учету отражается следующей проводкой:

     Дебет счета 58 Кредит счета 91 (субсчета "Прочие доходы").

     Если  по результатам инвентаризации будет выявлено отсутствие необходимых документов, подтверждающих права организации на финансовые вложения, необходимо предпринять все возможные меры к восстановлению этих документов (запросить дубликат или копию у организации, куда были совершены финансовые вложения, или у организации, зарегистрировавшей такую сделку). Если получить необходимые документы не удастся, организация должна будет списать данные финансовые вложения. При этом необходимо сделать следующие проводки:

     Дебет счета 94 Кредит счета 58 – отражен убыток, возникший в результате недостачи финансовых вложений;

     Дебет счета 73 Кредит счета 94 – взыскание  выявленного убытка обращено на виновных лиц;

     Дебет счета 50 Кредит счета 73 – виновным лицом  в кассу организации внесена  сумма убытка или

     Дебет счета 70 Кредит счета 73 – из заработной платы работника удержана сумма  выявленного убытка или

     Дебет счета 91 (субсчет "Прочие расходы") Кредит счета 94 – списан выявленный убыток на финансовые результаты в  случае отсутствия виновных лиц либо если во взыскании с них отказано судом [11]. 
 

 

      Заключение

     Инвентаризация  преследует ряд задач и целей. Существуют случаи, когда инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке. Как мы видим роль инвентаризации очень велика - с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц.  Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные имущественные потери. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Только благодаря этому методу бухгалтерского учета можно установить соответствие между количеством и качеством имущества указанного в бухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся на предприятии. Проведение инвентаризации имеет множество особенностей для различных видов инвентаризируемых объектов и различных хозяйственных ситуаций. Организация проведения инвентаризации таким образом, чтобы ее функция по обеспечению достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом "О бухгалтерском учете", была действительно исполнена, требует знания и применения всех положений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету, а также знания небухгалтерского права (гражданского, авторского, трудового и т.д.).

 

      Список использованных источников

  1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49.
  2. Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998г.).
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н (в ред. от 24.03.2000г.).
  4. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998г. №88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
  5. Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. №56н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н (в ред. от 30.12.1999г.).
  7. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н (в ред. от 30.03.2001г.).
  8. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н (в ред. от 30.03.2001г.).
  9. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (в ред. от 30.12.1999г.).
  10. Постановление Госкомстата РФ от 27.03.2000г. №26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № инв-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией"".
  11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н.
  12. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н.
  13. Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.08.2001г. №60н.
  14. Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использование и обращении утвержденной приказом Минфина РФ от 29.08.2001 №68-н.
  15. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 28.11.2001г. №96н.
  16. Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №119н.
  17. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ.
  18. 25 глава Налогового кодекса РФ.
  19. Инвентаризация имущества и обязательств // Бухгалтерский учет. №23 – 2009.
  20. Инвентаризация денежных средств // Бухгалтерский учет. №23 – 2006.
  21. Инвентаризация кассы, денежных средств на банковских счетах, расчетов по договорам займов // Бухгалтерский учет. №24 – 2003.
  22. Инвентаризация дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет. №21 – 2006.
  23. Инвентаризация: бухгалтерская и налоговая. – М.: Информ – центр XXI века, 2007. – 320с.
  24. Налоговый учет резервов по сомнительным долгам // Главбух.№ 9 – 2009.
  25. Порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. № 21 – 2009.
  26. Резерв по сомнительным долгам // Бухгалтерский учет. № 1 – 2006.
  27. Учет дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет. № 21 – 2008.

Информация о работе Инвентаризация