Инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: углубленное изучение общей характеристики инвентаризации.
Задачи:
1. Определить сущность и значение инвентаризации;
2. Изучить порядок проведения инвентаризации;
3. Рассмотреть проведение инвентаризации по объектам учёта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1 Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета…………………4
1. 1 Сущность и значение инвентаризации…………………………………...4
1.2 Законодательная и нормативная база инвентаризации…………………..7
1.3 Порядок проведения инвентаризации…………………………………….9
2. Инвентаризация по объектам учета……………………………………………29
2.1 Инвентаризация основных средств……………………………………….29
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов……………...36
2.3 Инвентаризация финансовых вложений………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………………...47
Список использованных источников…………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

инвентаризация.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Проверка  фактического наличия имущества производится инвентаризационной комиссией в присутствии материально ответственного лица, а в части нематериальных активов – лица, ответственного за сохранность правоустанавливающих документов. До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица берется расписка о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, приняты к учету, а выбывшие списаны в расход. Расписка материально ответственного лица включена в заголовочную часть инвентаризационных описей.

     Результаты  проверки фиксируются в инвентаризационных описях и актах, составляемых по унифицированным  формам:

  • инвентаризационной описи основных средств (ф. № ИНВ – 1);
  • инвентаризационной описи нематериальных активов (ф. № ИНВ – 1а);
  • инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ – 3);
  • инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ – 5).
  • акте инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ – 15);
  • инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИНВ – 16).

     Эти документы составляются не менее  чем в двух экземплярах, а опись  по ф. № ИНВ – 5 – в трех экземплярах. Также в трех экземплярах составляется инвентаризационная опись арендованных основных средств, составляемая по ф. № ИНВ – 1 [10].

     По  окончании проверки и выведения  итоговых показателей описи подписываются  всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. При этом материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Один экземпляр описи остается у материально ответственного лица, второй – передается в бухгалтерию. Третий экземпляр инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ – 5), передается организации-собственнику этих ТМЦ. Третий экземпляр инвентаризационной описи арендованных основных средств передается арендодателю [4].

     Достаточно  распространенной ошибкой является отсутствие в описи подписи одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии, что приводит к признанию результатов инвентаризации недействительными.

     По  основным средствам, нематериальным активам, производственным запасам и оборудованию к установке (не сданному в монтаж), при проверке фактического наличия  которого были выявлены отклонения от учетных данных, бухгалтером составляются сличительные ведомости (ф. № ИНВ – 18, ИНВ – 19). В них отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач имущества указываются в соответствии с его оценкой в бухгалтерском учете. Сличительные ведомости оформляются в двух экземплярах, а затем подписываются бухгалтером и материально ответственным лицом. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, другой хранится в бухгалтерии.

     В акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ – 15) и инвентаризационную опись ценных бумаг (ф. № ИНВ – 16) включаются показатели как собственно инвентаризационных описей, так и сличительных ведомостей [20,21].

     Особенности проверки фактического наличия имущества

     При инвентаризации основных средств (ОС) инвентаризационная комиссия осуществляет осмотр объектов и заносит в инвентаризационную опись основных средств (ф. № ИНВ  – 1) следующую информацию:

  • при автоматизированной обработке результатов инвентаризации, если инвентаризационной комиссии выдана частично заполненная опись, - данные о фактическом наличии объектов, их стоимость;
  • если описи не были заполнены – полное наименование объектов, их назначение, инвентарные номера, основные технические или эксплуатационные показатели [9, 6].

     При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым  отсутствуют данные, характеризующие  их, инвентаризационная комиссия должна включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), общую полезную площадь, число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.

     Оценка  выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной цене, а амортизация по действительному техническому состоянию  объектов с оформлением сведений об оценке и степени амортизации соответствующими актами.

     В бухгалтерском учете выявленные инвентаризацией неучтенные объекты  ОС отражаются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (ф. № ИНВ – 18). Производится запись:

     Дебет счета 08 Кредит счета 91 – отражается рыночная оценка ОС, приведенная в сличительной ведомости и акте оценки объекта [11].

     В соответствии со сличительной ведомостью и актом оценки объекта (в котором  отражается рыночная цена ОС на момент инвентаризации и данные о степени его изношенности) составляется акт приема-передачи объекта основных средств (ф. № ИНВ ОС – 1). Принятие к учету здания (сооружения) оформляется актом о приеме-передаче здания (сооружения) по ф. № ОС – 1а только при наличии документов о государственной регистрации прав на недвижимость. Указанные акты составляются не инвентаризационной комиссией, а комиссией по приему-передаче основных средств. При этом определяется срок полезного использования объекта информации об амортизации. Производится бухгалтерская запись:

     Дебет счета 01 Кредит счета 08 – отражено принятие к учету объекта основных средств (в соответствии с актом по ф. №  ОС – 1 или ОС – 1а) [11].

     Более подробно инвентаризация ОС будет рассмотрена  в п. 2.1 данной курсовой работы.

     Инвентаризация  нематериальных активов (НА) заключается в проверке:

  • наличия документов, подтверждающих права организации на его использование;
  • правильности и своевременности отражения нематериальных активов в бухгалтерском балансе.

     Инвентаризационная  комиссия должна убедиться о регистрации прав и указать в инвентаризационной описи нематериальных активов (ф. № ИНВ – 1а) его реквизиты (дату и номер), сличить дату получения организацией прав на интеллектуальную собственность, зафиксированную в регистрирующем права документе, и дату принятия объекта к учету, которая указана в карточке по ф. № НМА – 1 [25].

     По  незавершенному капитальному строительству  в описях указывается наименование объекта и объем выполненных  работ по этому объекту, по каждому  отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При инвентаризации незавершенного капитального строительства следует проверить:

  • числиться ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
  • состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. Необходимо выявить причины и основание для консервации этих объектов.

     На  законченные строительством объекты, полностью или частично введенные  в эксплуатацию, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

     На  прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству  составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных  работ и их стоимости с указанием  причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация [25].

     Инвентаризация  оборудования к установке, не сданного в монтаж, осуществляется в том же порядке, что и инвентаризация производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции).

     При инвентаризации производственных запасов  проверяется их фактическое наличие  путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Данные проверки заносятся в выданную инвентаризационной комиссии инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ – 3).

     Товарно-материальные ценности, поступающие под отчет  материально ответственного лица во время проведения инвентаризации, принимаются им в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ТМЦ заносятся в отдельную опись "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации", где указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности [12].

     Методика  инвентаризации незавершенного производства в значительной степени зависит  от специфики деятельности организации. Инвентаризация незавершенного производства заключается в проверке заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) посредством фактического их подсчета, взвешивания, перемеривания. При этом необходимо:

  • определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
  • определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
  • выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

     Описи составляются отдельно по каждому обособленному  структурному подразделению (цеху, участку) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам – с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляется после полного их окончания.

     Материалы (в том числе покупные полуфабрикаты), находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись  незавершенного производства не включается, а инвентаризируются как производственные запасы и фиксируются в отдельных описях.

     Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

     Если  незавершенное производство представляет собой неоднородную массу или  смесь сырья (например, в кондитерской промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя:

  • количество массы или смеси;
  • количество материалов по отдельным наименованиям, входящих в состав массы или смеси.

     Количество  материалов определяются расчетами  в порядке, установленном отраслевыми нормативами и учетной политикой организации. [25

     Проверка  фактического наличия денежных средств  в кассе организации и денежных документов проводится одновременно с  инвентаризацией документарных  ценных бумаг, хранящихся в организации, и бланков строгой отчетности и оформляется актом инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ – 15).

     Результаты  проверки наличия документарных  ценных бумаг отражаются в отдельной  инвентаризационной описи ценных бумаг  и бланков строгой отчетности по ф. № ИНВ – 16. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия ценной бумаги, ее реквизитов (серии, номера, номинальной стоимости), учетной стоимости, срока погашения. При автоматизированной обработке результатов инвентаризации и выдаче на руки инвентаризационной комиссии ф. № ИНВ – 16 с частично заполненными графами комиссия заполняет графы о фактическом наличии документарных ценных бумаг и их фактической стоимости [21].

Информация о работе Инвентаризация