Инвентаризация как метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение инвентаризации как метода бухгалтерского учета.

Задачей курсовой работы является определение роли и значения инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.

Содержание

1 Инвентаризация как метод бухгалтерского учета……..………………….. 3
Введение……………………………………………………………...…………. 3
1.1 Роль и значение инвентаризации………………………………………….. 4
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета….. 6
1.3 Виды инвентаризации…………………………………….……………….. 8
1.4 Порядок проведения инвентаризации……………………………………. 10
1.5 Отражение результатов в учете…………………………………………… 14
1.6 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств...……..……. 16
1.6.1 Инвентаризации основных средств………………………………… 16
1.6.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей…….…………. 18
1.6.3 Инвентаризация кассы………………………………………………. 21
Заключение ……………………………………………………………………… 24
Список используемой литературы …………………………………………… 25
2 Практическая часть…………………………………………………………... 26
2.1 Краткие сведения об организации ООО «Олимп»……………………… 26
2.2 Бухгалтерский учёт ООО «Олимп»………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

тбу начало.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

     3 недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверхнорм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Если виновные лица не установлены и материально-ответственные лица отказываются в добровольном порядке возмещать ущерб, причиненный субъекту хозяйствования, в этом случае материалы по недостаче направляются, либо в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо с соблюдением сроков исковой давности в суд для взыскания сумм недостач с ответственных лиц по основаниям, предусмотренным законодательством.

     Таким образом, некомпенсированные материально-ответственными лицами недостачи товарно-материальных ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов [4, с. 50]. При этом дебетуется счет 99 «Прибыли и убытки» или 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

     Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались  средства, недостача (излишек) которых  обнаружена при инвентаризации.

     Излишки товарно-материальных ценностей, установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет соответствующих счетов (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы»,  43 «Готовая продукция» и др.) с кредита счета 99 «Прибыли и убытки».

     Предложения о регулировании выявленных при  инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского отчета представляются на рассмотрение руководителю предприятия, который  принимает окончательное решение.

     Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в  годовом бухгалтерском отчете.

      1.6 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств

      1.6.1 Инвентаризации основных средств

     Цель  инвентаризации - выявить фактическое  наличие и качественное состояние основных средств организации, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и уточнить данные бухгалтерского учета).

     При инвентаризации зданий, сооружений и  другой недвижимости комиссия проверяет  наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в  собственности предприятия.

     Инвентаризация  основных средств, как правило, проводится не реже одного раза в год перед  составлением годового отчета. Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом руководителя организации. В задачу комиссии входит и проверка правильности использования и хранения основных средств, выявление ненужных организации машин, оборудования.

     В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись  в одном экземпляре. Опись подписывается  комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию. Она предназначена для отражения данных инвентаризации на три даты с целью сокращения объема бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации основных средств.

     Объекты, которые не числятся в учете, записываются в описи и оцениваются по современной стоимости воспроизводства.

     Данные  инвентаризации сличают с данными  учета (инвентарными карточками) путем сопоставления.

     Недостача основных средств оформляется как  ликвидация, но с отнесением остаточной стоимости основных средств в начет материально - ответственному лицу:

     1 Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 01 «Основные средства» - обнаружена недостача основного средства;

     2 Дт 02 «Износ основных средств» Кт 01 – списывается износ за время эксплуатации;

     3 Дт 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 - сумма недостачи отнесена на материально–ответственное лицо.

     Излишки, обнаруженные в ходе инвентаризации приходуются, как безвозмездно поступившие основные средства.

     Расхождения между данными инвентаризации и  бухгалтерского учета оформляются  бухгалтерией путем составления  сличительной ведомости.

          

     Проверяется также наличие документов на земельные  участки, водоемы и другие объекты  природных ресурсов, находящихся  в собственности предприятий.

     При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учета  отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

     Оценка  выявленных инвентаризацией неуточненных объектов должна быть произведена с  учетом рыночных цен, а износ определен  по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

     Основные  средства вносятся в описи по наименованиям  в соответствии с основным назначением  объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в  опись под наименованием, соответствующим  новому назначению.  

     1.6.2 Инвентаризация товарно-материальных  ценностей 

     Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает организации проводить  инвентаризацию товарно-материальных ценностей не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете:

     - при смене материально-ответственных лиц;

     - при стихийных бедствиях;

     - в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.

     Основная  цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей  в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:

     - сохранность товарно-материальных ценностей;

     - правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента;

     - порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

     Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись  товарно-материальных ценностей по складам. Складские операции в этот период не проводятся, заведующий складом  в данной описи дает расписку о  том, что все документы склада записаны в карточку складского учета  материалов и сданы в бухгалтерию  организации.

     Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.

     Во  всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости.

     Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением  общехозяйственных расходов (Дт 10 «Материалы»,  Кт 26 «Общехозяйственные расходы»).

     Недостача ценностей списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с уменьшением стоимости и количества их по счету 10 «Материалы». По решению руководителя организации сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства: Дт 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально-ответственных лиц: Дт 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», Кт 94. Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности организации: Дт 91 «Прочие доходы и расходы», Кт 10 «Материалы».

     В организациях недостача и потери от порч ценностей, когда конкретные виновники не установлены, относятся на затраты производства.

                                                                                                                                Таблица 1

    Пример  инвентаризационной описи 

Наименование  материала Ед. изм Учетная цена, р. Фактическое наличие Числится  по данным бух-го учета
Кол-во Сумма, р. Кол-во Сумма, р.
Сахар т 10000 50,5 450000 50 500000
Мука т 6000 78 468000 80 480000
Итого - - - 918000 - 980000

     Существуют  также особенности ведения инвентаризации в тех случаях, когда во время проведения инвентаризации товарно-материальные ценности поступили, отпущены, отгружены, не оплачены в срок, находятся на складах других организаций, переданы в переработку другому предприятию, находятся в эксплуатации, выданы в индивидуальное пользование работникам или пришли в негодность и не списаны.

     Товарно-материальные ценности, принимаются материально- ответственным лицом в присутствии  всех членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или  отчету после инвентаризации.

     Эти товарно-материальные ценности заносятся  в отдельную опись под наименованием  «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма.

     При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях, и только с письменного согласия руководителя и главного бухгалтера организации  в процессе инвентаризации могут  отпускаться материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

     Эти ценности заносятся в отдельную  опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

     Члены инвентаризационной комиссии должны помнить, что допущенные ими ошибки во многом будут влиять на результат инвентаризации.

       1.6.3 Инвентаризация кассы

     Для проведения инвентаризации кассы распоряжением руководителя организации назначается инвентаризационная комиссия, в состав которой входят председатель комиссии, главный бухгалтер и кассир организации. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах, подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, а другой - остается у материально-ответственного лица.

     При смене материально-ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально-ответственному лицу, сдавшему ценности, второй – материально-ответственному лицу, принявшему ценности, а третий - в бухгалтерию.

Информация о работе Инвентаризация как метод бухгалтерского учета