Инвентаризация как метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение инвентаризации как метода бухгалтерского учета.

Задачей курсовой работы является определение роли и значения инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.

Содержание

1 Инвентаризация как метод бухгалтерского учета……..………………….. 3
Введение……………………………………………………………...…………. 3
1.1 Роль и значение инвентаризации………………………………………….. 4
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета….. 6
1.3 Виды инвентаризации…………………………………….……………….. 8
1.4 Порядок проведения инвентаризации……………………………………. 10
1.5 Отражение результатов в учете…………………………………………… 14
1.6 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств...……..……. 16
1.6.1 Инвентаризации основных средств………………………………… 16
1.6.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей…….…………. 18
1.6.3 Инвентаризация кассы………………………………………………. 21
Заключение ……………………………………………………………………… 24
Список используемой литературы …………………………………………… 25
2 Практическая часть…………………………………………………………... 26
2.1 Краткие сведения об организации ООО «Олимп»……………………… 26
2.2 Бухгалтерский учёт ООО «Олимп»………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

тбу начало.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования 

     «Комсомольский-на-Амуре  государственный 

     технический университет» 
 
 
 

     Факультет экономики и менеджмента

     Кафедра  «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     По  дисциплине «Теория бухгалтерского учета»

     Инвентаризация  как метод бухгалтерского учета 
 
 
 
 
 

     Студент группы 9БУ                                                      А.С. Кузнецова 

     Преподаватель                                                                 Г. П. Парамонова              
 

     2010 г.

     Содержание 
 

1 Инвентаризация как метод бухгалтерского  учета……..………………….. 3
Введение……………………………………………………………...…………. 3
1.1 Роль и значение инвентаризации………………………………………….. 4
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета….. 6
1.3 Виды инвентаризации…………………………………….……………….. 8
1.4 Порядок проведения инвентаризации……………………………………. 10
    1.5 Отражение результатов в учете……………………………………………
14
    1.6 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств...……..…….
16
     1.6.1  Инвентаризации основных средств………………………………… 16
     1.6.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей…….…………. 18
     1.6.3 Инвентаризация кассы………………………………………………. 21
Заключение  ……………………………………………………………………… 24
Список  используемой литературы …………………………………………… 25
2 Практическая часть…………………………………………………………... 26
2.1 Краткие сведения об организации  ООО «Олимп»……………………… 26
2.2 Бухгалтерский учёт ООО «Олимп»………………………………………. 27
Приложение  А «Приходный кассовый ордер № 75»  
Приложение  Б «Приходный ордер № 201»  
Приложение  В «Приходный ордер № 201»  
Приложение  Г «Требование № 301»  
Приложение  Д «Требование № 301»  
Приложение  Е «Требование № 301»  
Приложение  Ж «Расходный кассовый ордер № 79»  
Приложение  И «Расходный кассовый ордер № 80»  
Приложение  К «Расходный кассовый ордер № 81»

Приложение  Л «Объявление на взнос наличными № 12»

 
   

     Введение 
 

     Целью курсовой работы является изучение инвентаризации как метода бухгалтерского учета.

     Задачей курсовой работы является определение роли и значения инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.

     Так же задачей курсовой работы является рассмотрение видов инвентаризации, порядок ее проведения, а также документальное оформление. Раскрытие результатов (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете. Здесь же рассматриваются порядок и сроки проведения инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1 Роль и значение инвентаризации 

     Важным  этапом подготовки к успешному составлению  годового бухгалтерского отчета является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.

     Сам термин инвентаризация трактуется по-разному.

     Инвентаризация - это документы, оформленные в  соответствии с предъявленными к  ним требованиями, обеспечивают систематический  контроль за состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источников их формирования.

     Инвентаризация - установление на определенную дату фактических  средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования  путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта  в натуре и сличения фактических  остатков с данными бухгалтерского учета.

     Инвентаризация - прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества  экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии  и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и  его финансовые обязательства. В  ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом  проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации  правильно оценить надежность системы  бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля.

     Инвентаризация  имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия  имущества и финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений  в данные бухгалтерского учета.

     С помощью инвентаризации проверяется  правильность данных текущего учета  материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются  на учет не учтенные хозяйственные  объекты, контролируется сохранность  хозяйственных средств, которые числятся у материально-ответственных лиц. Практика показывает, что в отдельных организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.

     Задачи  инвентаризации:

     1   установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;

     2 контроль за сохранностью основных средств, материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

     3 выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью их реализации, а также материальных ценностей, полностью или частично потерявшие свои качества;

     4 проверка состояния складского хозяйства, условий хранения материальных ценностей и эксплуатации машин, оборудования, зданий и других основных средств;

     5.   проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и других статей баланса.

     Инвентаризация  проводится в обязательном порядке:

  • При смене собственника или реорганизации предприятия;
  • При ликвидации предприятия (учреждения);
  • Перед составлением годовой отчетности;
  • При смене руководителя предприятия или другого материально- ответственного лица;
  • При смене материально-ответственных лиц (на день приема - передачи дел);
  • При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления, а также порчи ценностей;
  • После пожара или стихийных бедствий;
  • По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.

     Выборочные  инвентаризации и контрольные проверки в течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют своевременно вскрыть нарушения, злоупотребления  и факты хищения, содействуют  сохранности имущества предприятия.  

     1.2 Связь инвентаризации с другими  элементами бухгалтерского учета 

     Следует начать с определения понятия  бухгалтерского учета. Бухгалтерский  учет – это упорядоченная система  сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и капитале организации путем сплошного, непрерывного документального отражения всех хозяйственных операций. 

     Для метода бухгалтерского учета характерным  является использование целого ряда приемов и способов, каждый из которых  дает возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, а в совокупности обеспечивают его  сплошное и непрерывное отражение.

     Составные элементы метода бухгалтерского учета  обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных [3, с. 26].

     Элементы  метода бухгалтерского учета:

  • документация;
  • инвентаризация;
  • оценка;
  • калькуляция;
  • счета и двойная запись;
  • бухгалтерский баланс и отчетность.

     Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета представляют собой единую систему. Бухгалтерский учет может  выполнить предназначенные ему  функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти  элементы, во-первых, в совокупности; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбора, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной  деятельности предприятия.

     Документация  должна обеспечить непрерывное отражение  в специальных носителях информации всех хозяйственных операций, но иногда изменения в составе хозяйственных  средств не поддаются регистрации  в тот момент, когда они произошли. Тогда эти факты выявляются и регистрируются путем проведения инвентаризации.

     Инвентаризация  не может проводиться без оценки, т.к. в результате оценки мы получим  фактическое наличие средств  или изменений в их объеме в  денежном выражении, вместо натурального.

     Но  в основе денежной оценки лежит калькулирование. Калькуляция позволяет определить фактическую себестоимость объектов в связи с потребностью выявить  отклонения индивидуальных затрат от общественно - необходимых.

     Применение  оценки и калькуляции в бухгалтерском  учете позволяет все объекты  учета и изменения выразить в  едином измерителе - в рублях. Это свойство результатов измерения в едином стоимостном измерителе широко используется в инвентаризации.

     Результаты  инвентаризации необходимо как-то отразить. Для этого применяются счета. Они необходимы для группировки  и текущего учета состояния и  движения каждого вида хозяйственных  средств и источников их образования. Так в бухгалтерском учете  выявленные излишки и недостачи  имущества находят свое отражение  на счетах.

     Чтобы иметь реальное представление о  результатах инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Периодическое  обобщение информации по годовой инвентаризации должно быть отражено в годовом бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации в балансе и отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета, в ходе которого отражают полученные в его системе наиболее общие стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.

     Каждый  предыдущий элемент обеспечивает применение последующего. Поэтому проведение инвентаризации должно осуществляться в строгом единстве с остальными элементами метода бухгалтерского учета. 

     1.3 Виды инвентаризации 

     Все проводимые на предприятии инвентаризации делятся по ряду признаков. В зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные.

     Полная  инвентаризация охватывает все имущество  и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой  и поэтому проводится один раз  в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к  концу отчетного года.

     Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия. Она должна проводиться систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность имущества предприятия, дисциплинирует материально-ответственных лиц, позволяет своевременно вскрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения [3, с. 112].

Информация о работе Инвентаризация как метод бухгалтерского учета